Пермский бизнес только начинает активное использование франчайзинговых схем. Но некоторые предприниматели уже готовы к созданию собственных франшиз.
Создание бизнеса по системе франчайзинга распространено на Западе и уже стало российской практикой. Пермские предприниматели тоже используют схемы франчайзинга, но в Прикамье этот способ ведения бизнеса развивается медленно.
По рецепту. Первыми в Перми реализовывать франчайзинговые проекты стала компания «Алендвик» (сеть салонов «Кодак Экспресс», кафе «Баскин Роббинс», фаст-фуд «Цыплята по-английски», «Пельмешки без спешки»). На данный момент пользователями франшизы также являются торговая сеть «Пятерочка», блинная «Чайная ложка», партнеры «1С», сеть салонов связи «Мир техники» (франшиза DIVIZION) и др.
Интерес к франчайзингу вызван теми преимуществами, которыми он обладает. Именно поэтому многие предприниматели, начинающие дело с нуля, предпочитают приобретать франшизу, а не разрабатывать собственную торговую марку. При открытии бизнеса таким способом происходит заключение концессионного договора, в соответствии с которым франчайзи берет на себя обязательства оплатить необходимые суммы и соответствовать тем стандартам, которые определяет собственник франшизы. Все опрошенные «bc» эксперты отмечают, что условия франшиз могут сильно отличаться. Юлия Богушевская, директор Пермского Магазина Готового Бизнеса — регионального представителя международного Партнерства DELOSHOP, подтверждает: «Существуют весьма и весьма лояльные условия наравне с жесткими требованиями отдельных франчайзеров. Обычно жесткостью требований отличаются сильно «раскрученные» мировые бренды, поддерживать марку которых — обязательное и тщательно контролируемое условие».
Финансирование франчайзингового проекта, как правило, осуществляется самим франчайзи. Правда, и здесь есть варианты. По словам директора блинной «Чайная ложка» Антона Астафьева, «некоторые франчайзеры частично финансируют своих франчайзи, некоторые могут входить в состав учредителей либо же просто продать франшизу. Например, «Чайная ложка» в Перми находится на самостоятельном финансировании». Кроме того, франчайзи ежемесячно отчисляет собственнику франшизы определенную сумму (роялти). Размер роялти может колебаться от 1,5 до 10-12 % от прибыли.
В частности, как сообщается на сайте «1С», организация бизнеса «1С: Франчайзи» требует начальных затрат в размере от 250 до 1000 долларов и уплаты ежеквартального взноса в размере 100 долларов. При выполнении определенных условий франчайзи от ежеквартального взноса освобождается. Для своей работы франчайзи необходимо приобрести программный продукт/продукты «1С: Предприятие» (NFR-версии) и аттестовать в фирме «1С» не менее двух специалистов-внедренцев.
Как правило, со своей стороны франчайзер предоставляет разработанный бренд, бизнес-технологии, стандарты, обучающие программы, деловые контакты. В результате открытие бизнеса по такой схеме является менее рискованным, чем при самостоятельном вхождении на рынок.
Павел Караулов, управляющий партнер Группы компаний DIVIZION:
— Главное преимущество франчайзинга для предпринимателя, готового начать бизнес, — это то, что данная модель развития позволяет в довольно сжатые сроки покрыть максимально большую территорию. Немаловажным фактором является снижение финансовых рисков. При уменьшении инвестиций происходит резкое падение динамики развития, так как для ее поддержания нужно иметь либо высокий капитал, либо низкую конкуренцию. Ввиду насыщения рынка конкуренция только возрастает, и для сохранения и наращивания темпов развития необходимо постоянно увеличивать инвестиции.
В том же ключе высказывается Антон Астафьев: «В отрасли общепита около половины самостоятельных предприятий быстро закрываются, а в случае пользования франшизой число фирм, закрывшихся на начальном этапе, в несколько раз меньше».
В пользу франчайзинга свидетельствует и тот факт, что при организации бизнеса уже известно, как это сделать, где взять те или иные составляющие бизнеса, как позиционировать себя на выбранном рынке. Вадим Юсупов, генеральный директор ООО «Норма» соглашается: «В ресторанном бизнесе, который мы планируем открывать, мы сами не справились бы, поэтому заключили договор франчайзинга и совместных предприятий с компанией «Ростикс Групп».
Но для многих предпринимателей предпочтительнее создавать собственную марку.
Юрий Пирожков, директор по развитию сети ресторанов RestUnion:
— Когда 7 лет назад мы начинали заниматься ресторанным бизнесом, мы стояли перед выбором: действовать самостоятельно или по франчайзингу. Мы выбрали стратегию самостоятельного развития. Сейчас мы не исключаем возможности разработки российского бренда и создания собственной франшизы, хотя такой проект долгосрочен (как минимум, два года).
Вадим Юсупов, директор ООО «Норма» (торговые сети «Виват» и «НормаН») считает, что в некоторых отраслях нет смысла работать по франчайзингу: «Что касается розничных торговых сетей, то у нас нет какого-либо превосходства брендов и бизнес-процессов. А в Перми и России лучшие мировые торговые сети не имеют узнаваемости, поэтому нет оснований работать по франшизе».
И все-таки в Перми система франчайзинга наиболее развита именно в сфере торговли. Также франчайзинг распространен в сфере услуг, общественного питания, бутиков. В данных областях такая бизнес-технология наиболее эффективна, поскольку это отрасли, которые дают «короткие деньги». Но в мировой практике существуют франшизы в области бухгалтерского учета, аудита, медицины, автосервиса и т. д. Кроме того, существует еще одно отличие развития франчайзинговой системы на Западе и в России (в Перми в том числе).
Вадим Юсупов:
— На Западе деятельность по франчайзингу в основном ведется в сфере малого бизнеса, т. е. мелкими предпринимателями, которые начинают дело с нуля. В России же франшизу приобретают предприятия средней руки, например, торговые сети.
Постепенно освоение франчайзинга в Перми происходит не только в сфере общепита и ритейла. Например, международные и столичные операторы планируют войти на пермский рынок фитнес-услуг. По словам ведущего бизнес-консультанта Пермского Магазина Готового Бизнеса — регионального представителя международного Партнерства DELOSHOP Елены Жениховой, готовы выйти в Пермь по схеме франчайзинга World Class, World Gym, X-fit и сеть велнесс-центров «Тонус-Клуб».
Фактор риска. Тем не менее, хотя спрос на франчайзинг есть, его развитие в Перми идет достаточно медленно, что объясняется рядом препятствий: недостаточная прозрачность бизнеса, нестабильность экономики, нехватка инвестиционных ресурсов. С точки зрения директора «Сковородки» Максима Максимовича, «предприниматели не до конца понимают, что такое покупка франшизы, нет культуры предпринимательства. Люди считают, что по франшизе особо не за что платить, и они сами могут создать свое дело. С другой стороны, франчайзи зачастую не собираются выполнять взятые на себя обязательства». Именно поэтому еще не определено, каким образом (по франчайзингу или самостоятельно) сеть блинных «Сковородка» будет развиваться за пределами Перми. Как ранее заявлял «bc» Юрий Борисовец (блинные «Сковородка» входят в одну из структур, принадлежащих пермскому бизнесмену), возможно, заведения будут открыты в Ижевске и Екатеринбурге. Максим Максимович не исключает, что это будет осуществлено по франшизе, если «удастся найти порядочных партнеров». Г-н Максимович поясняет: «Мы будем действовать, исходя из ситуации, учитывая, что лучше для развития бизнеса».
Еще одним негативным фактором опрошенные «bc» специалисты называют неразвитость нормативной базы в сфере франчайзинга и связанное с этим нарушение прав интеллектуальной собственности. Вадим Юсупов отмечает: «В России в правовом плане в сфере франчайзинга остается незащищенным, в первую очередь, франшизодатель. Например, в Нижнем Новгороде около двух лет одна из компаний работала по франшизе «Крошка-картошка» (фаст-фуд). Затем по истечении срока не стала продлевать франчайзинговый договор, а открыла собственное дело с похожим названием, используя все прежние наработки и технологии».
Однако по Перми таких примеров нарушения прав респонденты «bc» назвать не смогли. Но проблемы в реализации франчайзинговых проектов существуют и в Прикамье. В частности, самым ярким примером является торговая сеть «Пятерочка», которая практически закрылась при предыдущем пользователе франшизы ООО «Русторг», накопив только банковских кредитов на сумму более 100 млн рублей. В настоящее время, по словам управляющего сетью «Пятерочка» Сергея Нагибина, новый франчайзи ООО «Кама Ритейл» выполняет все условия франшизного договора (условия являются коммерческой тайной) и имеет нормальные деловые отношения с франчайзером. С точки зрения Юлии Богушевской, внимание к франчайзинговым схемам в Перми после трудностей, которые были у «Пятерочки», не снизилось: «Может быть, оттого, что люди внимательно изучали тему франчайзинга и сделали для себя выводы, может оттого, что «Пятерочка» начала возрождаться, или еще какие-то факторы сыграли свою роль, но интерес пермяков к франшизам не только не иссяк, но, напротив, необыкновенно возрос!» Более того, намечается тенденция создания собственных франшиз пермскими предпринимателями.