Рынок ювелирной промышленности Перми на пороге серьезных перемен. Планы по открытию в регионе пробирной палаты, начало работы Московского ювелирного завода, общие прогнозы по изменению цен на золото и драгоценные металлы – все это в состоянии серь-езно изменить ситуацию. Другое дело, что пока ювелиров заботят не планы развития компаний, а проблема выживания.
Стали экономить. Сегодня на пермском рынке представлено несколько десятков крупных и средних продавцов ювелирных изделий. По словам участников, соотношение региональных и федеральных игроков 80 на 20 %.
Характер спроса и предложения определяется сезонным фактором (8 Марта, Новый год и другие праздники), а также ситуацией с ценами на золото. Сейчас многие эксперты предрекают рост цен: за последние 9 месяцев стоимость на мировых рынках увеличилась с 930 долларов за тройскую унцию до нынешних 1000 долларов.
Директор сети ювелирных магазинов «Шик» Игорь Заморин утверждает, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи сократились приблизительно на 40 %. Однако добавляет, что в отличие от декабря прошлого года ситуация стабилизировалась. Декабрь же оказался для ювелиров месяцем убытков – в предновогодние праздники прошлого года продажи упали по сравнению с декабрем 2007 практически в два раза, отмечают эксперты «bc». Ювелиры утверждают, что структура спроса претерпела серьезные изменения. Сегодня покупатели отдают предпочтение золотым изделиям более низких ценовых сегментов и чаще всего серебру.
Ювелир Анатолий Жиляев рассказал «bc», что сейчас заказчиков и покупателей стали интересовать недорогие товары. «Покупательная способность заметно спала, но спрос на серебро вырос в разы», – добавил эксперт. Менеджер сети ювелирных магазинов «Злато» Наталья Снитко также говорит, что средний чек на ювелирную продукцию снизился: «По нашим данным, в настоящее время большим спросом пользуются ювелирные изделия в ценовом сегменте до 20 тыс. рублей. Например, вместо украшений с бриллиантами стали покупать изделия с фианитами».
Анатолий Жиляев отмечает, что заметно сократился спрос на авторскую работу, которая в докризисный период была очень востребованной. Анонимный собеседник «bc» с коллегой согласен: «Клиентов, которые предпочитают эксклюзив, становится все меньше и меньше. Одна часть потребителей столкнулась с финансовыми трудностями, другая предпочитает ездить в Европу и приобретать украшения там, где выбор гораздо шире».
Любопытно, что согласно опросу, проведенному по заказу «bc» социологическим агентством «СВОИ», более половины жителей Перми (51,2 %) полагают, что вложение сбережений в драгоценности и драгметаллы является перспективным и помогает сохранить денежные средства. Только десятая часть пермяков (11,4 %) к приобретению драгметаллов и ювелирных изделий относится скептически, полагая, что это не самый лучший способ сохранения своих сбережений во время нестабильной экономической ситуации. Но общий интерес к драгоценностям в силу известных причин не ведет к увеличению спроса.
Золото в цене. Участники рынка не имеют единой позиции по поводу изменения цен на золото.
Наталья Снитко:
– Последний раз цены на ювелирные изделия повышались ровно год назад – в марте 2008 года. Тогда рост составил 20–25 %. С тех пор изменений на рынке не произошло, и уже в течение года цены остаются на прежнем уровне.
Диаметрально противоположной точки зрения придерживается Игорь Заморин, утверждая, что за прошедший год банковская цена за лом выросла на 20 %. Он добавляет: «Несколько иные изменения произошли с ценами на сами изделия, где мы наблюдаем повышение всего на 10 %. Это средний показатель. Конкретная стоимость зависит от сложности выполняемой работы».
Мнения всех собеседников «bc» сходятся в одном – в действующих ценах на продукцию. Сегодня в Перми розничные цены на ювелирные изделия начинаются от 980 рублей за грамм (обручальные кольца и легковесные цепочки). Изделия с фианитами – 1400–1500 рублей, а цена на изделия с бриллиантами достигает 1500 рублей за грамм.
Проблемы ювелиров. В конце марта в Перми официально открылся Московский ювелирный завод (МЮЗ), входящий в «Группу компаний Леваева» (LGC). Событие сопровождалось громкими заявлениями о превращении Перми в ювелирную столицу России. Другие участники рынка признают, что фактически МЮЗ – единственный крупный игрок на рынке Прикамья, но утверждают о готовности составить МЮЗу серьезную конкуренцию. «Ассортимент у частных производителей шире, чем у крупных компаний, где все поставлено на поток», – рассказал «bc» один из игроков рынка на условиях анонимности.
С запуском производства на Московском ювелирном заводе в скором времени должна появиться и пермская пробирная палата, обещал губернатор Олег Чиркунов. «Сейчас правительством края активно решается вопрос о появлении в Перми пробирной палаты – организации, осуществляющей государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов указанным на них пробам. Вопрос решается на федеральном уровне, и на данный момент мы ведем переговоры с Министерством финансов РФ», – пояснил губернатор края. И добавил, что открытие в Перми МЮЗа явилось своеобразным катализатором для ускорения темпов решения вопроса о появлении в Прикамье центра сертификации.
Сегодня ближайшая к Перми пробирная палата находится в Екатеринбурге. На Московском ювелирном заводе объяснили – проверка изделий в этой палате занимает около недели, в Перми этот процесс сократился бы до одного дня.
Но мелкие игроки рынка относятся к предстоящему появлению в Перми центра сертификации довольно скептически. Анонимный собеседник «bc» высказал опасения: «Вполне возможно, что пробирная палата будет функционировать непосредственно при МЮЗе, и ее услуги будут недоступны для нас, частных производителей».
Ювелиры одной из основных проблем отрасли называют демпинг. «Правоохранительные органы активно борются с продавцами, которые работают на рынках, в прочих подобных заведениях и торгуют некачественным товаром, – свидетельствует Игорь Заморин. – Но никакими способами вытеснить этот сегмент продукции из отрасли они не в состоянии».
Кроме проблем с недобросовестными конкурентами и нестабильностью спроса ювелиры ощущают еще одну проблему – сырьевую. Собеседник «bc» рассказал, что раньше у крупных ювелиров-оптовиков была возможность взять в банке «золотой» кредит, то есть получить в долг не деньги, а золото. «Сейчас же такой заем оформить проблематично: металл продают с НДС, а если ювелир работает без НДС, то эти 18 % ложатся на его плечи, и брать «золотой» кредит становится невыгодно», – отмечает эксперт «bc», добавляя, что таким образом государство играет на стороне крупного бизнеса. «Сейчас «золотой» кредит могут получить только крупные ювелирные компании, тот же самый МЮЗ. Для мелких игроков сырье остается одной из главных проблем», – добавил он.
Невзирая на имеющиеся в отрасли проблемы, высокую рентабельность рынка отмечают все его игроки. Они убеждены: при правильной организации бизнеса он приносит прибыль. «Ключевые условия успеха – опыт и обширная клиентская база», – свидетельствуют ювелиры.
Игроки рынка отказываются называть суммы, необходимые для запуска собственного ювелирного бизнеса, поскольку объем стартового капитала зависит от объема производства.
Собеседник пояснил «bc»: «Сложно назвать точную сумму, необходимую для запуска собственного производства. Эти цифры слишком разные – например, оборудование может стоить как 2 тысячи долларов, так и 30 тысяч».
Сейчас ювелирное предприятие открыть сложно, говорят эксперты. «Заказов мало, и для многих игроков на данный момент очень сложный период», – добавляют они. Но крупные игроки пока не жалуются. Лев Леваев отметил, что даже сейчас у МЮЗа есть заказы на 120–150 млн долларов.