Автор: Анна Лобанова
Евгения, прошло два года, как началась пандемия коронавируса, сейчас новый удар для индустрии. Сложившаяся на рынке ситуация схожа с теми условиями, в которых туристы, туроператоры и турагенты оказались в 2020 году?
– По сравнению с 2020 годом туристы стали намного спокойнее и адекватнее. Многие понимают, что туриндустрию очень сильно трясет, что деньги за несостоявшиеся туры остались на депозите, и как только стрессовая ситуация уляжется, то этим депозитом можно будет воспользоваться. Конечно, острые ситуации все-равно встречаются, у каждого человека бывают моменты, когда он нервничает и понимает, что ни денег, ни отпуска не получит. В эти моменты бывают неприятные звонки, и кто-то может сгоряча сказать гадости, но здесь уже и менеджеры относятся с пониманием, и туристы через пару дней успокаиваются. А вот с туроператорами стало, наоборот, намного сложнее общаться. Они сократили штат сотрудников, практически перестали отвечать на телефонные звонки, общение идет только через электронную почту.
Сейчас острый период остановки продаж, условия переноса денег неприятные. В 2020 году все было непонятно – ни денег, ни туров. Но все сидят дома, на улицу выйти не могут, поэтому морально было легче – ты на карантине и даже к подруге в гости не сходить, не то чтобы путешествовать. Сейчас повседневная жизнь якобы продолжается, но у тебя забрали отдых и деньги. Когда ты видишь в социальных сетях фотографии знаменитостей или знакомых с Мальдив и ОАЭ, а ты без денег, и неизвестно, когда полетишь на отдых, возникает напряжение. В моральном плане сейчас тяжелее. Работа с туристами, с которыми прошли огонь и воду, облегчает ситуацию.
Какая сейчас в целом атмосфера царит в турфирмах Перми?
– Я бы назвала это накопившейся усталостью. Если ты сейчас работаешь в туризме, то делаешь это не ради денег. У нас несколько случаев, когда переносим один тур уже в четвертый раз, никто не доплачивает за эту работу. Ты делаешь, потому что состоишь с туристом в хороших дружеских или партнерских отношениях. Если туристы начинают «компостировать» мозг, я откажусь от заработка и посоветую найти другого менеджера. Сейчас работа только по любви.
По вашим прогнозам, ждать ли громких уходов и закрытий пермских компаний?
– В текущих условиях не хочется привлекать новых клиентов какими-то особыми условиями. Если три года назад мы давали скидки, работали чуть ли не круглосуточно, только чтобы туристы бронировали у нас, то сейчас очень сильно ценим свой труд. Менеджеры, которые удерживают клиентов только скидками, уйдут. Те, кто не умеет подстраиваться под обстоятельства тоже завершат деятельность. Знаю, что многие турфирмы по-прежнему не умеют работать в Интернете, не хотят продавать автобусные туры по России. Например, турфирма работала только с путевками в ОАЭ, в дорогие отели Турции, на Мальдивы, а сейчас люди стали экономить, меньше отдыхать, нельзя не продавать условный Соль-Илецк. У многих турфирм огромные расходы на аренду офиса в центре города. Перед некоторыми стоит выбор: переезжать на окраину или вообще закрываться, кто-то не закрывается и залезает в долги. Либо ты перестраиваешься на новые условия, либо прекращаешь работать и уходишь с рынка.
Как изменился за последние два года условный средний турист?
– Туристы стали умнее, они заранее готовятся к поездкам и разбираются в происходящем. Те, кто бронируют и покупают туры, – это спокойные, рассудительные в большинстве своем люди. Раньше можно было купить путевку, не трезвея (улыбается). Отмечает компания День рождения – пришли к нам, купили путевку, потусили в другой стране и вернулись обратно. Никто даже не напрягался.
Самая главная особенность туристов сейчас – абсолютно у каждого человека в какой-то день случается озарение, и мы получаем вопрос: «А точно мой вылет за границу состоится?». Люди не могут осознать, что мы живем в настолько непостоянное время, сама мысль, что рейс заявлен, билеты проданы, а он не состоится – удивительна.
Турфирмы вынужденно обратили внимание на внутренний туризм. В одном из прямых эфиров вы делились, что набросали порядка 40 вариантов отдыха внутри страны и края. Поделитесь впечатлениями от работы с новыми форматами и направлениями. Как на новые предложения реагируют туристы?
– Туристы совсем не готовы к новым форматам путешествий. Выходом из сложившейся ситуации был бы запуск чартерных поездов на юг России. Я 16 лет работаю в туризме и застала времена, когда ездили чартерные поезда на юг прямо из Перми. Формировался отдельный вагон с пермяками, который прицеплялся к основному составу. В те времена были очень дорогие перелеты, мы к этому возвращаемся снова.
Я сейчас занимаюсь курсом для тех, кто хочет научиться путешествовать. И первая тема после событий февраля – «Отдых с детьми в Пермском крае». Таких вариантов очень мало, их практически не существует. У нас безумно красивый край, но мне с двухлетним ребенком некуда выйти из дома. И резко лучше в этом году не станет. Все говорили «Туризм в России плохо развит», но я бы сказала, что он еще не родился, его родители даже не встретились! Настолько сильная разница между инфраструктурой в Пермском крае и в той же Турции. Я знаю единственную базу в регионе, куда я могу приехать с ребенком, на которой созданы все удобства для семейного отдыха. Но там уже все занято. В санаториях с детьми можно отдохнуть, но ведь цены выше, чем в Турцию слетать.
Инфраструктуры для качественного отдыха нет. Такая же проблема во всех регионах. Для отдыха с ребенком подготовлен Сочи, там классно гулять с коляской, даже люди, которые работают в заведениях, ориентированы на детей. В Перми я чувствую, что ребенок лишний.
Когда у меня спрашивают мнение об отдыхе в России – это дорого, постоянный компромисс, нехватка комфорта. Из хорошего – большое разнообразие. В России сотни туристических маршрутов и вариантов отдыха, но добавляешь ребенка – и остается два-три.
Весенний этап туристического кэшбэка на отдых внутри страны наделал много шума – его внезапно анонсировали, досрочно завершали, потом вновь продлевали из-за высоко спроса. Эта акция стала спасениям для туристического бизнеса и туристов, которые хотят путешествовать?
– Турагентам акция добавила работы. Мы сравнивали стоимость поездки без кэшбэка со стоимостью перелета с проживанием в отеле, который участвует в программе. Получается, что делали двойную работу. Но для туристов это очень хорошая акция, она интересна всем сегментам. Например, на прошлой неделе забронировали путешественнику тур в Сочи с вылетом в июне на 11 ночей, питание (завтрак и ужин) за 115 тыс. рублей на двоих. Из этой суммы 20 тыс. туристу вернется. В рамках весеннего этапа нашим туристам на карты вернулось суммарно порядка полмиллиона рублей.
Запуск прямых рейсов из России в Египет после шести лет запрета – долгожданное событие для турагентов. Почему такая популярность у этой страны? И почему сейчас спрос на отдых в этой стране резко упал?
– Египет – это экзотично. Некоторые туристы не хотят лететь в Турцию, потому что там обычное море, а в Египте оно уникальное за счет рыб, кораллов. Туры в Египет раньше были недорогими. Даже премиум-отель обходился в приятную стоимость. Но есть важный момент – люксовый отель в Египте по уровню похож на посредственный отель в Турции. Перелет из Перми на курорты Египта занимает пять часов. Но у этой страны зимой нет альтернатив, если вы хотите поехать на море с ребенком в отель на первой линии и в формате «Все включено». ОАЭ – дорого, в Турции – холодно, а на нашем юге –дожди.
В любом случае Египет не может соревноваться с Турцией. Там ниже уровень сервиса, качества еды, номеров. Египет более простая страна. Турецкий бизнес более заинтересован в том, чтобы россияне прилетали и отдавали свои деньги. Поэтому турецкая сторона сейчас активно ставит рейсы, предоставляет свои авиакомпании и идет на диалог. Египту не так интересен туризм, он занимает 10% от всего валового оборота. Грубо говоря, в Египте 200 отелей, а в Турции их 2000. Египетская сторона не заинтересована в чартерах из Перми. За эти пять лет молчания они перестроились. Раньше цена была низкая, но кто сейчас полетит на курорты Красного моря за 200 тыс. рублей?
Некоторые туристы уже столкнулись с дискриминацией по национальному признаку в других странах. Есть ли у вас подобные рассказы очевидцев?
– Это зависит от страны. С Грузией до 24 февраля были дружеские отношения, сейчас на каждом светофоре украинские флаги и доходит до того, что в некоторых ресторанах позиция – мы русских не кормим. В Грузии очень резко поменялось отношение к русским. У меня несколько друзей живут в Грузии семьями, и они без лишней надобности не выходят на улицу. Чувствуется враждебное настроение. В Турции наблюдаются негативные высказывания со стороны жителей Украины, а турки говорят, что им конфликты не нужны: они курортная страна и всех принимают одинаково. В Азии – без разницы, в Индии, Таиланде и на Шри-Ланке свои проблемы, им не до нас. Про Европу сказать не могу – люди там разные.
В 2020 году многие страны стали закрытыми, и полетные программы из Перми убрали. По каким «прямым направлениям» из краевой столицы вы скучаете?
– Индия! У нас в свое время в Индии была «пермская диаспора». Очень много пермяков уезжали жить в Индию на 3-6 месяцев, и родители, друзья часто летали к ним в гости. Я в шутку говорила: «Это что – электричка у нас?» (смеется). В Индии дешевая еда, там много молодежи, есть чем заняться. Еще все скучают по Таиланду, не только Пермь, но и вся Россия. Там хорошая атмосфера, счастливые тайцы. Доминикана, Шри-Ланка и Таиланд – страны, где люди просыпаются и поют, человек подметает улицу и поет. Этого не хватает.
В Перми прорабатывают варианты создания технолэнда «Молотов»Фото на главной: личный архив Евгении Друиды.