Автор: Даниил Сенин
Все ближе осень, а это значит – электоральное колесо вновь сделает свой оборот. В этот раз, правда, есть один важный высокотехнологичный нюанс – региональный Избирком решил, что пора бы Пермскому краю немного (пока что) диджитализировать выборы и дать электорату «потрогать» дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Именно поэтому 7 августа в стенах Законодательного Собрания Пермского края в рамках круглого стола встретились эксперты (как местного, так и федерального уровня), общественники и представители краевой избирательной комиссии – обсудить, как все пройдет и почему сейчас самое время сделать шаг навстречу цифровому государству.
Открыл встречу председатель Избирательной комиссии Пермского края Игорь Вагин, отметивший, что важными составляющими повестки круглого стола станут анализ предыдущих выборов в РФ, во время которых применялось ДЭГ, оценка запросов от избирателей относительно такой формы волеизъявления и, наконец, обсуждение актуальных вопросов об электронном голосовании. Он передал слово первому спикеру мероприятия – Максиму Григорьеву, сопредседателю Координационного совета по общественному контролю за голосованием Общественной палаты РФ. Спикер подчеркнул, что ДЭГ сегодня становится чрезвычайно важной темой в избирательной системе РФ.
«Остановить научно-технический прогресс невозможно. Когда-то мы писали бумажные письма, указы, иную корреспонденцию, которые возили из города в город ямщики, но наука упрощала процесс коммуникации: телеграфы, телефоны… И вот мы живем во времена, когда информацией можно обмениваться мгновенно. И ДЭГ – это такая часть технологической эволюции, которая со временем будет применяться все масштабнее, пока не охватит весь мир. И это удобно для людей: ведь одно дело искать свой участок, идти туда, заполнять документы… Но совсем другое, когда можно просто взять в руки телефон, выбрать своего кандидата и проголосовать откуда угодно», – высказался г-н Григорьев.
Игорь Вагин рассказал о том, что минувшие четыре электоральные кампании, в которых применялось дистанционное электронное голосование, позволили выявить интересные факты. Для начала, высокий интерес граждан к подобной форме участия в выборах – миллионы людей приняли решение голосовать именно таким способом. Более того, еще один занятный феномен выразился в том, что разрыв между числом зарегистрировавшихся и в итоге проголосовавших пользователей ДЭГ минимален – во всех случаях около 90% избирателей «доводили дело до конца». Вместе с тем озвученное вовсе не означает, что тех, кто предпочитает голосовать классическим способом, будут каким-то образом притеснять и принуждать уйти в онлайн, развеял бытующие мифы Максим Григорьев. ДЭГ станет лишь еще одним способом участия граждан в политической жизни государства, довольно комфортным для значительной части населения.
В поддержку последнего утверждения говорят результаты опросов, которые привел г-н Вагин во время своего выступления. Так, среди опрошенных прикамцев доверяют ДЭГ, считая его удобным и безопасным, 57% опрошенных. Еще 12% пока в числе сомневающихся и хотят для начала эмпирическим путем проверить, как покажет себя система. В то же время число опасающихся зафиксировалось на отметке в 24%.
Основной тезис ДЭГ-пессимистов в том, что существует вероятность компрометирования системы, иначе говоря, взлома. Однако специфика технологии и подходы к обеспечению безопасности зашифрованной информации об избирателях, а также их голосах показывают – пока ни одному хакеру не удалось справиться с защитой ДЭГ. По словам Михаила Мухина, эксперта ассоциации «Независимый общественный мониторинг», тому, кто сможет найти уязвимость в системе, предлагали вознаграждение, и немалое. Но денежный куш все еще ждет своего киберумельца. Все дело в том, уточняет эксперт, что структура, в которой хранятся все данные, выстроена на технологии блокчейна – такой базе данных, в которой нет единого центра хранения информации. Все, что сообщается в систему (транзакция), шифруется и хранится в форме звеньев в цепи. Фундаментальный принцип такой цепи – невозможность внести изменения в одно звено, не поменяв при этом десятки и сотни предыдущих и последующих. В таких условиях злой умысел отслеживается быстро и беспощадно.
От гениальных идей до мобилизации бюджетников. Что происходит на рынке политтехнологий ПрикамьяКроме того, до окончания выборов заглянуть непосредственно на хранимую информацию не получится и у людей, обеспечивающих работу ДЭГ, ведь для этого нужен специальный цифровой ключ. И здесь почти что фэнтезийная история – ключ разбит на несколько частей, и до урочного часа они находятся под защитой «хранителей», которых выбирают из числа уважаемых публичных персон, доказавших свою надежность.
Но как бы ни была сложна и продумана технология, контроль проведения выборов все равно остается важной частью процесса. И если с традиционными формами все понятно, то дистанционное электронное голосование – это еще один вызов для общественников, ведь здесь нужна отдельная подготовка и понимание принципов того, как ДЭГ работает. И не всегда получается эту информацию донести до людей простыми словами.
Но, считает Кирилл Юрков, популяризатор технологии блокчейн, нельзя в качестве аргумента о неудобности технологии приводить доводы о ее сложности.
«Это неправильно, в действительности – людям не дали удобный инструмент, не объяснили, как пользоваться технологией. Да, блокчейн – сложная технология, ДЭГ – сложная технология. Но это не означает, что даже для наблюдателя обязательным условием должна быть сложность использования или что обязательно нужно понимать, что такое транзакция или хэш. Самое главное – нужно дать людям понимание, как это приносит реальную пользу. Мне кажется, что концентрироваться в информировании граждан нужно именно на этом, а не на том, какая это замечательная и сложная технология. Показать, что можно в считанные секунды удостовериться, что голос есть в системе. Если для этого нужно три технических образования – значит где-то кто-то в чем-то ошибся», – заявил г-н Юрков.
Михаил Мухин отметил, что для общественных наблюдателей уже готов функционал для контроля за течением ДЭГ. Каждый доброволец сможет видеть общее количество бюллетеней, явку, контрольное соотношение, ход голосования и данные об итогах.
«Все материалы для подготовки к наблюдению за дистанционным электронным голосованием есть в открытом доступе. При должной подготовке наблюдатели получат возможность видеть типы транзакций, отражающих работу системы, состав исходных данных. Также у них будет возможность проверять, учтен ли голос в системе данных, а также выгружать файлы с транзакциями. Наконец, наблюдатели смогут посредством инструментария платформы ДЭГ сопоставить итоговый протокол со всеми зафиксированными в системе транзакциями», – рассказал он.
Доступ к дистанционному электронному голосованию избирателям предоставляется посредством ряда информационных систем, в том числе порталов «Госуслуги» и «ДЭГ» (vybory.gov.ru). На первом пользователь, обладающий подтвержденной учетной записью, может зарегистрироваться для участия в ДЭГ, а на втором получить информацию о доступных выборах и непосредственно проголосовать. Есть важный момент – если гражданин проходит регистрацию для участия в ДЭГ, то из списка избирателей по месту жительства его исключают.
Последнее вызвало у ряда экспертов некоторое беспокойство. Кто-то предложил в таком случае предусмотреть на случай нештатных ситуаций какие-либо меры для подстраховки. Иные предложили более изобретательный подход – создание собственной технической поддержки, которая могла бы оперативно разрешать возникшие проблемы и разъяснять непонятные моменты цифровым избирателям. Кто-то даже предложил рассмотреть возможность создания чат-ботов – неприхотливую и эффективную альтернативу техподдержки. Игорь Вагин согласился, что эти предложения необходимо учесть и обсудить отдельно.
Есть и еще один фактор, который может омрачить участие в ДЭГ, отметил г-н Вагин. Дело в том, что от 15% до 20% заявлений об участии в ДЭГ могут не пройти верификацию.
«Связано это прежде всего с разными сведениями, которые указаны самим избирателем на портале «Госуслуг», к примеру, место жительства, паспортные данные и теми данными, которые указаны в системе ГАС «Выборы». Пока что жалоб или обращений на этот счет у нас не было», – объяснил он.
Но, заверил председатель краевого Избиркома, такие ситуации будут отрабатываться точечно. Отметим, что по состоянию на 7 августа 2023 года в региональный Избирком поступило 1250 заявлений об участии в выборах через ДЭГ.
Отдельно за круглым столом обсудили важность ДЭГ для маломобильных избирателей. По словам Надежды Романовой, председателя Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов, развитие подобного способа голосования очень важно по многим причинам. Ведь если для отдельных групп населения это дополнительный комфорт, то для инвалидов – новые возможности и пути взаимодействия и участия в жизни страны. Надежда Романова попросила учесть краевой Избирком потребность в простых, максимально доступных, пошаговых обучающих материалах, а также тот факт, что для многих маломобильных людей в муниципалитетах ДЭГ недоступен либо по причине слабого покрытия сети, либо ввиду отсутствия технических средств. Игорь Вагин заявил – информационные материалы избирательная комиссия подготовила в разных форматах: их будут распространять как адресно, так и через социальные сети. Относительно второго – голосование на дому по-прежнему функционирует, и те, кто не может покинуть свое жилище, но хочет проголосовать, сможет сделать это таким способом, а в следующем году в регионе начнут работу «мобильные УИКи». Кроме того, г-н Вагин анонсировал, что в будущем в территориальных избирательных комиссиях и общественных местах создадут специальные кабинеты, в которых можно будет отдать свой голос при помощи установленного компьютера.
Как оказалось, ДЭГ полезен не только тем, кто пользуется своим активным избирательным правом, но и пассивным. Согласно электоральной статистике, приведенной во время круглого стола, в 2021 году во время парламентских выборов за небольшие партии более охотно голосовали именно посредством ДЭГ. В отдельных случаях количество таких голосов превышало традиционные «участковые» в два раза.
По словам Игоря Вагина, в тех регионах, где применялось дистанционное голосование, количество цифровых избирателей варьировалось от 10% до 20%. То есть каждый пятый-шестой избиратель выбрал цифровой путь. Еще одна закономерность – быстрое повышение доверия к ДЭГ. В тех регионах, где его ранее проводили, в последующих электоральных циклах число цифровых избирателей увеличивалось кратно.
В целом из продемонстрированных примеров видно, что ситуация схожа от субъекта к субъекту. ДЭГ по популярности, в среднем, почти сравнялся с походом в УИК в день голосования.
Были и «вести с прикамских полей». Политтехнолог Сергей Ильин поведал о результатах социологического исследования в Чайковском. По его данным, голосовать в электронном формате собираются порядка 17% опрошенных (выборка 1500 человек). По мнению политтехнолога – это не предельная цифра, эксперты прогнозируют люфт в 3%.
Отдельный интерес вызвали возрастные категории избирателей и их отношение к ДЭГ. Так, в возрасте 18-30 лет 50% избирателей делают выбор в пользу дистанционного электронного голосования. Для 27% граждан от 31 года до 45 лет ДЭГ также кажется привлекательным. Среди чайковцев 46-60 лет приемлемыми цифровые выборы считают 11,5%. И только 2,9% от избирателей в возрасте от 61 до 80 лет доверились бы ДЭГ.
«Если опираться на эту ситуацию, можно прогнозировать, что по итогам сентябрьской кампании муниципальных выборов в Пермском крае, 15-17% населения проголосует через ДЭГ. Но немало зависит и от работы предвыборных штабов. Варьирование результатов, в том числе, связано с началом учебного года и направлением студентов из территорий регионов в вузы. То есть нужно учитывать в работе необходимость выстраивать отношения с такой категорией избирателей, которая на месте не голосует», – представил свой прогноз г-н Ильин.
По мнению Алены Садиловой, кандидата политических наук, доцента кафедры политических наук ПГНИУ, многие сомнения относительно ДЭГ стоит отринуть. В том числе и те, которые касаются того, что избиратели могут «не справиться с управлением». По крайней мере, в отношении молодежи можно не беспокоиться, так как их цифровые навыки находятся едва ли не на подсознательном уровне.
Она вновь вернулась к тому факту, что подавляющая часть избирателей, которые регистрируются для участия в ДЭГ, в итоге действительно голосуют. По ее мнению, это говорит о высокой мотивации людей и их осознанности в своих решениях.
«Это история не о случайных людях, которые приходят на участки, а о тех гражданах, которые целенаправленно хотят реализовать свое избирательное право. И это абсолютно новый феномен, достойный отдельного изучения с точки зрения сравнения того, как отличаются голосования через ДЭГ и УИК», – высказалась она.
Сейчас, продолжила она, Пермский край подошел к такому этапу в политической эволюции, когда наконец-то может позволить себе ДЭГ. Эксперт поделилась, что еще десять лет назад, несмотря на зачатки подобной системы, такая форма голосования обитала лишь в умах.
«Те сомнения, которые витают сейчас, нормальны. Но игнорировать развитие было бы просто неправильно. Нужно пробовать и к 2024 году показать, что край готов к большему, а его избиратели заинтересованы в новом формате голосования», – резюмировала Алена Садилова.Злоба, прагматизм и дистант. Как в Прикамье в 2023 году пройдут избирательные кампании