Краевые власти намерены содействовать развитию логистики в Звездном. Однако потенциальные инвесторы высказали ряд сомнений относительно предлагаемых им земельных участков.
На минувшей неделе в ЗАТО Звездный состоялась рабочая встреча представителей администрации поселения с чиновниками Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края. Ее целью стало обсуждение возможности развития на землях ЗАТО производственно-логистического кластера.
Как рассказал «Building b.c.» глава Звездного Анатолий Королев, на сегодняшний день лишь 2 % земель, являющихся собственностью муниципалитета, находятся в обороте. Администрация военгородка уже не раз заявляла, что располагает участками и готова привлекать инвесторов, в том числе и для открытия новых производств и строительства логистических терминалов. Сейчас администрация ЗАТО готова предложить инвесторам в долгосрочную аренду несколько участков общей площадью порядка 1 тыс. га.
Директор УК «Император» Алексей Балашов перечислил основные преимущества предлагаемых участков. Все площадки расположены вблизи федеральной трассы Пермь – Екатеринбург, то есть в пятнадцатиминутной доступности от Перми. Помимо этого Звездный располагает высококлассными специалистами, которые смогли бы работать на новых предприятиях. Среди других положительных факторов – наличие в 2 км от участков локальной железной дороги.
В 2009 году мимо данных участков будет проложена новая федеральная автомобильная трасса. Как пояснил «bc» заместитель начальника управления маркетинга и развития Министерства развития торговли и предпринимательства Александр Нода, данные земли являются привлекательными инвестплощадками в силу небольшой удаленности от Перми, а также благодаря наличию всех инженерных коммуникаций.
Участки в Звездном – не единственные, которые краевые власти рекомендуют инвесторам для развития логистики и переноса производств. На сегодняшний день Минторг разрабатывает программу развития производственно-логистических кластеров в крае.
В связи с чем уже сейчас подготовлен список инвестплощадок. Среди них – участки в Перми, Краснокамске, Звездном, Чайковском районе и Березниках. По оценке Минторга, на сегодняшний день решение вопроса о привлечении инвесторов продвинулось дальше всего именно на территории бывшего военного городка. «Развивая идею консолидации производства и логистики, мы опираемся на оценку позитивных преимуществ, предоставляемых кластером, таких как сокращение совокупных издержек на проектирование и строительство совместной инфраструктуры и снижение транспортных и операционных расходов», – пояснил Александр Нода.
По словам Анатолия Королева, уже сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами по поводу предоставления им земельных участков общей площадью 380 га, на проект обратили внимание не только местные компании, но и фирмы из Москвы, Екатеринбурга. «Наши планы заинтересовали Правительство края, специалисты Минторга согласились, что развитие производственно-логистического кластера имеет перспективы именно в Звездном, – заявил «bc» глава ЗАТО. – И уже сейчас идет не просто обсуждение, а реальная работа».
О своих планах по переносу производства на территорию военгородка в том числе объявил Пермский мукомольный завод. Относительно остальных площадок собеседник издания прояснил, что на них будут появляться новые производства и строиться логистические комплексы. Как рассказал «Building b.c.» заместитель председателя Правительства Пермского края Юрий Уткин, в середине мая в Москве также состоялась встреча с представителями крупной логистической компании международного уровня, обсуждалась возможность реализации проекта в регионе. На сегодняшний день есть договоренность о продолжении переговоров. Ряд других инвесторов в конфиденциальном разговоре с корреспондентом издания также подтвердили свою заинтересованность в получении участков в Звездном, но от более подробных комментариев отказались, сославшись на то, что пока не хотели бы афишировать свои планы.
Однако эксперты издания в сфере логистики неоднозначно оценили предложение чиновников. «На месте потенциальных инвесторов я бы внимательно отнесся к предлагаемым участкам с точки зрения строительства там логистических комплексов. Дополнительные затраты могут возникнуть из-за строительства железнодорожной ветки, соединяющей площадки с локальной железной дорогой, правда, думаю, это не потребует больших вложений», – отметил директор департамента девелопмента земли корпорации «Перспектива» Андрей Трофимов. Однако специалист высказал сомнения относительно целесообразности организации на предлагаемых площадках новых производств. По мнению эксперта, существующих на данной территории электрогенерирующих мощностей может не хватить для организации работы предприятий. Сомнения по этому поводу высказали и другие специалисты, однако в Минторге корреспондента издания заверили, что запуском подстанции «Соболи» дефицит энергомощностей будет ликвидирован.
Не согласен с тезисом Андрея Трофимова относительно развития логистики на данных участках генеральный директор компании MVM Андрей Ярославцев. «На мой взгляд, развитие логистики на территории ЗАТО будет не очень интересно, поскольку площадка все-таки несколько удалена от конечной точки потребления, которой в данном случае будет являться Пермь. Организация производства – это другой вопрос. Он зависит не только от удаленности от города и транспортной доступности, но и наличия кадров. Звездный в состоянии обеспечить производства специалистами. Как раз с точки зрения развития производства эти площадки более интересны», – резюмирует эксперт.
Соглашаются с пермским консалтером московские специалисты в сфере логистики.
Николай Дицман, руководитель департамента маркетинга компании «Евразия Логистик»:
– Саму идею, безусловно, мы приветствуем. Очень хорошо, что продвигают инвестплощадки власти, поскольку в большинстве регионов чиновники этому не способствуют, и землю приходится приобретать через посредников.
Однако среди недостатков эксперт называет относительную удаленность от города. По словам специалиста, для развития логистики интересны площадки в 15-ти, максимум – в 20 км
от городской черты. Удаленность Звездного от Перми составляет порядка 30 км. Однако привлекательность участков значительно повысится, если администрация ЗАТО сможет привлечь в военгородок производителей. «Если администрация приведет туда много производителей, то мы готовы будем рассмотреть возможность реализации собственного проекта», – заявил «Building b.c.» Николай Дицман.
«Евразия логистик» – далеко не единственная компания, которая готова рассмотреть проект. Как пояснил «bc» директор по стратегическому маркетингу логистической компании Logistic L7 Константин Пьянков, его компания также давно «прорабатывает это проект».
Константин Пьянков:
– Мы готовы были зайти туда уже зимой, однако, по нашим данным, порядок выделения земельных участков не в полной мере защищает будущих инвесторов. Не ясны также перспективы, связанные с прекращением статуса ЗАТО. Поэтому необходима более полная юридическая экспертиза.
Однако Алексей Балашов полностью опровергает подобные заявления: «Я удивлен подобным комментарием, на сегодняшний день ЗАТО Звездный –
одна из немногих территорий в регионе, где ситуация с землей абсолютно прозрачна».
Кроме того, по словам Константина Пьянкова, для развития этих площадок в плане строительства на них новых производств или появления логистических терминалов необходима организация новой транспортной развязки, поскольку существующая дорога не сможет обеспечить машинопотока, который возникнет в связи с развитием территории. «Строительство развязки –
это тоже вопрос. Вряд ли инвесторы захотят вкладывать в это деньги, а готовы ли власти стать соинвестором этого проекта, остается неясным», – поясняет Константин Пьянков. Тем не менее собеседник подтверждает слова Николая Дицмана о необходимости развития производственных площадок как якорных факторов появления крупных логистических операторов на данной территории.
На сегодняшний день для формирования конечной стратегии развития производственно-логистического кластера создана рабочая группа, в состав которой входят представители администрации ЗАТО, краевые чиновники и потенциальные инвесторы.