Автор: Елена Воробьева
В 2025 году начнут действовать новые контракты по 27 автобусным маршрутам, на которые приходится примерно две трети объема транспортной работы. Действующие соглашения были заключены в 2020 году на пять лет, и сейчас приближается новый виток конкурсных процедур среди перевозчиков.
При перезаключении контрактов станет возможным использование нового класса транспортных средств – особо большой вместимости.
Согласно информации из проекта изменений в документ планирования регулярных перевозок, в предварительный перечень маршрутов, на которых могут появиться автобусы «с гармошкой», входят №1 «Микрорайон Садовый – Пермь II», №14 «Микрорайон Заостровка – микрорайон Юбилейный», №27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный» и №50 «Микрорайон Крохалева – Пермь II» (сейчас автобус №50 имеет сообщение «Ул. Гусарова – ул. Куфонина»). Кроме того, в список могут включить маршрут №15 «Южная – ДДК им. Кирова – Центральный рынок».
Сейчас планы по запуску автобусов особо большого класса находятся в проработке, сообщили Business Class в департаменте транспорта администрации Перми. Такая возможность рассматривается на загруженных маршрутах с небольшим интервалом движения, где целесообразно наращивать именно вместимость транспортного средства, а не увеличивать количество отправлений. «Например, на маршруте №27 пиковый интервал движения составляет четыре минуты. При этом автобусы делят проезжую часть с автомобилями и автобусами других маршрутов. Сокращение интервала на этом маршруте еще больше приведет к тому, что автобусы начнут мешать друг другу», – отмечают в ведомстве.
Предполагается, что автобусы с «гармошкой» помогут и с решением проблемы дефицита водителей.
В новые контракты могут включить дополнительные требования к подвижному составу, рассказали в департаменте транспорта. Рассматриваются различные варианты дополнительного оборудования: кнопки адресного открытия дверей, стеклопакеты, более мощные климатические установки и другие. Как пояснили в ведомстве, в связи с тем, что на остановках открываются все двери транспортного средства, климатическая установка не всегда способна поддерживать комфортный микроклимат в салоне. Новые требования были составлены на основе опыта эксплуатации существующего транспорта и обратной связи от пассажиров.
Ранее приоритетным вариантом называлось заключение контрактов на срок семь лет. Сейчас, по информации Business Class, рассматриваются и пятилетние соглашения с условием использования транспорта не старше семи лет в течение действия контракта. Для бизнеса одним из ключевых вопросов остается, будет ли применяться практика снижения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) до размера имеющихся бюджетных обязательств.
Порядок формирования НМЦК на обслуживание маршрутов утвержден приказом Минтранса РФ. Перевозчики неоднократно обращали внимание, что при проведении конкурсных процедур НМЦК сначала считается в соответствии с нормативным актом, а затем уменьшается в соответствии с лимитами бюджетного финансирования. Так происходит не только в Пермском крае, но и в других регионах.
Прибыльных прибыло. Анализируем изменения в экономике маршрутной сети Перми в деталяхВ начале марта в открытом доступе было опубликовано письмо Минфина РФ и Минтранса РФ, в котором исполнительным органам субъектов РФ и участникам госзакупок даны разъяснения в связи с этой ситуацией.
В нем говорится, что порядок, утвержденный Приказом Минтранса РФ №351, носит обязательный характер, поэтому «во избежание недостаточности финансового обеспечения представляется целесообразным при планировании закупок исходить из объема финансового обеспечения, определяемого с учетом требований Приказа №351. При недостаточности доведенных до государственного заказчика средств – направить главному распорядителю бюджетных средств предложение, предусматривавшее увеличение объема финансирования. При невозможности такого увеличения заказчику в целях непревышения доведенных до него лимитов целесообразно рассмотреть вопрос о возможности изменения таких параметров расчета НМЦК, которые в соответствии с Приказом №351 допускается изменить». Данное письмо носит информационный характер и не является правовым актом.
Практика снижения НМЦК по-прежнему существует. Так, в Перми недавно объявлены три аукциона на перевозку пассажиров: по маршрутам №№17, 21 и 37. Начальная стоимость в них снижена на 40%. Во всех трех случаях по результатам торгов заключат контракт сроком на год – с апреля 2024 года по май 2025 года. Требования к подвижному составу также общие для каждого из лотов. Автобусы должны быть не старше семи лет, соответствовать экологическому классу не ниже «Евро-4».
При перезаключении контрактов рассматривается возможность введения новых маршрутов и продления существующих. По информации администрации Перми, в Кировском районе планируется запустить три дополнительных автобусных маршрута. Отмечается, что два из них создадут дополнительную связь с центром города, еще один станет внутрирайонным и заменит районные маршрутные такси. Изменения позволят охватить улицы Магистральную, Кировоградскую и Сивашскую, где общественного транспорта сейчас нет, уточняют в мэрии.
Старт и «Финист». Пять популярных вопросов о будущем электричек в Перми и ж/д мостеВ департаменте транспорта также рассматривают возможность продления трамвайных маршрутов №6 и №12. Маршрут №6 «Разгуляй – ОАО «Велта» намерены продлить до микрорайона Красный Октябрь в связи с планируемой застройкой улиц Дзержинского и Строителей. Мера позволит улучшить транспортную доступность микрорайона Парковый, уточняют в департаменте транспорта города. Трамвайный маршрут №12 «Школа №107 – Разгуляй» могут продлить до остановочного пункта «Пермская ярмарка» по бульвару Гагарина. Мера позволит снизить нагрузку на маршруты №4 «Станция Пермь II – микрорайон Висим» и №7 «Станция Пермь II – ОАО «Вагоноремонтный завод», поясняют в городской мэрии.
В 2023 году прорабатывалась возможность запуска кольцевого автобусного маршрута, который связывает ключевые пересадочные узлы города: Пермь II, ул. Попова, ЦУМ, Цирк, площадь Дружбы, Авторадио, ул. Героев Хасана, ул. Куйбышева, ул. Стахановскую, Гознак, ДКЖ. «Сейчас он не является приоритетным проектом. Доступные ресурсы планируется направлять в первую очередь на усиление существующих маршрутов и запуск новых, где ситуация с загрузкой салонов стоит наиболее остро», – пояснили Business Class в департаменте транспорта.
Изменения в маршрутную сеть после 2025 года на данный момент формируются, такая работа планируется по всем районам Перми. Их реализация зависит от доступных ресурсов города и транспортных предприятий.
В 2023 году в Перми были запущены электробусы по новому маршруту №81 «Улица Сапфирная – станция Пермь II», который связывает жилой комплекс «Погода» с центром города. В департаменте транспорта Перми подвели итоги эксплуатации нового для города вида общественного транспорта.
Как рассказали в ведомстве, зимой электробусы хорошо себя показали – в салоне поддерживался комфортный микроклимат благодаря улучшенной климатической установке и системе адресного открытия дверей. В сильные морозы наблюдалось несущественное увеличение времени восполнения заряда батареи. Пока продолжается наблюдение за тем, как новая техника будет показывать себя при регулярной эксплуатации. Расширение парка электрических автобусов будет зависеть от федеральных программ софинансирования, цен на электробусы, а также результатов их работы на маршрутах в дальнейшем.
Великий пробковый путь. Что известно о предстоящей реконструкции и закрытии улицы Карпинского