Пассажиропоток общественного транспорта Перми за первые три месяца 2023 года достиг 55,6 млн поездок, что на 27,8% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
По просьбе Business Class в департаменте транспорта администрации Перми составили топ-10 городских маршрутов с самым большим числом пассажиров по итогам первого квартала 2023 года.
Возглавил рейтинг автобус №77 «Ул. Памирская – ул. Мильчакова». За январь-март текущего года по этому направлению совершено 2,7 млн поездок. По сравнению с первым кварталом 2022 года показатель вырос на 30,2%.
С третьего на второе место поднялся маршрут №27 «Площадь Дружбы – м/р Нагорный», на котором рост пассажиропотока составил 26,3%. На третьей строчке – направление №14 «Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская», где количество пассажиров за год увеличилось на 20%. Годом ранее он был вторым по загруженности.
Отметим также рост количества поездок на автобусе №50 «Ул. Гусарова – ул. Куфонина» (+44,5%). В первом квартале 2022 года он не входил в первую десятку, а теперь занял в ней восьмую позицию.
топ-10 (1 кв. 2023 г.) | топ-10 (1 кв. 2022 г.) | |||||
место | маршрут | пассажиропоток, чел. | рост по сравнению с 1 кв. 2022 г. | маршрут | пассажиропоток, чел. | |
1 | 77 | Ул. Памирская – ул. Мильчакова | 2 702 491 | 30,2% | 77 | 2 074 985 |
2 | 27 | Площадь Дружбы – м/р Нагорный | 2 436 868 | 26,3% | 14 | 1 996 927 |
3 | 14 | Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская | 2 395 654 | 20% | 27 | 1 928 688 |
4 | 1 | Пермь II – м/р Садовый | 2 033 066 | 38,4% | 1 | 1 468 857 |
5 | 36 | Театр «Ироничная компания» – Вышка-1 | 1 867 028 | 28,8% | 36 | 1 449 850 |
6 | тм5 | Станция Бахаревка – Пермь II | 1 702 501 | 38,2% | 20 | 1 360 856 |
7 | 20 | Новый Крым – Центральный рынок | 1 682 714 | 23,7% | 55 | 1 311 590 |
8 | 50 | Ул. Гусарова – ул. Куфонина | 1 527 200 | 44,5% | 15 | 1 262 633 |
9 | 55 | Ул. Милиционера Власова – м/р Архиерейка | 1 516 859 | 15,7% | тм5 | 1 231 975 |
10 | 15 | Центральный рынок – Южная | 1 515 245 | 20% | 67 | 1 177 824 |
Из всех 79 автобусных и трамвайных направлений в Перми рекордное увеличение пассажиропотока – у маршрута №17 «Пл. Дружбы – микрорайон Висим-2» – почти в 40 раз. Такая разница достигнута после продления маршрута до площади Дружбы. Вплоть до осени 2022 года автобус в микрорайоне Висим не имел связи с остальной маршрутной сетью. Причиной изоляции был сильный уклон улицы Восстания – из-за этого было законодательно запрещено прокладывать там регулярные маршруты общественного транспорта.
После изменения нормативной базы пермские власти сначала продлили маршрут №17, а затем запустили еще один – №37 «Микрорайон Висим – Улица Ушинского». Это новинка начала действовать с 2023 года.
На втором месте по росту пассажиропотока – маршрут №25 «Комсомольская пл. – Бродовское кольцо». В департаменте транспорта администрации Перми связали это с увеличением количества отправлений. С осени 2022 года на маршруте работают не две, а три машины.
В тройке лидеров также маршрут №13 «Песьянка – пл. Карла Маркса» (+55,5%). Здесь такая динамика может быть вызвана организацией выделенной полосы на участке на переходе Стахановская – Чкалова. «Стабильная работа и высокая скорость сообщения положительно влияют на привлекательность общественного транспорта», – отмечают в мэрии. В эту же логику укладывается то, что на второе место среди маршрутов с самым большим пассажиропотоком поднялся маршрут №27.
маршрут | итог, 1 кв. 2022 | итог, 1 кв. 2023 | динамика |
17 | 8 149 | 323 358 | 3868,1% |
25 | 77 359 | 124 666 | 61,2% |
13 | 466 726 | 725 826 | 55,5% |
24 | 237 920 | 365 899 | 53,8% |
10 | 700 980 | 1 065 348 | 52% |
трамвай 7 | 649 966 | 976 744 | 50,3% |
трамвай 4 | 650 724 | 975 533 | 49,9% |
48 | 81 040 | 119 514 | 47,5% |
68 | 580 004 | 852 717 | 47% |
50 | 1 057 096 | 1 527 200 | 44,5% |
54 | 217 548 | 314 038 | 44,4% |
29 | 148 185 | 208 443 | 40,7% |
трамвай 12 | 958 349 | 1 340 515 | 39,9% |
трамвай 2 | 273 782 | 381 191 | 39,2% |
28 | 141 757 | 197 203 | 39,1% |
На фоне общего роста числа пассажиров общественного транспорта есть направления, на которых зафиксировано небольшое, но снижение показателей. Так, автобус №34 «Микрорайон Новые Ляды – ул. 1905 года» в первом квартале 2023 года перевез на 3,2% меньше человек, чем за аналогичный период 2022 года.
Возможной причиной снижения пассажиропотока в департаменте транспорта назвали изменение тарифной сетки электропоездов, курсирующих на этом же направлении. Весной прошлого года станция Ляды включена в тарифную зону Пермской агломерации с ценой проезда 32 рубля (с 2023 года – 34 рубля).
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин отмечал, что борьбы за пассажиров между городским и пригородным железнодорожным транспортом нет. Обе стороны стараются выстроить единую систему. «Наша задача – скорее в том, чтобы автобусными маршрутами подвезти к ж/д станции, чтобы пересадка была удобной для пассажира, нежели конкурировать друг с другом», – говорил он.
Больше чем на 3% снизился пассажиропоток автобуса №8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый». «Возможными причинами сокращения могли стать изменения расписания движения всех автобусных маршрутов в микрорайоне Крохалева в течение года», – предполагают в департаменте транспорта.
Всего только у шести маршрутов динамика отрицательная.
маршрут | итог, 1 квартал 2022 | итог, 1 квартал 2023 | динамика |
34 | 94 014 | 91 041 | -3,2% |
8 | 413 189 | 400 389 | -3,1% |
9 | 11 791 | 11 485 | -2,6% |
5 | 179 660 | 176 375 | -1,8% |
35 | 44 307 | 43 854 | -1% |
26 | 300 193 | 298 485 | -0,6% |
Общее количество направлений общественного транспорта в Перми в рассматриваемые периоды (I кв. 2022 и I кв. 2023) осталось неизменным. Как уже упомянуто, в 2023 году открыт маршрут №37. Кроме того, возобновил работу трамвай №3 «Станция Пермь II – Красный Октябрь». Одновременно перестал курсировать автобус №88, который временно заменял эту связь.
Осенью 2022 года закрыт маршрут №78 «ПНИПУ – микрорайон Кислотные Дачи». Его отсутствие компенсировали запуском автобусов №77 по укороченному маршруту, что вероятно повлияло на показатель пассажиропотока на этом направлении (+30,2%).
Отметим также, что на маршруте №48 «Чусовской водозабор – микрорайон Январский» вместо автобусов большой вместимости с 1 декабря 2022 начал ходить транспорт среднего класса. Одновременно увеличилось количество отправлений. Пассажиропоток в результате вырос на 47,5%.
Услуги мобильных кондукторов в Перми станет оказывать компания из ТвериВместе с увеличением общего пассажиропотока общественного транспорта Перми с 43,5 млн до 55,6 млн пассажиров количество оплат тоже возросло – с 36,9 млн в первом квартале 2022 года до 43,8 млн за аналогичный период 2023 года. То есть доля оплаченных поездок снизилась с 84,8% до 78,8%. При этом число маршрутов без кондукторов, где традиционно больше безбилетников, увеличилось почти вдвое – с 33 до 60.
В связи с ростом пассажиропотока департамент транспорта продолжает работу над увеличением количества рейсов и маршрутов. В этом году планируется создать экспертный совет, который займется разработкой мероприятий по развитию отрасли.