Честно говоря, мне никогда не нравились люди, которые начинают историю мира с себя, но, к сожалению, на культурном ландшафте Перми, как я понимаю, это стало модой в последние годы. Поэтому первое, что я хотел бы сказать: Дягилевский фестиваль возник не на пустом месте, а благодаря тому, что до этого два десятка лет целый ряд подвижников – директор художественной галереи Надежда Беляева, директор Дягилевской гимназии Раиса Зобачева и еще внушительный круг уникальных людей пытались преодолеть негласный запрет на упоминание имени Дягилева в Перми. Не было официального запрета, но – не рекомендовалось, не приветствовалось: и в связи с его личными пристрастиями, и в связи с тем, что он эмигрант и похоронен в Венеции, и вообще – как-то это все было подозрительно. Каким-то он казался сомнительным для официальных советских властей. Но, тем не менее, были Пермские Дягилевские чтения, куда раз в несколько лет съезжались люди со всего мира, приезжали представители семьи Дягилевых, и как-то благодаря им всем поддерживалась память о том, что этот великий человек в Перми вырос и сформировался.
В 2002 году мы планировали серию художественных событий к юбилею Сергея Павловича, и внутри всех этих акций, концертов, выставок и так далее однажды собрались в кабинете тогда вице-губернатора Пермского края Татьяны Ивановны Марголиной, уникального человека, которая очень проникалась нашими идеями и начинаниями. Не случайно, я думаю, потом она долгие годы была омбудсменом Пермского края. И, обсуждая все, что касается Дягилева, вдруг в разговоре у нас возникла идея, что в истории Перми есть буквально всего несколько личностей мирового масштаба. А тогда, надо сказать, мы ощущали себя частью мира.
Возвращение из безмолвия: история Дягилевского фестиваляМы не делили жестко мир на Запад и Восток. У нас бывали в гостях люди со всей планеты. И, безусловно, наша всемирная фигура была – Дягилев. И тогда я предложил – и мы на удивление очень быстро с коллегами обо всем договорились – создать международный Дягилевский фестиваль. В организационную группу вошли тогда Надежда Беляева, Раиса Зобачева, Олег Левенков, который стал директором фестиваля. Олег Романович был солистом Пермского балета, который после того, как закончил свою карьеру танцовщика, занялся наукой, защитил диссертацию по Баланчину, стажировался в Нью-Йорке в Фонде Баланчина. Одним из важных персонажей, который стоял у истоков фестиваля и должен был курировать направление современной хореографии, но, к несчастью, буквально через несколько месяцев трагически ушел из жизни, – был Евгений Панфилов.
Потому что, конечно, в тот момент Балет Панфилова был мощнейшим Пермским художественным проектом. И вот эта команда плюс, конечно, Пермская филармония, еще целый ряд культурных институций и стали сочинять фестиваль. Я тогда придумал, что поскольку Дягилев занимался всеми видами творчества, это не должен быть только театральный или только музыкальный фестиваль, а это должен быть фестиваль мультижанровый, мультикультурный. И главная цель его была – открытие Перми для всего мира. Нам было чем гордиться. И, конечно, открытие мира для Перми.
На первом фестивале каждый день у нас был расписан буквально поминутно: утром начиналась международная конференция, днем открывалась выставка Русского авангарда в Пермской галерее, потом был концерт современной музыки в Филармонии, а вечером – премьера в Театре оперы и балета. И так на протяжении 10 дней.
Мы придумали, что фестиваль будет в мае: самое красивое время в Перми – уже тепло, начало белых ночей.
К нам прилетели все. У нас в гостях был японский современный женский балет, американцы, швейцарцы, немцы, к нам приезжали звезды балета Парижской оперы, у нас был Мариинский театр с баланчинскими шедеврами. Каждый день ты сходил с ума, что не успеваешь на все попасть. И, конечно, одной из главных «фишек» фестиваля было то, что мы сразу договорились: в рамках фестиваля обязательно должна быть мировая премьера. Потому что именно это делал Дягилев: каждый год в Париже он на своих «Русских сезонах» потрясал мир тем, что показывал что-то, чего никто никогда не видел. То, что писалось, создавалось и исполнялось специально по его заказу людьми его круга.
Одним из таких событий Дягилевского фестиваля стала мировая премьеры оперы Родиона Щедрина «Лолита», и, наверное, это был один из самых великих дней в истории Пермского театра оперы и балета, когда на открытии фестиваля на сцене сидели сразу три великих артиста, Народных артиста Советского Союза: Майя Плисецкая, Родион Щедрин и Екатерина Максимова. А рядом с ними – один из солистов Балета Сержа Лифаря, знаменитый танцовщик Милорад Мискович, который в то время был Президентом Международного совета по танцу при ЮНЕСКО. Вот такой это было фестиваль».
На вопрос, что происходит с фестивалем сейчас, я ответить не могу, просто потому что за те 15 лет, что я уехал из Перми в Москву, я ни разу не был приглашен на фестиваль ни в качестве гостя, ни в качестве зрителя, ни в качестве участника, поэтому совсем не знаю, что там сейчас происходит.