Автор: Денис Кузнецов
В последние годы в мире особое внимание уделяется развитию креативных индустрий – вида экономики, в основе которой лежат взаимосвязи между творчеством, культурой и технологиями. Флагманом развития таких индустрий является креативный класс – социальная группа, включенная в постиндустриальный сектор экономики.
Наличие креативного класса в регионе помогает сформировать новую экономику, отвечающую вызовам современного мира. В год трехсотлетнего юбилея Перми участие креативного класса в развитии города усиливается. Изменения, происходящие в жизни краевой столицы, благотворно влияют на привлечение креативного капитала и формирование класса творческих и талантливых людей.
Согласно индексу креативного капитала за 2022 год, проводимому фондом Calvert 22 при участии консалтинговой компании PwC-Россия, Пермь заняла 19-е место в рейтинге. Столица Прикамья уступает по показателям креативности своим соседям – Екатеринбургу (4-е место в рейтинге), Казани (3-е место) и Уфе (14-е место).
В 2019 году Пермь занимала 11-ю строчку рейтинга Calvert 22 & PwC. Доля креативного класса в городе сокращается. Как отмечают исследователи, регион переживает спад человеческого капитала. Если в 2017 году доля креативного класса оценивалась в 1,3%, то в 2018-м упала до 0,9% и к концу 2021-го восстановилась только до 1,2%.
Привлекательность того или иного региона для креативного класса можно выразить формулой «3 Т» – технологии, талант, толерантность. Оценить уровень привлекательности того или иного региона в сравнении с другими позволяет индекс креативности – среднее значение индекса талантов, технологий и толерантности.
Отечественные исследователи предлагают рассчитывать индекс креативности российских регионов посредством применения сводного показателя, как среднего арифметического частных индексов таланта, технологий, открытости, бизнеса и среды. Согласно индексу креативного капитала, Пермский край проигрывает по общему рейтингу своим соседям – Татарстану и Свердловской области, которые для креативного класса кажутся более привлекательными.
В 2021 году численность креативного класса в России составляла около 3,4 млн человек (4,8% занятого населения в РФ), что следует из данных Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала (консорциум ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Института этнологии и антропологии РАН).
Бренд является важным показателем по привлекательности города для креативного класса. У Перми в формировании этого бренда в сравнении с другими городами есть сложности, отмечает географ, специалист по территориальному планированию и управлению, младший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований РАН Ярослав Глухов. По его словам, инфраструктура города находится на хорошем уровне и способна конкурировать с Казанью, Екатеринбургом и другими городами из данной категории, но при этом Пермь не обладает сильным брендом «города возможностей». «Для привлечения в Пермь представителей креативных индустрий из разных регионов России важен территориальный маркетинг – формирование имиджа территории и продвижение ее уникальности с целью повышения узнаваемости. Результат территориального маркетинга – это наличие прочных ассоциаций: например, Санкт-Петербург – Северная Венеция, Екатеринбург – столица Урала, Калининград – янтарь, Тула – самовар и пряник. В подобные яркие образы можно «зашить» тезисы о привлекательности города для молодежи в целом и для креативного класса в частности. На данный момент с Пермью ярчайшей ассоциацией у молодого поколения является сериал «Реальные пацаны», далее – «Счастье не за горами» и Культурная революция, медведь, фильм «Географ глобус пропил», Уральские горы», – поясняет г-н Глухов. Как считает эксперт, с каждой из этих ассоциаций нужно работать и использовать как инструмент популяризации города, а также создавать новые, особенно в разгар празднования 300-летнего юбилея.
Идея пошла пешком. Власти планируют реконструкцию ул. Пермской и вновь говорят об «Арбате»Стимулировать рост креативного класса в регионе может повышение уровня безопасности и комфортности городской жизни, расширение сферы досуга, доступности образования, медицины, развитие городской инфраструктуры и увеличение возможностей профессиональной реализации, считают опрошенные эксперты.
«Высокий уровень городского благоустройства является базой для сохранения и развития креативного класса в городе. Красивый город вдохновляет, настраивает на созидание и креатив, позволяет стремиться к лучшему, к прекрасному. Креативным людям необходимо постоянно черпать вдохновение, и город должен быть для них бесконечным источником для этого. Иначе они будут вынуждены покидать Пермь для поиска этого самого вдохновения, находя его в других, более эстетичных и развитых городах», – поясняет руководитель проекта «Урбан Пермь» Ростислав Толмачев.
Креативный кластер – это сообщество творческих и предприимчивых людей, живущих на конкретной территории или существующих в экосистеме. Объекты, построенные в центре города на территории бывших промзон, часто помогают вывести городские районы из депрессивного состояния. Креативные пространства способны перезапустить город – превратить промзону в центр культурной жизни и стать новой точкой сборки для бизнеса, жителей и туристов.
Территории вокруг кластеров дают возможности для девелоперов, становятся привлекательными для строительства и влияют на стоимость недвижимости. Кластеры становятся «третьим местом» – частью общественного пространства, не связанного с домом или работой, и новой точкой притяжения.
Сейчас у Перми есть серьезный градостроительный потенциал, который позволит ей привлечь креативный капитал в город, считает Ростислав Толмачев. «Для этого Перми необходимо увеличить темпы реновации промышленных территорий, с переносом предприятий на новые площадки за пределы города и появлением современных городских кварталов на их месте. Крупнейшей такой территорией является промзона с заводами в пределах улиц Чкалова-Куйбышева-Васильева-Героев Хасана и примыкающая к ней территория в пределах Чкалова-Ижевской-Героев Хасана. При строительстве новых заводских площадок, за пределами города, у сотрудников появится возможность жить в своем частном доме на природе в пригороде, при этом ездить на работу, минуя пробки, без заезда в город. А внутри плотной городской застройки освободится место для новых городских кварталов, социальных объектов и прочих точек притяжения», – утверждает эксперт.
Урбанист отмечает возможности Перми как города с лучшей системой городской мобильности, если региональный центр сумеет реализовать свой потенциал по развитию транспорта. «Сегодня Пермь является городом-миллионником с самым низким уровнем автомобилизации – всего 23,9%, а также с лучшей региональной системой общественного транспорта. Если город продолжит развивать приоритет общественного транспорта, а также компактного личного транспорта – велосипедов и самокатов, то сможет занять нишу города с лучшей системой городской мобильности. Это будет включать в себя минимальное время на перемещение по городу, минимальные затраты жителей на транспорт, минимальное количество вредных выбросов от транспорта, а также минимальный уровень травматизма и смертности в результате транспортных происшествий», – рассказывает руководитель проекта «Урбан Пермь».
В современном постиндустриальном обществе главным драйвером и ресурсом экономики становится человеческий капитал, считает пермский социолог, специалист по образовательным программам и преподаватель Ольга Нуора. «Умение находить нестандартные решения и смотреть на рабочую задачу с разных сторон, творческий подход к делу, готовность учиться и переучиваться – всеми этими качествами, так необходимыми для создания востребованных товаров и услуг в современной постиндустриальной экономике, где потребители становятся все более изощренными в своем выборе, а конкуренция между производителями все выше, – обладают представители креативного класса. Это те люди, которые готовы творить и сделать из ничего «конфетку», что видится им не как невыполнимая задача, а как интересный вызов», – поясняет эксперт.
На сегодняшний день единого понимания термина «креативный класс» нет, считает социолог Ольга Нуора. Главным критерием принадлежности к креативному классу можно назвать наличие профессии, связанной с креативной и интеллектуальной деятельностью. По ее словам, к типичным представителям креативного класса в России можно отнести молодых мужчин и женщин (25-34 года), имеющих высшее образование, проживающих в городах-миллионниках. Основными представителями креативного класса в России являются специалисты по рекламе и разработчики программного обеспечения. Также к этой группе относятся специалисты в области дизайна, образования, искусства, науки и технической сферы, а также бизнеса, финансов и права.
В Перми примером культурной реновации является «Завод Шпагина» – бывшая промзона, ставшая новым общественным пространством.
В ноябре 2017 года с собственниками завода «Ремпутьмаш» подписано соглашение о приобретении имущественного комплекса Пермского РМЗ. В феврале 2019 года площадка перешла в собственность Пермского края. По заверениям властей, «Завод Шпагина» должен стать центральной частью культурно-рекреационного кластера в долине реки Егошихи, объединяющего на одной территории театральную резиденцию, площадку для проведения культурно-развлекательных мероприятий, музыкальную резиденцию, креативную индустрию и другие объекты социокультурного назначения.
Если «Завод Шпагина» является примером создания креативного кластера «сверху», то пространство «ДОМ», расположенное неподалеку от «Завода», выглядит показательной инициативой «снизу». Команда творческих предпринимателей создала место, которое привлекает и генерирует современный креативный класс в городе.
Сильно повлияла культурная революция, проходившая в Перми в годы губернаторства Олега Чиркунова, рассказывает Business Class один из сооснователей пространства, совладелец сети кофеен Cup by Cup и Lemon Tree Дмитрий Мосягин. «Как раз на нашу зрелую юность выпали преобразования, связанные с «Белыми ночами» и всей этой «движухой», которая в те годы активно проявлялась в Перми. Это было хорошо, потому что до того был некий вакуум. Те события были всплеском энергии именно в культурной сфере, чтобы наше поколение обратило внимание: Пермь – это не только индустриальный город, в нем есть что-то еще», – поясняет г-н Мосягин.
Доработаться до совместной жизни: как предприниматели из Перми строят деревнюНа сегодняшний день на площадке активно проводятся концерты пермских и приезжих артистов. Регулярно, каждый месяц, проводятся джазовые концерты музыкантов из Екатеринбурга. Также в репертуаре ДОМа часто можно встретить поэтические вечера с открытым микрофоном от разных организаторов, концерты, организованные независимыми творческими молодежными объединениями, чайные церемонии под звуки флейты, пермский стендап, театральные постановки, читки пьес и многое другое.
В планах создателей пространства – развитие фонда и команды, которая могла бы помогать начинающим артистам, в том числе в вопросах менеджмента, продвижения и продюсирования, вести консультативную работу. Постепенное расширение технической базы, приобретение дополнительного оборудования. А также другие форматы событий – лекции и дискуссионные клубы.
«Проекту всего два года. Первый год я сам занимался событийными мероприятиями в пространстве, это было непросто», – говорит его создатель.
«За один год я узнал, сколько интересных и разных сообществ есть в Перми. Пока что у меня не было возможности собрать эту информацию и проанализировать, составив некую карту сообществ, которые в городе проявлены. Они существуют, но могут не знать друг о друге. У нас была задумка составить такую карту и провести мероприятия, чтобы эти сообщества узнали друг о друге, стали между собой взаимодействовать», – говорит г-н Мосягин.
По словам географа Ярослава Глухова, для креативных индустрий важно создавать мероприятия, встречи, творческие события, IT-обучение, использовать городское пространство на максимум.
«Креативный класс создает спрос на уютные и небольшие кафе, где можно проводить время за работой или организовывать встречи, на оборудованные общественные пространства, на культурные мероприятия. Все это преобразует городское пространство, усложняет его и насыщает новыми функциями и видами деятельности», – говорит Глухов.
Эксперт выделяет атмосферное лофт-пространство «Старокирпичный переулок» по ул. Ленина, 44. Кроме того, в арт-кластере находятся несколько авторских кофеен и баров – «Совесть», кафе-галерея «Дзен», паста-бар «Пастарь», магазины Polytope и The Rocket. Особенностью локации является частная культурная институция – филармония «Триумф», которая недавно отметила семилетие со дня основания. В «Триумфе» создаются и реализуются проекты в сфере современного музыкального искусства, камерные концерты, театральные постановки оригинальных жанров, открытые лекции, мастер-классы, кинопоказы и даже полуфиналы Чемпионата России по парикмахерскому искусству.
Репрезентативным примером креативной институции является Центр городской культуры, функционирующий по ул. Пушкина, 15. Это принципиально новая для Перми независимая площадка, созданная для поддержания местных культурных, общественных и просветительских инициатив. На площадке Центра расположен первый и единственный в Перми независимый книжный магазин «Пиотровский», работает кофейня Caramella, а также проводятся творческие встречи, мастер-классы, лекции и яркие фестивали – «ПермьВинтаж» и WE-Fest.
Другим крупным креативным пространством в городе является «Часовой завод» по ул. Чернышевского, 28. На площадке проводятся спектакли, концерты, выставки, перформансы, лекции и мастер-классы экспертов в разных областях науки и культуры, среди которых можно отметить «Лабораторию современного зрителя», проводимую на «Часовом заводе» в партнерстве с Пермским театром оперы и балета.
У Перми есть возможность стать лидером сразу в двух сферах развития города – застройки и транспорта, что создаст яркие конкурентные преимущества и сделает Пермь одним из ведущих городов для привлечения и сохранения человеческого капитала в целом, отмечают эксперты.
Привлекательность города определяется инфраструктурой, считает Ярослав Глухов. «Инфраструктура – это все, что создает комфортную жизнь. Другая важная составляющая привлекательности – это люди, которые создают публичные события, связанные с креативными индустриями. Благодаря этим публичным ивентам общество узнает о городе, и люди обосновывают для себя его привлекательность. То есть наличие инфраструктуры – это база, однако важнее ее использование представителями креативного класса», – объясняет г-н Глухов.
По словам эксперта, важно участие всех групп интересов в развитии города как точки притяжения креативного класса.
«Планирование устойчивого развития территории – большой комплекс работ, в который включены представители науки, власти и гражданского общества. Именно эта цель подразумевает повышение качества среды на определенной территории, а креативные индустрии развиваются в большей степени там, где созданы более комфортные условия для жизни», – считает географ.
Окунуться в прошлое Перми. Завершился VII Исторический форум