Автор: Денис Кузнецов
Министр культуры Пермского края Алла Платонова – о том, как юбилей Перми изменил культурную жизнь региона, зачем Прикамью нужна специальная музыкальная школа и как будет развиваться социокультурное пространство «Завод Шпагина».
В этом году Пермь празднует 300-летие города. Культурная жизнь в столице Прикамья в этом году звучала громко. Основная программа мероприятий, посвященных юбилею города, состоялась. На ваш взгляд, все ли получилось реализовать? Есть ли уже некие промежуточные результаты празднования трехсотлетия Перми?
– Итоги мы с вами наблюдаем, прежде всего, в виде отремонтированных зданий, благоустроенных территорий и реализованных проектов. Многие из них были включены в краевую программу «Пермь-300» по инициативе губернатора Дмитрия Махонина.
Значительную часть объектов уже удалось сделать, а что-то в завершающей стадии: как, например, работы по реконструкции большого зала Пермской филармонии. Здесь появилось много новых технологических решений, к примеру, подъемно-опускаемая площадка для рояля. Сейчас ведется подготовка объекта к вводу.
Властелины коллекции. Какие возможности дает новое здание галереи музею и пермякамПочти готово здание Краевой музыкальной школы. Проект на этапе внутренней отделки – заказаны мебель и музыкальные инструменты. Это будет специальная школа – музыкальная «десятилетка», где общее образование соединяется с профессиональным музыкальным. Два в одном. Это уникальный проект – во всей стране таких школ всего девять, наша станет десятой. То есть ученики здесь получат и профессиональное музыкальное, и общее образование по программе одиннадцати классов. При школе будет интернат на 100 мест, чтобы здесь могли учиться талантливые ребята со всех территорий Пермского края. Мы ожидаем, что она примет первый поток учеников осенью 2024 года. Зачисление будет проходить по итогам конкурсного отбора.
Новое здание Пермской галереи находится на стадии, близкой к финалу. Ведутся работы по внутренней отделке. Летом 2024 года мы планируем открыть здесь первую выставку. Сроки чуть изменились по объективным причинам. В самом начале стройки обнаружился в этом месте очень важный археологический и культурный слой. Строительные работы приостановили, чтобы провести раскопки с соблюдением всех требований к археологическим работам. И не зря: были найдены очень интересные артефакты, которые относятся к периоду XVIII–XIX веков. Это украшения, монеты, кухонная утварь, изделия из бересты и кожи.
Что касается непосредственно праздничной и событийной программы, посвященной 300-летию Перми, то количество посещений превысило 6 миллионов. Прямые трансляции посмотрели миллионы жителей страны от Мурманска до Камчатки. При этом программа юбилейного года продолжается – в декабре состоялись фестиваль медиаискусства «Просвет» и «Джаз-лихорадка», успешно завершился финал Первой лиги КВН. В канун Нового года финальным аккордом программы станет фестиваль «Дягилев+» при участии Теодора Курентзиса и Дианы Вишневой.
Нам многое удалось в этом году благодаря слаженной работе, поддержке губернатора Дмитрия Махонина, активному участию вице-премьера правительства России Дмитрия Чернышенко и всех членов оргкомитета Пермь-300.
Поговорим о культурном достоянии нашего региона – Пермском театре оперы и балета. В этом году сменился генеральный директор, вернулся балетмейстер Алексей Мирошниченко, назначен главный дирижер – Владимир Ткаченко. Какие изменения для зрителей готовит театр?
– С моей точки зрения, театр получил мощную управленческую команду. Новый генеральный директор Анна Волк – человек с огромным опытом работы в театрах разного формата. Уверена, ее приход позволит учрежедению стабильно работать и развиваться.
Пермский театр характеризует, с одной стороны, его «лабораторный» формат. Он не просто воспроизводит сложившиеся образцы, а экспериментирует и создает новое, что затем становится мейнстримом.
В то же время за 150 лет существования у театра сложились глубокие традиции, впитываемые каждым руководителем. В этом смысле я не жду радикального разворота в деятельности учреждения. Напротив, возвращение Алексея Мирошниченко – это как раз про традиции: в театр возвращаются балетные постановки, созданные специально для нашей труппы. Кстати, в ближайшее время мы ждем новое детище Алексея Мирошниченко: балет «Ярославна» на музыку Бориса Тищенко по мотивам «Слова о полку Игореве».
«Завод Шпагина» – это не только Пермская художественная галерея, но и целое креативное пространство. Какое значение этому месту отводит Министерство? Станет ли «Завод» – пермским «Севкабелем» по значимости и масштабности для города? Насколько развитие подобных креативных кластеров в Прикамье приоритетно для ведомства?
– Безусловно, «Завод Шпагина» видится нами как креативное пространство, но нам все-таки не хотелось бы воспроизводить здесь какие-то другие образцы, копировать «Севкабель-Порт» или «Винзавод». Безусловно, мы стараемся изучить опыт коллег, но все же у «Завода Шпагина» свой уникальный путь. В следующем году будет открыта Пермская художественная галерея, якорных институций такого масштаба на других площадках нет. После завершения строительства пространство «Завода Шпагина» вновь станет местом проведения фестивалей, ярмарок и разноформатных событий, начнет наполняться резидентами и гостями. Уверена, оно станет еще более интересным и востребованным.
Планируется ли в рамках новой галереи и «Завода Шпагина» привлечь и предпринимателей, чтобы, как Вы упоминали ранее, реализовать идею с государственно-частным партнерством в сфере культуры?
– Галерея будет не совсем той, какой мы ее привыкли видеть в соборе. В новом здании предусмотрены кафе, общественные пространства, библиотека, чего раньше не было. Кроме непосредственно созерцания искусства галерея создаст новые возможности для посетителей, возьмет на себя новые функции. Мы рассчитываем, это поможет искусству в большей степени объединиться с креативным предпринимательством, а бизнес вдохновит на новые идеи.
Строительство новой сцены ТЮЗа завершено. Какое значение для Пермского края будет иметь эта площадка? И как появление второй сцены усилит пермский ТЮЗ?
– ТЮЗ – это театр юного зрителя, который работает в первую очередь для детей и молодежи. Нам важно усилить работу с этой аудиторией в крае. В этом направлении нам в помощь такая востребованная программа, как Пушкинская карта, которая открывает новые возможности. Она делает доступнее культурные услуги для молодежи, и запрос на них высокий. Что касается дальнейшего развития, конечно, ТЮЗу тесновато было в рамках одной площадки. Поэтому они столько души и энергии вложили в то, чтобы у них появилась вторая сцена. И здесь хочется выразить большую благодарность компании «ЛУКОЙЛ» и ее руководству, при чьей поддержке и деятельном участии был реализован этот проект. Появление нового, не похожего на старую сцену пространства – точно поменяет этот театр. У него определенно расширятся возможности. Кроме того, ТЮЗ ждет расширение гастрольной программы по краю, уже в апреле – гастроли в Лысьве. Прорабатываем варианты провести их в Чернушке и Осе. Мы видим, что потенциал у театра огромный.
Уже понятно, какие фестивали ждут нас в 2024 году?
– Сейчас мы анализируем опыт этого года и работаем над событийным календарем следующего. Очевидно, что программа вызвала высокий интерес, потому что изначально была составлена так, чтобы каждый мог найти в ней место для себя. Состоялись события и спортивные, и культурные, ориентированные на зрителей самых разных интересов и возрастов. По огромному количеству отзывов мы видим, что юбилей удался: мероприятия понравились как пермякам, так и гостям города и региона. Позитивный опыт этого года хочется использовать в проектах 2024 года. Многие жители нашей страны только открыли для себя Пермь и Прикамье в этом году, и нам есть что им предложить и после юбилея.
С парты за штурвал. Большое интервью с директором авиакомпании «Геликс» Вадимом Балдиным