Автор: Яна Купрацевич
В интервью Business Class министр экономического развития и инвестиций Пермского края Эдуард Соснин рассказал о налоговых изменениях с 2022 года, реализации крупных инвестиционных проектов – строительстве аквапарка, онкодиспансера и гостиничных объектов. Кроме того, министр прокомментировал, с чем связана разница в трактовке официальной статистики – когда показатели растут, но бизнес этого не чувствует, и посетовал на неверие в поддержку предпринимателей. Но эту тенденцию региональный Минэкономразвития намерен переломить.
Эдуард Олегович, в регионе в процессе обсуждения сейчас несколько крупных инвестиционных проектов. Один из самых долго обсуждаемых – аквапарк. Компания «Востоксвязь» взялась за расчет финансовой модели проекта. На каком этапе эта работа?
– Для реализации этого проекта уже определено место – площадка по ул. Калинина, 84 в Кировском районе Перми. Сейчас ведется работа по объединению участков, чтобы потом удалось «посадить» объект. У потенциального инвестора есть понимание объема финансирования. Сейчас параметры согласовываются с кредитными организациями. Параллельно компания анализирует показатель годовой посещаемости аквапарка. Проект дорогой и сложный с точки зрения инфраструктуры и размещения. В регионе нет подобных объектов, поэтому нет и статистики. Поэтому проект прорабатывается тщательно, может, и не так быстро, как хотелось, но считаю – важно просчитать все детали «на берегу».
Как обстоят дела с переговорами по строительству онкологического диспансера в Перми с ГК «МедИнвестГрупп»? Удалось ли прийти к согласию по параметрам концессионного соглашения?
– Это еще один сложный проект. По концессии объекты здравоохранения такого масштаба у нас еще не строились. Точно могу сказать, что в ближайшее время выйдем на финишную прямую по переговорам и заключение соглашения. На сегодняшний день согласие по всем существенным условиям достигнуто. Мощность объекта – количество коек, площадь и т.д. – осталась прежней. Предварительная стоимость реализации оценивается в 12,7 млрд рублей.
Получается, цена выросла на 3,2 млрд рублей?
– Да, стоимость изменилась. Это связано с объективным фактором – ростом цен на строительные материалы. Постарались с инвестором сделать так, чтобы этот факт по минимуму повлиял на стоимость онкодиспансера.
Онлайн-строй. «Леруа Мерлен» меняет концепцию второго гипермаркета в ПермиСильно ли этот фактор отразился на других инвестпроектах?
– Я бы сказал, что последние два года вообще сильно сказались на инвестиционных проектах. С одной стороны, некоторые объекты действительно стали дороже. С другой – рост цен на стройматериалы привел к сокращению сроков реализации ряда проектов. Например, инвесторы приняли решение уменьшить количество этапов строительства, чтобы сократить вложения.
Есть ли те, кто отказался от реализации проекта?
– Это как раз радостный момент – ни один из предпринимателей, реализующих специнвестконтракты или приоритетные инвестпроекты, не отказался от планов. Еще один момент – корректировка стоимости ведется в допустимых пределах.
Правительство планировало сдать в аренду объект культурного наследия в центре Перми по ул. Пермской, 45. Найден ли арендатор?
– Аукцион на право аренды мы провели в октябре. Победитель определен – это ООО ««Проминком». Компания получила здание в аренду на 49 лет по льготной ставке. При этом арендатор берет на себя обязательства по реставрации объекта. Начальный этап – это восстановительный ремонт фасадов и оборудование архитектурной подсветки. Эти работы планируется завершить до 300-летия Перми. На следующем этапе – ремонт внутренних помещений.
Что планируется разместить в здании?
– Согласно контракту, арендатор может использовать его под организации социальной инфраструктуры, физкультурно-спортивного назначения, культурно-досуговые учреждения. Возможно также открытие магазинов, кафе, гостиниц и офисов. Пока о конкретных проектах «наполнения» пространства говорить рано, поскольку предстоит большая работа по ремонту.
В центре Перми планируется возвести сразу несколько крупных гостиниц – на месте ДК «Телта», отель в составе МФЦ «Эспланада», рассматривается вариант размещения гостиницы и в здании бывшего ВКИУ по ул. Окулова, 4. Такое количество соответствует потребностям Перми?
– У нас есть очень показательные данные: в структуре туристических услуг доля доходов от деятельности гостиниц в 2020 году в Прикамье составила 11,8%. Тогда как в Татарстане – 42,8%; Оренбургской и Нижегородской областях – 38,5% и 38% соответственно; Удмуртии – 34,5%; Свердловской области – 29,3%. Мы не дотягиваем до многих регионов по уровню оснащенности гостиницами. А из тех, что у нас есть, 74% вообще не имеют «звезд». Только три гостиницы на весь регион получили пять звезд.
В ближайшие годы в планах правительства увеличить турпоток в регион в два раза. Но развитие невозможно без модернизации инфраструктуры, в том числе и мест размещения туристов. На сегодня две трети всех гостей региона – это люди, приезжающие в деловые поездки. В год 300-летия Перми ожидается увеличение мероприятий событийного туризма и, следовательно, потока туристов. Поэтому объекты, которые возводятся в центре к юбилею, призваны улучшить ситуацию с выбором гостиниц для приезжих.
По-новогоднему бюджетно. В торговых центрах Перми не ждут масштабного предновогоднего ажиотажаВопрос, который, наверное, уже набил оскомину. Продолжает ли Минэкономразвития вести переговоры с компанией ИКЕА по открытию магазина?
– Мы не оставляем этих попыток ни на день. Но компания по объективным для себя причинам сосредоточилась на открытии гипермаркетов только в Москве и Санкт-Петербурге. Мы предлагаем разные варианты, чтобы хоть в каком-то формате увидеть компанию в регионе, не оставляем надежд открыть дизайн-студию ИКЕА. Тем более сейчас у нас появились новые качественные площадки в торговых центрах.
Для вас как для министра и для правительства в целом важно, чтобы такой крупный международный бренд был представлен в Перми?
– Бренд у нас, конечно, уже представлен, и многие предприниматели занимаются доставкой товаров из ИКЕА. Но наличие собственного магазина, считаю, стало бы очень полезным для региона.
Перейдем к налоговой политике. С 1 января 2022 года в регионе начнут действовать новые льготы для бизнеса. Какую отдачу регион хочет получить от новых мер поддержки?
– Самая главная задача, которую ставит перед экономическим блоком Правительства губернатор, – создать комфортную бизнес-среду, которая сыграла бы на увеличение количества предпринимателей на территории Прикамья. Число предпринимателей – это своеобразный маркер для инвесторов, говорящий о благоприятном инвестиционном климате. Для нас важно поддержать не только действующий бизнес, но и создать стимул для открытия новых предприятий. Именно поэтому, это была инициатива Дмитрия Николаевича Махонина, мы вводим максимально пониженные налоговые ставки в первые три года деятельности предприятия. Это не только стабильность, но и экономия средств для новичков на рынке.
«Рекордно низкие ставки» – это не для красного словца?
– Нет, это действительно так. Мы довольно пристально изучили опыт других регионов, которые ввели у себя подобные меры поддержки. Да, регионы вводят очень низкие ставки по упрощенной системе налогообложения для новых предпринимателей, однако здесь начинается много «но» с точки зрения условий. Где-то низкие ставки действуют только на время пандемии в 2020-2021 годах. Еще один «уникальный опыт» встретили в Удмуртии, где установлены пониженные ставки для впервые зарегистрированного на территории региона бизнеса, но действуют они при условии перерегистрации из другого региона, т.е. субъекты переманивают готовый бизнес из других регионов, но не стимулируют открытие нового, не думают о местных предпринимателях.
В Пермском крае ограничений по условиям нет?
– Пониженные ставки будут действовать для нового бизнеса вне зависимости от вида деятельности, количества сотрудников, если организация или ИП зарегистрированы в Прикамье.
Почему выбран срок три года?
– Мы провели анализ и выяснили, что средний срок жизни у трети предприятий в Пермском крае составляет 3-4 года. Поэтому поставили задачу: помочь предпринимателям пережить этот срок, чтобы они смогли направить сэкономленные на налогах деньги на развитие проекта.
Владельцы электромобилей вообще будут освобождены от налога. Это льгота с перспективой?
– В перспективе переход на электрокары означает увеличение доли использования более экологичного вида топлива. Кроме того, это позволит развивать инфраструктуру – заправки, сервисы по ремонту автомобилей и т.д. Сейчас в регионе 17 зарядных станций для такого транспорта, но чувствуется, что их не хватает. По нашему мнению, доходы от налогов на инфраструктуру (с заправок и т.д.) перекроют выпадающие доходы бюджета от новой льготы. Поэтому наша задача – простимулировать развитие этого направления.
Перед введением новых льгот Минэкономразвития провело инвентаризацию налоговых льгот. Некоторые признаны неэффективными. Если их не отменить, чем это чревато для бюджета?
– Льгота считается неэффективной, если она не стимулирует бизнес к развитию. Выпадающие доходы прибавляются к налоговому потенциалу региона, и в результате из Федерации мы получаем меньше дотаций, чем могли бы. Потому что с точки зрения Федерации – раз регион сохраняет неэффективную льготу, то он может себе это позволить.
Мы проанализировали и выяснили, что некоторые льготы действовали с 2004 года. С этого времени законодательство для ряда сфер изменилось, поэтому и льгота стала не актуальной. Объясню на примере: отменяем льготу в отношении имущества организаций, предназначенного для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сегодня предприятия, использующие преференцию, и так обязаны иметь такое имущество, и льгота не стимулирует его приобретать. И таких льгот у нас несколько. Но это не значит, что бизнес окажется один на один с дополнительными затратами. Сегодня в регионе существуют другие инструменты стимулирования бизнеса – это и специальные инвестиционные контракты, и приоритетные инвестпроекты.
При составлении нашего ежегодного проекта «ТОП-300 крупнейших предприятий Пермского края» выяснилось, что суммарная выручка крупнейших предприятий в 2020 году сократилась в четыре раза. Эксперты отмечают, что в этом году крупный бизнес восстанавливается после падения. Анализирует ли министерство ситуацию? Что повлияло на изменение ситуации в сфере крупного бизнеса?
– Действительно, мы все еще наблюдаем шлейф проблем от глобального спада в прошлом году. Но восстанавливаются бизнес, логистические цепочки. Об этом свидетельствуют и выросшие объемы отгруженной продукции, и показатели экспорта (+60% к прошлому году). Выросло и число прибыльных организаций в два раза по сравнению с прошлым годом. Экономика региона диверсифицированная и разноплановая, считаю, что шок-тест на коронавирус она прошла.
А если говорить про малый бизнес? Наблюдается ли аналогичная тенденция?
– Анализ контрольно-кассовой техники (ККТ) показывает, что с введением QR-кодов в начале ноября у многих предприятий упала выручка. Но уже сейчас этот же инструмент фиксирует восстановление оборотов по многим направлениям.
Оборот общественного питания в Пермском крае вырос на 28 %, но рестораны этого не ощущаютМногие представители бизнеса не соглашаются с официальной статистикой роста оборотов, указывая на то, что положительной динамики на деле они не наблюдают. Плюс к этому на ситуацию повлиял переход от ЕНВД к упрощенной системе налогообложения.
– Я слышал много комментариев относительно того, что нельзя сравнивать обороты 2019, 2020 и 2021 годов, поскольку влияет инфляция, более резкий рост цен и т.д. Мы это учитываем и поэтому анализируем не только данные ККТ, но и налоги. Особенно показателен в этом плане НДФЛ, поступления от которого растут. Растет и налог на прибыль, который напрямую коррелирует с полученной прибылью конкретной организации. Этот налог учитывает и затраты на зарплату, и на продукты по возросшей цене. Рост налога на прибыль говорит о том, что она есть. Конечно, я верю и понимаю, что не все предприятия смогли перестроиться. У кого-то бизнес стал более прибыльным, возможно, из-за перехода в режим доставки, если мы говорим об общепите.
Что касается отмены ЕНВД, то прошло уже почти два года. Разницу по росту поступлений мы видим колоссальную. Любые, даже самые горячие головы согласятся, что налоги должен платить любой бизнес.
Будут ли дополнительные решения о мерах поддержки бизнеса?
– Мы будем исходить из состояния той или иной отрасли. Некоторые по объективным показателям все еще не оправились от ограничений.
Пользуясь интервью, хотел бы напомнить предпринимателям: не забудьте по итогам года внести в налоговую декларацию данные о пониженной ставке. Я заострил на этом внимание не просто так. По итогам 2020 года только 20% предпринимателей, которые имели право на пониженную ставку по налогу, заявили об этом в декларации. Это данные Налоговой службы. Получается, они платят в несколько раз больше, чем могли бы.
Это невнимательность предпринимателей?
– Здесь может быть масса индивидуальных моментов. Невнимательность – это еще полбеды. Всю информацию по этим вопросам, напоминаю, бизнесмены могут получить в «Доме предпринимателя» по ул. Ленина, 68. Более серьезная проблема сейчас – это неверие предпринимателей в меры поддержки. Этот тренд мы должны переломить. Именно поэтому налоговая политика в регионе долгосрочная. Мы ввели пониженные ставки не только на три года для новичков, например, но и сделали эту функцию бессрочной. То есть за этой льготой предприниматель может обратиться не только в следующем году, но и в 2027-м, к примеру. Как бывший предприниматель я уверен: чем больше бизнесменов сами воспользуются льготами, тем большему числу знакомых они их посоветуют. Поэтому с неверием будем бороться.