В российском бизнесе за последние несколько лет происходят серьезные трансформации – пандемия COVID-19, уход иностранных компаний, изменения рынка труда. Трансформации меняют и корпоративную культуру.
Корпоративная культура – одна из движущих сил, определяющих политику компании, ее собственный бренд-код. В основе этой культуры – фундаментальные принципы, которых придерживается менеджмент и сообщества при принятии решений, постановке задач, выборе направления и развития.
Современные российские компании идут на разные виды формирования собственного ДНК-бренда, в том числе на нестандартный подход к корпоративной культуре. Один из таких уникальных примеров в России – корпоративная деревня команды пермских заведений Cup by Cup и Lemon Tree.
Кризис как катализатор
Прообраз деревни появился в головах владельцев сети кофеен еще в 2020 году. В тот год человечество столкнулось с пандемией коронавирусной инфекции, которая полностью изменила мир на «до» и «после». В 2020 году в России с самоизоляцией были закрыты практически все общественные места досуга, в том числе клубы, кафе и рестораны. COVID-19 внес свои коррективы и в образ жизни сотрудников сети кофеен Cup by Cup и Lemon Tree.
«В 2020 году наши заведения закрывают. Ты даже не можешь платить за съемную квартиру. У тебя ни на гречку, ни на огурцы, ни на квартиру денег больше нет», – рассказывает сооснователь Cup by Cup и Lemon Tree Дмитрий Мосягин.
«Главным в тот момент было сохранить команду, зарплату, отношения с арендодателями. У тебя есть команда, которой нужно кушать, им также нужно платить за квартиру и по счетам. Ты понимаешь, что пандемия не вечная, она закончится и тебе надо будет с кем-то дальше выходить на работу. Поэтому все финансовые риски, которые мы могли взять на себя, – мы взяли. Максимально сохранили команду и работоспособность проектов. Мы очень жестко урезали свои личные бюджеты», – поясняет г-н Мосягин.
Предприниматели со своей командой стали искать варианты выхода из ситуации. Пробовать съехаться вместе, чтобы минимизировать расходы. «Мы нашли таунхаус в микрорайоне Костарево, который снимаем по цене двух однокомнатных квартир. В разные времена, начиная с 2020 года, нас проживало там от четырех до восьми человек. У нас там еще находится и офис, в который также приходят наши сотрудники», – говорит сооснователь сети кофеен.
Помимо того, что в таунхаусе находится коливинг команды Cup by Cup и Lemon Tree, еще там расположено собственное производство крафтового растительного молока – отдельный цех внутри коливинга.
Коливинги – относительно новое явление на отечественном рынке недвижимости, пришедшие к нам из Европы. Часто коливинги ассоциируют со студенческими общежитиями, однако в действительности он представляет собой нечто среднее между хостелом и традиционной квартирой. Жители коливингов объединены общей идеей и ценностями. В каком-то смысле коливинг – квартирный способ выражения современной корпоративной культуры.
В коливинге у каждого жителя есть отдельное приватное пространство, а остальные зоны, такие как прием пищи, коворкинг и места отдыха находятся в совместном пользовании резидентов. Как правило, такая недвижимость рассчитана на молодых людей без семьи, которые заинтересованы в активном досуге и общении с соседями, формировании сообщества друзей и единомышленников.
«Первый этаж у нас технический, а на третьем находится большой open space (вариант планировки офиса, для которого характерно большое количество свободного пространства для сотрудников компании без разделения на отдельные кабинеты, – прим. ред). У каждого там свои небольшие зоны, есть обеденная часть, есть камерный спортзал, зона с пуфиками и фортепиано. Мы живем так уже три года. Сначала это была вынужденная мера, а сейчас как-то кайфово стало», – рассказывает г-н Мосягин.
Постояльцы коливинга разнообразны. Кроме самих сотрудников компании в нем живут две собаки, хомяк и рыбки. Команда Cup by Cup и Lemon Tree решили не ограничиваться коллективной «квартирой» и пошли дальше – к созданию собственной корпоративной деревни.
От коливинга к деревне
«Опять же – 2020 год. Мы давно хотели строить что-то за городом, чтобы отдыхать самим и давать возможность ребятам, которые работают в наших проектах, бывать на свежем воздухе, на природе», – говорит Дмитрий Мосягин. По его словам, работа в сфере гостеприимства очень классная, но имеет под собой ряд особенностей. «Тебе нужно быть максимально внимательным к гостям, к коллегам по смене, чтобы получалась та самая атмосфера, которая является точкой притяжения и магнитом. Чтобы такое состояние у сотрудников было, чтобы они могли быть сконцентрированы на работе – им нужно качественно отдыхать», – делится сооснователь Cup by Cup и Lemon Tree.
График работ у ребят, которые трудятся в кафе и кофейнях, необычен – один день рабочий и два дня выходных, но есть и другие вариации. «Всего десять дней в месяц они работают, двадцать дней отдыхают. Обычно в нашей сфере график два через два – пятнадцать дней работаешь и столько же отдыхаешь. Но мы сделали такой график намеренно, чтобы ребята восстанавливались. Пребывание на природе – это очень качественный отдых», – говорит г-н Мосягин.
Задумка создать место на природе, куда бы ребята могли в любое время приезжать и отдыхать, появилась у владельцев кофеен давно. «Раньше мы просто выезжали в походы, ходили на сплавы. Мы и сейчас продолжаем это делать, но в 2020 году, когда нас закрыли, мы начали искать участок земли – делать же что-то надо. Все сложилось», – поясняет предприниматель.
Бизнесменов привлекало направление в сторону деревни Успенка, которая расположена в восьмидесяти километрах от Перми в направлении города Чусового. В этой деревне есть купель, которая интересовала активных владельцев кофеен: Дмитрий и его партнеры по бизнесу придерживаются вегетарианства, здорового образа жизни, занимаются спортом (бег – горные ультрамарафоны, скалолазание и т.д.) не курят и не употребляют алкоголь.
«Рядом расположен Свято-Успенский Трифонов мужской скит, и в нем как раз находится этот источник. Нас не столько монастырь привлекает, сколько источник, потому что мы люди природные и очень любим холодную воду. Мы ездим туда с 2014 года и купаемся в этой ледяной воде. В 2017 году мы решили проехать деревню Успенку насквозь, посмотреть, что находится дальше по этой дороге. Спустились до следующей деревни, поднялись на гору и поняли, что здесь надо жить», – рассказывает сооснователь кофеен.
Собери дом за 48 часов. В Пермском крае набирают популярность каркасные дома31 мая 2023, 07:00В 2020 году команда натыкается на объявление земельного участка на «Авито», расположенного рядом с этой горой. «Как компанию мы открыли с двух кредиток в 2012 году, так и на участок с кредиток скинулись, купили его. А там – только электрический столб, елки и больше ничего нет», – улыбчиво говорит Дмитрий Мосягин.
Первые постройки в деревне были из деревянных паллетов со склада кофе и досок из разобранного летника. «Из этих вторичных материалов мы начали строить своими руками. Сначала это были четыре паллета, на которых стояла палатка, – с этого мы начали деревню. Постепенно эти паллеты обросли стенами, появилась крыша – так появился первый домик. Мы его утеплили, чтобы иметь возможность находиться там круглогодично. Изначально он строился как времянка от дождя, а получился очень комфортный домик в минималистичном стиле маленьких домов, которые сейчас очень популярны в западном мире», – конкретизирует Дмитрий Мосягин.
Размеры первого домика – 8,5 квадратных метра. Там комфортно находится двум/трем людям: готовить еду, читать, спать. Как рассказывает Дмитрий, продумывалось все с точки зрения оптимизации и дизайна, чтобы в этом домике было удобно.
Строят деревню владельцы бизнеса на карманные деньги. «Мы строим своими руками. Перераспределяем средства – покупаем два огурца вместо четырех и берешь еще гвозди. Строим эту деревню буквально на свои обеденные деньги», – говорит г-н Мосягин.
Сейчас в корпоративной деревне уже три домика. Строительство команда ведет полностью самостоятельно от начала и до конца. «Абсолютно все сами, начиная от фундамента и вплоть до монтажа электрики и покупки мебели», – рассказывает предприниматель.
В дальнейшем предприниматель планирует открыть глэмпинг. «Туда можно будет приехать, отдохнуть и восстановить силы. Первоначальная задача – сделать место отдыха для наших сотрудников, но впоследствии пространство будет открыто для всех наших гостей», – дополняет сооснователь Cup by Cup и Lemon.
Сейчас команда заложила фундамент для домика побольше, в котором будет три маленьких спальни. В нем смогут разместиться до восьми человек. «Это будет комплекс из нескольких построек – небольшая баня, столовая – место встреч, общения и трапезы, а также пару-тройку домиков, в которых можно будет остановиться», – резюмирует предприниматель.
Другие корпоративные коммуны
Корпоративная деревня команды пермских заведений Cup by Cup и Lemon Tree является уникальным примером корпоративной культуры в России. Однако подобные пространства существуют в других регионах страны, куда приезжают жить люди с общими ценностями и взглядом на мир.
В граничащей с Пермским краем Кировской области существует поселок программистов. Он расположен в Слободском районе на берегу пруда. Коттеджи здесь приобретают для постоянного проживания разработчики и дизайнеры. Для того чтобы приобрести недвижимость в деревне программистов, необходимо пройти личное собеседование с уже живущими здесь.
Другой пример – медиадеревня «Завидово» в Лотошинском районе Подмосковья. Это поселок, который решили создавать российские журналисты в 2019 году. Участок в 15 соток здесь может получить любой желающий представитель СМИ. Помимо жилых домов здесь строят магазин фермерских продуктов, спортивный центр, детскую площадку и веревочный парк.
Самым показательным опытом поселения, объединенного общей идеей, является деревня Никола-Ленивец. Она расположена на берегу реки Угра в Калужской области. Никола-Ленивец является излюбленным местом художников и архитекторов. В поселке находятся десятки арт-объектов, мастерских и общественных пространств. Творческие люди заранее арендуют здесь дачи в преддверии знаменитого ежегодного фестиваля ленд-арта и современного искусства «Архстояние».