По просьбе Business Class в администрации Перми предоставили детализированную информацию о финансовых результатах, а также данные о пассажиропотоке в разрезе отдельных маршрутов.
За первое полугодие 2024 года общественный транспорт Перми обслужил 118,4 млн пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажиропоток увеличился на 3,7 млн человек.
ТОП-10 самых востребованных направлений открывает автобус № 14 «Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская». За январь – июнь текущего года по этому маршруту совершено 5,49 млн поездок. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года показатель вырос на 9,5 %.
На второй строчке – маршрут № 77 «Ул. Памирская – ул. Мильчакова», где количество пассажиров за год уменьшилось на 4,9 % и составило 5,42 млн. По сравнению с рейтингом прошлого года автобусы № 14 и 77 поменялись местами. Третью позицию сохранил маршрут № 27 «Площадь Дружбы – м/р Нагорный», где увеличение пассажиропотока составило 3,8 %.
Сопоставление с данными по итогам первого полугодия 2023 года показывает, что рост пассажиропотока на маршрутах в ТОП-10 замедлился (был в пределах от 12,8 до 32,9 %). Выделяется положительная динамика трамвайного маршрута № 5 «Станция Бахаревка – Пермь II». Однако здесь рост почти в четыре раза связан с тем, что в 2023 году закрывали на реконструкцию трамвайные пути на ул. Куйбышева, что существенно занизило пассажиропоток. Если сопоставить данные 2024 и 2022 годов, рост составит более скромные 39,2 %.
ТОП-10 маршрутов общественного транспорта Перми по пассажиропотоку
Маршрут | Январь – июнь 2024 г. | Январь – июнь 2023 г. | Изменение 2023/2024 | Январь – июнь 2022 г. (справочно) |
14 | 5 491 976 | 5 015 642 | 9,50% | 4 113 434 |
77 | 5 420 434 | 5 702 513 | -4,90% | 4 521 711 |
27 | 4 847 229 | 4 669 677 | 3,80% | 3 959 650 |
1 | 4 710 369 | 4 279 059 | 10,10% | 3 219 303 |
36 | 3 910 976 | 3 914 909 | -0,10% | 3 211 139 |
20 | 3 794 735 | 3 640 394 | 4,20% | 2 975 540 |
трамвай 5 | 3 635 945 | 932 924 | 289,70% | 2 611 339 |
15 | 3 433 147 | 3 177 276 | 8,10% | 2 724 469 |
67 | 3 363 520 | 2 906 250 | 15,70% | 2 480 566 |
55 | 2 917 849 | 3 217 044 | -9,30% | 2 851 333 |
Самый значительный рост пассажиропотока (в два раза) зафиксирован на маршруте № 71, который был открыт в середине апреля 2023 года. Изначально он организован как компенсационный – на время ремонта трамвайных путей на ул. Куйбышева. В сентябре движение электротранспорта возобновилось, а автобус перевели в разряд постоянно действующих. Он получил сообщение «Пермь I – ул. Анвара Гатауллина».
В Перми демонтировали мост на ул. Карпинского, чтобы построить новый переходНа втором месте по положительной динамике – автобус № 62, который тоже играет роль компенсационного: когда в августе прошлого года из-за ремонта путей на ул. Мира перестали курсировать трамваи № 2 и 12, автобусный маршрут № 62 был продлен до Осенцов. Еще один возможный фактор – перекрытие ул. Карпинского в мае текущего года. Один из альтернативных путей движения из центра в Индустриальный район – по переходу Стахановская – Чкалова, а автобус № 62 – один из проходящих по этому пути, причем по выделенной полосе.
Там же проходит и маршрут № 13, замыкающий тройку лидеров по росту пассажиропотока.
ТОП-10 маршрутов по росту пассажиропотока
Маршрут | Январь – июнь 2024 г. | Январь – июнь 2023 г. | Изменение 2023/2024 |
71 | 893 257 | 445 126 | 100,7% |
62 | 1 419 279 | 831 351 | 70,7% |
13 | 2 040 085 | 1 515 212 | 34,6% |
трамвай 4 | 2 648 020 | 2 040 299 | 29,8% |
трамвай 7 | 2 590 297 | 2 088 102 | 24,1% |
трамвай 8 | 2 161 831 | 1 778 985 | 21,5% |
39 | 99 237 | 82 249 | 20,7% |
47 | 1 437 848 | 1 212 057 | 18,6% |
трамвай 5 | 3 635 945 | 3 098 714 | 17,3% |
49 | 480 612 | 409 845 | 17,3% |
Наибольшее падение пассажиропотока (-56,5 %) – на трамвайном маршруте № 12, который работал «урывками» между перекрытиями из-за реконструкции на улицах Мира и Карпинского и в усеченном варианте. Следом с показателем 18,1 % идет маршрут № 63 «Микрорайон Крохалева – площадь Дружбы», который частично дублирует путь следования автобуса № 71.
Идет как по рельсам. Большое интервью о модернизации трамвайной инфраструктуры в ПермиСнижение востребованности маршрута № 33 «Город Сердца – микрорайон Костарево» на 17,9 % может объясняться конкуренцией с электробусами. До ноября 2023 года только автобусы № 33 обеспечивали транспортное сообщение с ЖК «Погода». Затем было открыто направление № 81 от улицы Сапфирной до Перми II, на котором курсируют электробусы.
ТОП-10 маршрутов по снижению пассажиропотока
Маршрут | Январь – июнь 2024 г. | Январь – июнь 2023 г. | Изменение 2023/2024 |
трамвай 12 | 954 304 | 2 195 119 | -56,5% |
63 | 542 942 | 663 187 | -18,1% |
33 | 595 206 | 725 411 | -17,9% |
50 | 2 563 412 | 3 088 496 | -17,0% |
3 | 2 189 379 | 2 615 958 | -16,3% |
25 | 218 652 | 258 791 | -15,5% |
7 | 253 580 | 299 883 | -15,4% |
29 | 350 654 | 410 616 | -14,6% |
68 | 1 398 906 | 1 637 058 | -14,5% |
28 | 342 313 | 393 401 | -13,0% |
Сравнив данные о расходах на оплату транспортной работы и доходы от платы за проезд, мы выделили прибыльные направления. Всего таких десять из 80.
Лидер по прибыли – маршрут № 27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный». Его работа принесла городскому бюджету 12,4 млн рублей. Второе место занял автобус № 1 «Пермь II – микрорайон Садовый» – почти 6 млн рублей. В числе прибыльных есть еще один маршрут, связывающий эти пункты, – № 68. Он находится на четвертом месте рейтинга с результатом 4,8 млн рублей. А третью позицию занимает № 37 «Микрорайон Висим – ул. Ушинского». Положительным финансовым результатом отметился и проходящий через Висим автобус № 17.
Маршрут | Расходы | Доходы | Прибыль |
27 | 101 292 782 | 113 698 759 | 12 405 977 |
1 | 91 798 585 | 97 743 242 | 5 944 657 |
37 | 14 016 949 | 19 387 503 | 5 370 553 |
68 | 30 098 780 | 34 902 087 | 4 803 307 |
56 | 21 972 731 | 26 601 817 | 4 629 086 |
71 | 21 567 829 | 23 920 906 | 2 353 078 |
40 | 21 548 509 | 23 455 706 | 1 907 196 |
8 | 16 808 494 | 18 215 396 | 1 406 902 |
17 | 17 453 914 | 18 307 711 | 853 797 |
57 | 14 812 554 | 14 917 572 | 105 018 |
На первой строчке рейтинга по величине дотаций – маршрут № 20 «Микрорайон Новый Крым – Центральный рынок». Его убыток составил 55,1 млн рублей. Второе место занял автобус № 77 «Улица Памирская – улица Мильчакова» – почти 50 млн рублей. На третьей позиции – маршрут № 32 «Микрорайон Васильевка – Центральный рынок». Следующий дотационный маршрут – № 53 «Центральный рынок – 10-й микрорайон», онн находится на четвертом месте рейтинга с результатом 40,6 млн рублей. Замыкает пятерку трамвайный маршрут № 11 «Микрорайон Висим – улица 9 Мая», расходы от его работы превысили доходы на 35,2 млн рублей. В ТОП-10 также несколько трамвайных маршрутов, которые одновременно находятся в лидерах по росту пассажиропотока (№ 5, 7, 8).
маршрут | Расходы | Доходы | финансовый результат |
20 | 130 994 135 | 75 871 668 | -55 122 467 |
77 | 161 169 566 | 112 195 053 | -48 974 513 |
32 | 92 420 352 | 43 933 412 | -48 486 940 |
53 | 98 608 799 | 57 978 147 | -40 630 652 |
трамвай 11 | 78 627 744 | 43 349 131 | -35 278 613 |
трамвай 5 | 104 625 197 | 72 139 162 | -32 486 035 |
15 | 104 278 741 | 71 835 449 | -32 443 292 |
трамвай 7 | 84 360 261 | 54 059 832 | -30 300 429 |
80 | 69 916 098 | 39 810 259 | -30 105 839 |
трамвай 8 | 70 680 615 | 45 575 165 | -25 105 450 |
Маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов, характеризуются большей дальностью поездки. Поэтому на одного пассажира в среднем приходится больше затрат топлива, рабочего времени водителя и других показателей. В лидерах по величине прибыли, напротив, оказываются маршруты, характеризующиеся высокой сменяемостью пассажиров и небольшой средней продолжительностью поездки.
Администрация Перми рассчитывает новый тариф на проезд в общественном транспортеВсего за первые шесть месяцев 2024 года на оплату работы перевозчиков из городского бюджета направлено 3,375 млрд рублей, доходная часть составила 2,587 млрд рублей. Соответственно, на дотации из бюджета за полгода приходится 788,3 млн рублей. То есть почти 80 % расходов на отрасль обеспечивается за счет собственных доходов и 20 % – за счет бюджетных дотаций. Это соотношение достигнуто еще по итогам 2023 года и считается оптимальным.