Газета
  1. Газета
 11 августа 2008, 00:00  

Проблемы в размере

Проблемы в размере
Еще один инвестор планирует построить в крае крупномасштабный логистический комплекс.

Еще один инвестор планирует построить в крае крупномасштабный логистический комплекс.

Как стало известно «bc», ЗАО «Север», входящее в группу предприятий «Добрыня», планирует построить в 14 километрах от Перми логистический комплекс класса А общей площадью 250 тыс. квадратных метров. На сегодняшний день в распоряжении инвестора есть участок земли площадью 50 гектаров, вдоль которого в ближайшем времени пройдет новая федеральная трасса Пермь – Екатеринбург. Кроме того, рядом с инвестплощадкой расположен железнодорожный перегон Ферма – Осенцы. Сейчас, по словам директора компании «Север» Константина Окунева, рассматривается возможность строительства железнодорожной ветки (порядка 2,5 километра) от этого перегона до будущего логистического комплекса. Единственной серьезной проблемой, по словам инвестора, на сегодняшний день является отсутствие энергоисточника. Однако, по словам Константина Окунева, в «Пермэнерго» уже состоялось совещание, посвященное возможности подключения к энергосетям. Предполагается, что потребность в электороэнегии будет закрыта за счет строительства новых сетей в районе Лобаново. Строительство комплекса планируется завершить к середине 2012 года.
На сегодняшний день ЗАО «Север» ищет соинвестора – крупную международную компанию, имеющую опыт в сфере логистики и дистрибуции. «Наша основная идея – попасть в сеть логистических центров, которые будут построены на территории России», – пояснил «bc» Константин Окунев.
Эксперты «Building b.c.» неоднозначно восприняли проект. Всеобщее одобрение вызвало местоположение участка. Но сомнения возникли относительно масштабов комплекса. «Площадка вполне подходит для реализации строительства подобного склада и обладает хорошей транспортной доступностью, но с точки зрения масштабов проект отдает гигантоманией. Стоит учитывать, что это не единственный столь крупный проект класса А, реализуемый на этом же участке», – поясняет коммерческий директор «Линии 7» Константин Пьянков. Еще ранее о строительстве 280 тыс. квадратных метров складских терминалов класса А, расположенных в 15 километрах от данной площадки, в районе ЗАТО Звездный, заявила УК «Император». По словам специалиста, сегодня в Перми есть потребность не более чем в 50 тыс. квадратных метров складских комплексов высшего уровня качества.
Подобную точку зрения разделяют и аналитики отдела исследований Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Татьяны Дивина и Александр Кунцевич. По словам экспертов, складские комплексы класса А ориентированы на федеральных или международных ритейлеров, а также крупных дистрибьюторов и логистических операторов. «Такие компании заинтересованы в больших блоках, предъявляют высокие требования к качеству складских помещений и готовы за него платить. На данный момент в городе спрос на складские помещения представлен средними и мелкими местными компаниями, которые не являются потенциальными арендаторами для складов класса А», – отмечают аналитики Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko. Потенциальными арендаторами такого комплекса могут стать крупные международные ритейлеры, такие как «Ашан», OBI, REAL, Castorama, а также федеральные компании «Лента», «О’кей» и другие. «Эти компании являются потенциальными арендаторами данного комплекса. Однако строительство торговых центров, способных разметить перечисленные сети, пока не началось, следовательно, отсутствуют и официальные сроки окончания строительства объектов, поэтому сейчас трудно прогнозировать изменения на рынке в 2012 году», – считают специалисты.
Соглашаясь с Константином Пьянковым относительно оценок текущей ситуации на рынке складской недвижимости, Константин Окунев уверен, что к моменту окончания строительства масштаб строящегося комплекса будет соответствовать потребности края.
Другим вопросом, вызвавшим бурную дискуссию, стал размер инвестиций. Как сообщил «Building b.c.» Константин Окунев, планируемый объем вложений в строительство составит порядка 7,5 млрд рублей. По словам директора УК «Император» Алексея Балашова, для реализации подобного проекта в Звездном их компании потребуется не более 4 млрд рублей. Директор департамента маркетинга «Евразии логистик» Николай Дицман посчитал, что инвестиции в строительство комплекса не превысят 6 млрд руб-лей. При этом эксперт отметил, что инвестору будет непросто привлечь западные деньги.
Перечисляя возможных инвесторов, Николай Дицман отметил, что проект может привлечь западные компании, вкладывающие деньги в логистику, среди потенциальных инвесторов назвал Raven Russia и Quinn Group. «Но на сегодняшний день для западных фондов пермский логистический рынок пока остается достаточно рискованным. Сомневаюсь, что компания найдет инвестора раньше 2009–2010 года», – отметил собеседник издания.
Ряд замечаний высказал и Константин Пьянков. На его взгляд, вложения в размере 7,5 млрд рублей инвестору будет достаточно сложно окупить. Более того, в числе прочих недочетов эксперт также отметил транспортные проблемы. «На мой взгляд, возникнут также сложности с транспортной доступностью, поскольку вдоль этой трассы предполагается разместить целый производственно-логистический кластер. С учетом количества машин на этом отрезке дороги здесь возникнет серьезный транспортный коллапс, поэтому уже сейчас необходимо серьезно продумать транспортные потоки», – уверен Константин Пьянков.
Вместе с тем многие эксперты признают, что проект Константина Окунева может составить серьезную конкуренцию логопарку в Звездном.
Несомненным преимуществом данного объекта по сравнению с логистическим комплексом в ЗАТО Звездный является близость к городу. Более того, группа предприятий «Добрыня» уже имеет достаточный опыт работы в логистическом бизнесе и обладает наработанной клиентской базой. Однако Константин Пьянков также отмечает, что проект «Императора» выигрывает из-за меньшей загруженности железной дороги, в то время как перегон Ферма – Осенцы может не выдержать возросшей в связи с появлением комплекса нагрузки. Однако, по словам Константина Окунева, этот вопрос на сегодняшний день тоже решается. «Транспортное плечо для организации оптимальных потоков имеет серьезное значение в логистике, в этом преимущество нашего комплекса перед планируемым в Звездном», – уверен г-н Окунев. «Несмотря на то что складской комплекс компании «Север» находится ближе к Перми, в данном случае это не имеет большого значения. Здесь нет проблем с дорогой, поэтому лишние десять минут не будут играть существенной роли. Узкое место в данном случае – выезд на улицу Героев Хасана, а не федеральная трасса, тут все равны, – возражает Алексей Балашов. – Сейчас рынок не сформирован, когда он будет создан, начнется борьба, игра цен. Мы сделаем арендную ставку ниже, и все пойдут к нам».
ЗАО «Север» планирует приступить к строительству уже в середине 2009 года.

Все новости компаний