Автор: Елена Воробьева
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем российского рынка рекламы в средствах ее распространения по четырем медиасегментам – интернет, радио, пресса, ООН – в 2022 году составил 392 млрд рублей, что на 2% меньше, чем в 2021 году. При этом на долю интернет-рекламы пришлась большая часть этой суммы – 324,9 млрд рублей.
Объем регионального рекламного рынка в 2022 году составил 39,2 млрд рублей, что меньше 2021 года на 3%. Статистика непосредственно по пермскому рынку интернет-рекламы не ведется, поэтому судить о его объемах достаточно проблематично.
По субъективной экспертной оценке соучредителя комплексного интернет-агентства АМАДО Алексея Богдановского, локальный рынок стагнирует и никаких существенных изменений, снижения или роста, не наблюдается. С этим соглашается и основатель рекламного производства «Студия 7» Егор Барыкин, но допускает и постепенное увеличение объемов рынка в связи с региональным экономическим ростом, благодаря которому увеличивается количество организаций.
Директор и создатель студии «Абилити» Александр Болтасев, напротив, считает, что объемы рекламного рынка выходят из стагнации и набирают обороты ввиду повышения спроса. Как поясняет г-н Болтасев, это обусловлено сезонностью для некоторых типов товаров, а также активностью самих собственников бизнеса в летние периоды.
Негативно влияют на состояние рекламного рынка утечка IT-специалистов за рубеж и санкции со стороны западных стран, а также продолжают сказываться последствия пандемии и проведение специальной военной операции.
Помимо этого, недавно был подписан и опубликован Закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который подразумевает ответственность за отсутствие маркировки интернет-рекламы. С 1 сентября 2023 года за нарушение можно будет получить штраф до 700 тыс. рублей.
Как рассказал Business Class Алексей Богдановский, принятие закона стало ударом для отрасли, так как в правилах маркировки интернет-рекламы по-прежнему присутствует много неясностей. «Будет сложно не только рекламным агентствам. Правила по маркировке слишком противоречивы, много расплывчатых толкований. Например, с маркировкой вполне могут столкнуться компании при размещении собственной «рекламы» (баннеров) у себя на сайте или в соцсетях», – посетовал г-н Богдановский.
Что нужно знать о маркировке интернет-рекламы – законы, ответственность и штрафыДля адаптации к кризисным ситуациям рекламные компании оптимизируют расходы, укрепляют взаимоотношения с ключевыми клиентами и активно ищут новых, подключают новые каналы рекламы, перестраивают работу отдела продаж и систему работы над рекламными проектами, а также реализуют новые схемы мотивации сотрудников и вкладываются в их обучение.
«Кризис становится толчком для роста и дает возможность сократить количество конкурентов, но нужно иметь в запасе несколько вариантов решения проблемы», – отмечает Егор Барыкин.
Из событий, оказавших положительное влияние на отрасль, можно выделить проект «Пермь-300». Например, «Студия 7» и ряд других рекламных компаний обратились к продукции, с которой обычно не работают, – сувенирам с юбилейной символикой.
Несмотря на наличие опыта работы с зарубежными клиентами, сегодня пермские рекламные агентства в первую очередь ориентируются на российский рынок.
По словам Егора Барыкина, команда «Студии 7» делала сайты для нескольких клиентов из Европы, но это составило лишь сотую часть от общей выручки компании. На данный момент рекламное производство планирует расширять географию только по России.
Алексей Богдановский рассказал, что комплексное интернет-агентство АМАДО потеряло ряд зарубежных клиентов, которых было трудно заместить. «Пока мы сосредоточились исключительно на российских клиентах, но о возвратах к зарубежным продажам активно думаем», – добавил г-н Богдановский.
У студии «Абилити» имеется большой опыт работы с клиентами из разных стран, но в этом году работа с иностранными компаниями не велась, рассказывает Александр Болтасев. Сейчас в студии делают акцент на российский рынок.
В рекламных агентствах отмечают изменение количества, состава и активности рекламодателей, рекламных площадок, рекламируемых товаров и услуг. Сильное влияние на рынок интернет-рекламы оказал уход из России компании Google.
«Там были существенные рекламные бюджеты, которые перераспределяются в сторону российских социальных сетей (например, ВКонтакте и Яндекса). Это повлияло в том числе на стоимость размещения рекламы для конечных рекламодателей из-за монополизации каналов размещения», – пояснил Алексей Богдановский.
Как рассказал основатель рекламного производства «Студия 7» Егор Барыкин, его компания всегда оказывала услуги другим рекламным производствам на территории края, поскольку она имеет много своих мощностей. «Во время кризиса многие наши конкуренты прекратили свою работу в связи с уменьшением объема рынка, поэтому мы стали меньше взаимодействовать с рекламными компаниями. Наша основная выручка идет от работы с компаниями, которые занимаются торговлей самыми разнообразными товарами», – поделился г-н Барыкин.
Пул клиентов комплексного интернет-агентства АМАДО состоял из российских производителей, оптовиков и дилеров, и в этой связи изменений нет, сообщает Алексей Богдановский. Что касается рекламируемых товаров и услуг, выросла доля продуктов, связанных с импортозамещением: от станков и запчастей до БАД и электроники и т.п.
Главным трендом последних лет Алексей Богдановский называет переход от оффлайн-рекламы к онлайн. «Идет постепенное перетекание бюджетов. Интернет-реклама уже не такой дешевый инструмент, как раньше, но она позволяет, в отличие от классической оффлайн-рекламы, достаточно точно работать с аудиторией, понимать и контролировать затраты и окупаемость этой рекламы», – поясняет г-н Богдановский.
Что касается новшеств в работе рекламных агентств, они активно тестируют нейросети для выполнения рутинных задач. В рекламном производстве «Студия 7» использует чат-бот с искусственным интеллектом Chat GPT, который помогает в написании текстов. С его помощью также составлены некоторые регламенты.
Игры интеллекта. Как использовать нейросети для бизнеса и не нарушить законУ комплексного интернет-агентства АМАДО созданы рабочие аккаунты практически во всех нейросетях, которые появляются на рынке, включая даже малоизвестные в РФ. «Пробуем также и изображения делать, и тексты писать, и рекламные объявления. Технология на подъеме, но сейчас это еще достаточно сыро, чтобы постоянно использовать в рабочем процессе. Думаю, еще 2-3 года, и это будет вполне рабочим инструментом, который снимет часть достаточно трудоемкой ручной работы», – поделился соучредитель АМАДО Алексей Богдановский.
В студии «Абилити» с помощью технологий машинного обучения и искусственного интеллекта прогнозируют рекламные бюджеты и риски, а также генерируют текстовый контакт.
«На самом деле с нейросетями мы знакомы давно, они были и работают на многих сервисах. Сейчас это кажется новинкой и трендом, но по сути ничего особо не изменилось за последние 10-15 лет», – добавил директор и создатель «Абилити» Александр Болтасев.
Прогнозы экспертов на развитие пермского рекламного рынка в высшей степени оптимистичные. Директор и создатель студии «Абилити» Александр Болтасев предвидит дальнейший рост рынка, а также появление новых крупных игроков и стартапов.
Основатель рекламного производства «Студия 7» Егор Барыкин связывает грядущие положительные изменения на рынке рекламы в Перми с общим улучшением экономики города.
«Я вижу, как изменился наш город в лучшую сторону, сколько средств и сил в это вложено, и надеюсь, что инвестиционная привлекательность Перми будет только расти. Мой прогноз может быть ошибочным только в случае наступления неблагоприятных событий», – поясняет г-н Барыкин.
Соучредитель комплексного интернет-агентства АМАДО Алексей Богдановский считает, что все изменения будут зависеть от общей деловой активности участников рынка. Из будущих тенденций г-н Богдановский отмечает дальнейшее перетекание рекламных бюджетов в интернет, плотную интеграцию офлайн- и онлайн-рекламы в рамках концепции единой рекламной кампании, использование нейросетей для генерации креативов, в том числе в офлайн-формате, а также активное использование видеоформатов в интернет-рекламе.
Развлеки меня. ТОП-10 самых дорогих бизнесов в сфере досуга, продаваемых в Прикамье