Танцы на пуантах. На «Сцене-Молот» представили премьеру «Нόра» (18+)

В завершение театрального сезона Пермский академический Театр-Театр представил первые показы камерного триллера по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом».

Автор: Наталия Ярославцева

В пространстве «Сцена-Молот» 28 и 29 июня зрители увидели постановку «Нόра» (18+) в авторском видении режиссера Дамира Сайранова, который весной как автор проекта представил премьеру спектакля «Пьяный «космонавт» на этой сцене, а до этого выступал в составе балетной группы Театра-Театра. Сейчас Дамир Сайранов учится в магистратуре по направлению «Театральное искусство: режиссура драмы» на совместном курсе Театра-Театра и Московского института современного искусства.

Свой взгляд на тему семейных взаимоотношений в «Нόре» (18+) Дамир Сайранов демонстрирует словно через объектив кинопроектора, где актеров в ярких лучах прожекторов «дергают за веревочки» кукловоды за невидимой ширмой, заставляя танцевать на пуантах и создавать образы идеальных мужа и жены, подруги и сослуживца. Но в конце концов эти «веревочки» рвутся, красивая картинка исчезает, а кукольный домик рушится.

Спектакль «Нόра» (18+) начинается с появления на затемненной сцене в узком коридоре света обнаженной главной героини Нόры (актриса Анастасия Демьянец), которая садится за рояль и начинает воодушевленно играть. Символизм наготы здесь отражает героиню в ее настоящем состоянии – такой, какая она есть на самом деле. Но затем появляются «помощники кукловодов», или «сценические работники», они подбирают Нόре «правильный» образ из развешанных на плечиках нарядов, надевают на нее красное платье. Нόра послушно преображается, завязывает ленточки на балетных тапочках, изображает на лице радостную улыбку и, порхая на пуантах, встречает входящего мужа.

Торвальд Хельмер (актер Михаил Меркушев) называет свою жену «белочкой» и «птичкой» и ласково журит за то, что в канун Рождества она тратит очень много денег, и при этом подчеркивает: его принцип – никаких долгов. Они – идеальная семья с тремя детьми, и с нового года жизнь их станет еще лучше, так как Торвальд занял высокую должность в банке.

Но у Нόры есть большой «секрет» от мужа – когда Торвальд заболел, она тайно взяла кредит, чтобы отправиться с ним на лечение, подделав подпись своего отца. Несколько лет она всеми способами, экономя на себе, подрабатывая по ночам, выплачивает этот долг. И вот, когда заветная цель избавления от финансового бремени так близка, ее начинает шантажировать сослуживец мужа Крогстад (актер Степан Сопко), который и выручил ее деньгами, и требовать повлиять на решение мужа, чтобы сохранить его в должности в банке. А это место уже предложено давней подруге Нόры – Фру Линне (актриса Эмилия Веприкова), недавно овдовевшей и оставшейся без средств.

В пьесе Генрика Ибсена кроме главных действующих лиц есть и дополнительные персонажи – дети, их няня, доктор и другие. В постановке Дамира Сайранова они полностью опущены, и больше внимания уделяется взаимоотношениям между Нόрой и Торвальдом.

Спектакль камерный, и на сцене существуют всего четыре актера, которые, как на киносъемочной площадке, воплощают разные сценические образы по заданию режиссера. И если герой Торвальда раскрывает свою вторую сторону личности только после того, как узнает о «секрете» своей жены, то образ Нόры, очень эмоционально, на разрыв, переданный актрисой Анастасией Демьянец, более многогранен – это и идеальная жена, и жертва психологического шантажа, почти доведенная до самоубийства, и борец за свои права в поисках личного счастья.

Крогстад и Фру Линне в спектакле – это не только сослуживец и подруга, но и подсобные рабочие, темные силы, бывшие возлюбленные, чья страсть вспыхнула с новой силой, а еще – безжалостные карьеристы, способные на многое ради заветной должности.

В какой-то момент актеры Степан Сопко и Эмилия Веприкова, используя популярный киноприем, меняются личностями. В этом очень ярком, зрелищном музыкальном перевоплощении актеры проявляют себя замечательно. Степан Сопко еще весной обратил на себя внимание в другой премьере – выразительно сыгранной ролью в спектакле «Коридор» (16+), а Эмилия Веприкова в завершившемся театральном сезоне блистала как вокалистка в Music Hall (12+).

В «Нόре» (18+) в кукольном доме, по задумке автора пьесы, все должно встать с ног на голову. И вот эта трансформация пространства и героев в нем решается художником-постановщиком Ирэной Белоусовой (она же – художник по костюмам) и художником по свету Евгением Козиным в очень ограниченной цветовой гамме – черный, красный, белый, бежевый, бледно-розовый.

В комнате на сцене – черные стены с двумя старинными портретами и несколькими фигурками рождественских ангелов, красный глянцевый пол, балетный станок с парой платьев и нижнего белья, черный рояль, деревянный стол с красной пишущей машинкой, букетом красных роз и статуэткой золотистого попугая. На центральной линии сцены – прямоугольный выход из закулисья, подсвеченный большими прожекторами.

В зависимости от эмоционального накала каждой сцены площадка освещается белым светом или окрашивается в красный, либо погружается в полную темноту, где светят только желтые огни. Восприятие пространства от этого сразу меняется, и свет как будто включается и воздействует на зрителя тоже по воле невидимого кукловода.

Музыкальное сопровождение именно дополняет действие, разворачивающееся на сцене, а не играет какую-то отдельную роль в спектакле. И музыка (музыкальное оформление спектакля – Дмитрий Смородин, автор аранжировок – Анастасия Демьянец) очень гармонично сочетается с каждым сценическим эпизодом, не акцентно, а как бы обволакивая все пространство – и актеров, и зрителей.

​«Я благодарен Перми – я выбрал ее, а Пермь выбрала меня». Интервью с Борисом Мильграмом

Черта между зрительным залом и подмостками в спектакле «Нόра» (18+) визуально стирается благодаря световым эффектам и театральным приемам. Например, в антракте актеры остаются на сцене – пьют кофе, переговариваются, то есть ведут себя так, что публика не сразу понимает – в спектакле перерыв.

При всех этих плавностях, полутонах, размытостях действие спектакля очень динамичное. Камерный триллер «Нόра» (18+) не вызывает гнетущего ощущения насилия, наоборот, концовка спектакля несет позитивный посыл и дарит надежду на счастливое будущее по крайней мере трех героев пьесы – Нόры, Фру Линне и Крогстада. Возможно, как раз потому, что из постановки убраны дополнительные персонажи, ведь, когда мать оставляет троих детей мужу, которого считает недостойным человеком, такой поступок сложно назвать радостным.

Режиссер Дамир Сайранов поясняет: «Этот спектакль для меня про многое, про возможность или невозможность людей понять и принять друг друга, про поиск счастья, про ужас счастья, про свободу и бессилие перед тем, что выше нас. Про ужас жизни и про тот ужас, когда фантазия от соприкосновения с этой жизнью лопается. И про выбор жить эту жизнь».

В спектакле «Нόра» (18+) на «Сцене-Молот» герои свой выбор сделали, а составить собственное мнение об этом выборе – правильный он или нет, приходится ли им тоже иногда танцевать на пуантах, и есть ли в их семейных взаимоотношениях кукловоды – пермские зрители смогут уже в августе, когда состоится вторая волна премьерных показов спектакля на «Сцене-Молот».


Фото предоставлено Театром-Театром, фотограф — Арсений Плешаков.