Во время обсуждения итогов транспортной реформы в Перми, полномасштабно развернувшейся год назад, депутаты подняли вопрос о летнем расписании автобусных маршрутов.
«Объем транспортной работы уменьшился, затраты увеличились. Это сказалось на частоте движения транспорта. Введено понятие «летнее расписание». Я был в микрорайоне Вышка в 8 утра, автобусы идут битком набитые. Люди подолгу ждут автобус №77, и в связи с этим на остановке практически «стихийная демонстрация», – поделился наблюдениями депутат гордумы Сергей Богуславский. Он попросил объяснить, на основании чего принимаются решения о корректировке расписания и проводился ли анализ ситуации в разрезе маршрутов.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин ответил, что в контрактах с перевозчиками изначально предусмотрено снижение объемов транспортной работы на 10% в июне-августе.
«Связано с тем, что пассажиропоток летом ежегодно снижается. Если говорить о текущей ситуации, то по сравнению с маем уменьшение показателя в июне составило в среднем по городу 8%. При этом по разным маршрутам снижение отличается. Сейчас мы ведем мониторинг и по возможности будем вносить корректировки уже в этом сезоне. К следующему лету станем оперировать не общей цифрой, а просчитывать расписание отдельно по каждому маршруту, опираясь на статистику этого года», – рассказал чиновник.
Наличие проблемы с маршрутом №77 подтвердил депутат Владимир Манин. «Число работающих людей, которые едут утром в час пик, летом практически не изменяется. Проанализируйте внимательно ситуацию», – призвал он.
Депутат Владимир Шептунов рассказал, что поступали жалобы на переполненные автобусы №6. По словам Анатолия Путина, на этом маршруте с середины июня увеличено количество транспорта и скорректировано расписание. «Считаем, что ситуация стабильная», – отметил он.
Как пояснил Business Class Александр Стерлягов, руководитель рабочей группы по пассажирским перевозкам Торгово-промышленной палаты, стандартное число рейсов в день на этом направлении – 14. С начала июня произошло сокращение до девяти. В связи с возмущением пассажиров количество графиков увеличили до 11. Но даже после этого уменьшение осталось более значительным, чем на 10%.
Забот полон год. Большое интервью с начальником департамента транспорта администрации ПермиКроме того, по словам предпринимателя, не всеми контрактами предусмотрен переход на летнее расписание. Например, такой опции нет в договоре на обслуживание автобуса №19. Тем не менее, департамент настаивает на изменении расписания и по этому направлению. Собеседник отметил, что вопрос правомерности этих действий планирует поставить перед прокуратурой.
В прошедшем году транспортная отрасль Перми сгенерировала убыток 1,962 млрд рублей. Это на 1,1 млрд больше, чем было заложено в бюджете первоначально. Для сокращения кассового разрыва администрация планирует увеличить доходы отрасли. Направления два – увеличение пассажиропотока (на 10-13%) и усиление контроля за сбором платы за проезд. Ранее – во время первой и второй волн коронавируса – рассматривался вариант с уменьшением объемов транспортной работы.
По мнению депутата Сергея Богуславского, отрицательный финансовый результат объясняется недостаточной скоростью отработки возникающих проблем.
«Департамент ведет себя как флюгер – сегодня нацелен в одну сторону, а завтра разворачивается на 180 градусов. В результате мы остаемся на месте и тратим на транспорт по 170 млн рублей в месяц. И уже видим прецеденты, когда текущие расходы «съедают» средства на капитальные вложения. Существует риск, что такое неспешное управление транспортной отрасли создаст проблемы в реализации проектов к 300-летию Перми: банально не будет хватать денег», – предостерег г-н Богуславский.
Депутата Дениса Ушакова масштаб проблемы заставил задуматься о возвращении к старой транспортной модели, когда выручка от продажи билетов оставалась у перевозчиков. Он поинтересовался, возможно ли это по окончании действия контрактов. «Законодатель дает нам выбор – оставлять выручку в бюджете или у перевозчика. Думаю, к этой развилке можно будет вернуться чуть позже. Мы отработали первый год, но нужен чуть более длительный период, чтобы оценить все полюсы, минусы и сделать выводы», – ответил начальник департамента транспорта Анатолий Путин.
Дискуссию поддержал депутат Владимир Молоковских.
«Когда мы начинали транспортную реформу, одним из аргументов было: одним перевозчикам платят субсидии 800 млн рублей, а другие получают сверхприбыль. Ожидалось, что при сборе выручки в один котел мы уменьшим размер дотаций или даже выйдем «в плюс». И где же эта сверхприбыль?» – саркастически заметил он. Г-н Молоковских прокомментировал и подход к развилке между двумя моделями сбора выручки: «В чем необходимость еще год ждать и кумекать? Что за это время произойдет? Уйдет еще два млрд из бюджета».