Экономика на колесах. Анализируем транспортную отрасль в деталях

Какие маршруты самые востребованные в Перми, где сильнее всего упал пассажиропоток, и какие автобусы и трамваи «привезли» больше всех прибыли и убытков.

По просьбе Business Class в администрации Перми предоставили детализированную информацию о финансовых результатах, а также данные о пассажиропотоке в разрезе отдельных маршрутов.

За первое полугодие 2024 года общественный транспорт Перми обслужил 118,4 млн пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажиропоток увеличился на 3,7 млн человек.

Больше всего пассажиров

ТОП-10 самых востребованных направлений открывает автобус № 14 «Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская». За январь – июнь текущего года по этому маршруту совершено 5,49 млн поездок. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года показатель вырос на 9,5 %.

На второй строчке – маршрут № 77 «Ул. Памирская – ул. Мильчакова», где количество пассажиров за год уменьшилось на 4,9 % и составило 5,42 млн. По сравнению с рейтингом прошлого года автобусы № 14 и 77 поменялись местами. Третью позицию сохранил маршрут № 27 «Площадь Дружбы – м/р Нагорный», где увеличение пассажиропотока составило 3,8 %.

Сопоставление с данными по итогам первого полугодия 2023 года показывает, что рост пассажиропотока на маршрутах в ТОП-10 замедлился (был в пределах от 12,8 до 32,9 %). Выделяется положительная динамика трамвайного маршрута № 5 «Станция Бахаревка – Пермь II». Однако здесь рост почти в четыре раза связан с тем, что в 2023 году закрывали на реконструкцию трамвайные пути на ул. Куйбышева, что существенно занизило пассажиропоток. Если сопоставить данные 2024 и 2022 годов, рост составит более скромные 39,2 %.

ТОП-10 маршрутов общественного транспорта Перми по пассажиропотоку

Маршрут Январь – июнь 2024 г. Январь – июнь 2023 г. Изменение 2023/2024 Январь – июнь 2022 г. (справочно)
14 5 491 976 5 015 642 9,50% 4 113 434
77 5 420 434 5 702 513 -4,90% 4 521 711
27 4 847 229 4 669 677 3,80% 3 959 650
1 4 710 369 4 279 059 10,10% 3 219 303
36 3 910 976 3 914 909 -0,10% 3 211 139
20 3 794 735 3 640 394 4,20% 2 975 540
трамвай 5 3 635 945 932 924 289,70% 2 611 339
15 3 433 147 3 177 276 8,10% 2 724 469
67 3 363 520 2 906 250 15,70% 2 480 566
55 2 917 849 3 217 044 -9,30% 2 851 333

Лидеры по динамике

Самый значительный рост пассажиропотока (в два раза) зафиксирован на маршруте № 71, который был открыт в середине апреля 2023 года. Изначально он организован как компенсационный – на время ремонта трамвайных путей на ул. Куйбышева. В сентябре движение электротранспорта возобновилось, а автобус перевели в разряд постоянно действующих. Он получил сообщение «Пермь I – ул. Анвара Гатауллина».

В Перми демонтировали мост на ул. Карпинского, чтобы построить новый переход

На втором месте по положительной динамике – автобус № 62, который тоже играет роль компенсационного: когда в августе прошлого года из-за ремонта путей на ул. Мира перестали курсировать трамваи № 2 и 12, автобусный маршрут № 62 был продлен до Осенцов. Еще один возможный фактор – перекрытие ул. Карпинского в мае текущего года. Один из альтернативных путей движения из центра в Индустриальный район – по переходу Стахановская – Чкалова, а автобус № 62 – один из проходящих по этому пути, причем по выделенной полосе.

Там же проходит и маршрут № 13, замыкающий тройку лидеров по росту пассажиропотока.

ТОП-10 маршрутов по росту пассажиропотока

Маршрут Январь – июнь 2024 г. Январь – июнь 2023 г. Изменение 2023/2024
71 893 257 445 126 100,7%
62 1 419 279 831 351 70,7%
13 2 040 085 1 515 212 34,6%
трамвай 4 2 648 020 2 040 299 29,8%
трамвай 7 2 590 297 2 088 102 24,1%
трамвай 8 2 161 831 1 778 985 21,5%
39 99 237 82 249 20,7%
47 1 437 848 1 212 057 18,6%
трамвай 5 3 635 945 3 098 714 17,3%
49 480 612 409 845 17,3%

Отрицательный рост

Наибольшее падение пассажиропотока (-56,5 %) – на трамвайном маршруте № 12, который работал «урывками» между перекрытиями из-за реконструкции на улицах Мира и Карпинского и в усеченном варианте. Следом с показателем 18,1 % идет маршрут № 63 «Микрорайон Крохалева – площадь Дружбы», который частично дублирует путь следования автобуса № 71.

Идет как по рельсам. Большое интервью о модернизации трамвайной инфраструктуры в Перми

Снижение востребованности маршрута № 33 «Город Сердца – микрорайон Костарево» на 17,9 % может объясняться конкуренцией с электробусами. До ноября 2023 года только автобусы № 33 обеспечивали транспортное сообщение с ЖК «Погода». Затем было открыто направление № 81 от улицы Сапфирной до Перми II, на котором курсируют электробусы.

ТОП-10 маршрутов по снижению пассажиропотока

Маршрут Январь – июнь 2024 г. Январь – июнь 2023 г. Изменение 2023/2024
трамвай 12 954 304 2 195 119 -56,5%
63 542 942 663 187 -18,1%
33 595 206 725 411 -17,9%
50 2 563 412 3 088 496 -17,0%
3 2 189 379 2 615 958 -16,3%
25 218 652 258 791 -15,5%
7 253 580 299 883 -15,4%
29 350 654 410 616 -14,6%
68 1 398 906 1 637 058 -14,5%
28 342 313 393 401 -13,0%

Самые прибыльные

Сравнив данные о расходах на оплату транспортной работы и доходы от платы за проезд, мы выделили прибыльные направления. Всего таких десять из 80.

Лидер по прибыли – маршрут № 27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный». Его работа принесла городскому бюджету 12,4 млн рублей. Второе место занял автобус № 1 «Пермь II – микрорайон Садовый» – почти 6 млн рублей. В числе прибыльных есть еще один маршрут, связывающий эти пункты, – № 68. Он находится на четвертом месте рейтинга с результатом 4,8 млн рублей. А третью позицию занимает № 37 «Микрорайон Висим – ул. Ушинского». Положительным финансовым результатом отметился и проходящий через Висим автобус № 17.

Маршрут Расходы Доходы Прибыль
27 101 292 782 113 698 759 12 405 977
1 91 798 585 97 743 242 5 944 657
37 14 016 949 19 387 503 5 370 553
68 30 098 780 34 902 087 4 803 307
56 21 972 731 26 601 817 4 629 086
71 21 567 829 23 920 906 2 353 078
40 21 548 509 23 455 706 1 907 196
8 16 808 494 18 215 396 1 406 902
17 17 453 914 18 307 711 853 797
57 14 812 554 14 917 572 105 018

И самые убыточные

На первой строчке рейтинга по величине дотаций – маршрут № 20 «Микрорайон Новый Крым – Центральный рынок». Его убыток составил 55,1 млн рублей. Второе место занял автобус № 77 «Улица Памирская – улица Мильчакова» – почти 50 млн рублей. На третьей позиции – маршрут № 32 «Микрорайон Васильевка – Центральный рынок». Следующий дотационный маршрут – № 53 «Центральный рынок – 10-й микрорайон», онн находится на четвертом месте рейтинга с результатом 40,6 млн рублей. Замыкает пятерку трамвайный маршрут № 11 «Микрорайон Висим – улица 9 Мая», расходы от его работы превысили доходы на 35,2 млн рублей. В ТОП-10 также несколько трамвайных маршрутов, которые одновременно находятся в лидерах по росту пассажиропотока (№ 5, 7, 8).

маршрут Расходы Доходы финансовый результат
20 130 994 135 75 871 668 -55 122 467
77 161 169 566 112 195 053 -48 974 513
32 92 420 352 43 933 412 -48 486 940
53 98 608 799 57 978 147 -40 630 652
трамвай 11 78 627 744 43 349 131 -35 278 613
трамвай 5 104 625 197 72 139 162 -32 486 035
15 104 278 741 71 835 449 -32 443 292
трамвай 7 84 360 261 54 059 832 -30 300 429
80 69 916 098 39 810 259 -30 105 839
трамвай 8 70 680 615 45 575 165 -25 105 450

Маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов, характеризуются большей дальностью поездки. Поэтому на одного пассажира в среднем приходится больше затрат топлива, рабочего времени водителя и других показателей. В лидерах по величине прибыли, напротив, оказываются маршруты, характеризующиеся высокой сменяемостью пассажиров и небольшой средней продолжительностью поездки.

​Администрация Перми рассчитывает новый тариф на проезд в общественном транспорте

Всего за первые шесть месяцев 2024 года на оплату работы перевозчиков из городского бюджета направлено 3,375 млрд рублей, доходная часть составила 2,587 млрд рублей. Соответственно, на дотации из бюджета за полгода приходится 788,3 млн рублей. То есть почти 80 % расходов на отрасль обеспечивается за счет собственных доходов и 20 % – за счет бюджетных дотаций. Это соотношение достигнуто еще по итогам 2023 года и считается оптимальным.