Алкогольная продукция и пиво занимают наибольшую долю в розничном обороте продовольственных товаров в России: на них приходится около 19 % всего товарооборота продуктовых магазинов. Для сравнения: на мясо и птицу приходится порядка 13 % оборота, общая доля сегментов колбасных, кондитерских и хлебобулочных изделий составляет около 21 %. По данным Пермьстата, в 2008 году населению Пермского края продано продовольственных товаров на сумму 111,34 млрд рублей. Таким образом, в 2008 году жители региона приобрели алкогольной продукции на сумму около 20 млрд рублей.
Розничный рынок алкогольной продукции в России соответствует масштабам потребления. После отмены сухого закона и до 2006 года водку и другие крепкие спиртные напитки можно было приобрести в шаговой доступности в любом ларьке в любое время суток. И лишь с принятием поправок в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые ограничили перечень розничных предприятий, имеющих право на продажу алкогольной продукции, рынок начал движение к цивилизованным формам.
Большие и маленькие. По состоянию на 26 марта 2009 года в Пермском крае было более 2,3 тысячи лицензиатов, имеющих право продавать алкоголь более чем в 6000 объектах, 74 % из них приходится на торговые точки, остальное – на заведения общепита.
На деле точек, в которых можно приобрести горячительное, больше. В Пермском крае для того, чтобы получить лицензию на продажу алкоголя, нужно зарегистрировать юридическое лицо, иметь торговые и складские помещения площадью не менее 50 кв. метров, оплаченный уставный капитал не менее 250 тыс. рублей и регулярно предоставлять декларацию о розничных продажах. Как правило, небольшие торговые точки, особенно на селе, не в состоянии соответствовать данным требованиям и занимаются продажей крепкого алкоголя незаконно – от одного визита участкового к другому. В отдельных населенных пунктах Пермского края легальных пунктов продаж алкогольной продукции нет совсем, что, конечно, не мешает потреблению.
«Рынок алкоголя далеко не структурирован и мало цивилизован, хотя серьезные шаги в данном направлении предпринимаются законодательством, производителями и розничными сетями», – констатирует директор сети магазинов «Добрыня» Александр Брызгалов. По его данным, мелкие игроки на рынке розничной продажи алкоголя и пива занимают не менее 45–50 % от общего оборота. Возможно, их доля еще больше: в крупнейшей розничной сети региона «Норман-Виват» из 12,5 млрд рублей годового оборота водка и ЛВИ занимают 15 %, пиво – 8 %, вино – 6 %. Таким образом, в магазинах этой сети жители края приобретают около 18 % всех потребляемых алкогольных напитков и пива. Если учесть, что в сети «Семья» нет специализированных алкогольных супермаркетов, подобных «Норману», их доля в данном сегменте розничного рынка не превышает 10 %. «Добрыня», «Лион», «Берег» из-за относительно небольшого числа магазинов вместе обеспечивают не более 5 %. Таким образом, сетевые магазины продают до 35 % алкоголя и пива, потребляемого жителями края. По оценке директора винного бутика «Бурбон» Лилии Бляйберг, магазины, специализирующиеся на продаже дорогостоящих импортных марок алкоголя, занимают около 1 % розничного рынка и сосредоточены в основном в краевом центре. Таким образом, мелкие игроки обеспечивают до 65 % продаж крепких спиртных напитков и пива в регионе. В таких условиях, по мнению Александра Брызгалова, появление крупных игроков на рынке вполне вероятно.
Укреплению положения сетей на рынке в общероссийском масштабе содействовали поправки в закон об обороте алкогольной продукции, устанавливающие ценз по размеру торговых площадей и размеру уставного капитала для продавцов. А вот ограничение времени продажи алкоголя с 23.00 до 8.00 для сетевых магазинов имело неоднозначные последствия. С одной стороны, легальные продавцы получили волну недовольства покупателей. По словам генерального директора сети «Норман-Виват» Вадима Юсупова, отказ продать крепкий алкоголь покупателям после 23.00 порой приводит к конфликтным ситуациям и даже попыткам вопреки всем запретам употребить продукт прямо в торговом зале. В какой-то степени данный факт объясняется тем, что алкогольные супермаркеты «Норман» изначально создавались как круглосуточные, и у покупателей относительно них сложились определенные ожидания. «График работы практически всех наших универсамов ограничивается 23.00, поэтому влияние запрета на продажу крепких напитков мы не почувствовали», – отмечает Александр Брызгалов. В то же время, с введением запрета, на окраинах города небольшие магазины получили конкурентное преимущество, поскольку торговля алкоголем в них нередко продолжается и в неустановленное время. «Как-то раз наблюдал, как в Закамске уже после 11 вечера к вполне респектабельному магазину потянулись автомобили, водители которых выходили из него с бутылками в руках и светящимися от счастья лицами», – рассказывает очевидец Михаил Топильский.
Вопрос в том, будут ли эти покупатели так же счастливы на следующее утро, ведь такие условия идеальны для продажи контрафактного продукта.
Легальные и нелегальные. По данным Росстата, около 40 % алкогольной продукции, продаваемой в России, имеет нелегальное происхождение. В эту категорию попадает и неучтенная (а значит, не обложенная акцизом) продукция, произведенная на легальных заводах, и водка, разлитая на подпольных предприятиях из привозного голландского спирта. «В Перми доля контрафакта мизерная – в магазинах его точно нет. Чем дальше от цивилизации, тем ситуация хуже», – считает владелец магазинов «Ладья» Илья Фарвазетдинов. Росстат отмечает снижение доли некачественного алкоголя на легальном рынке (см. таблицу): в 2008 году было забраковано и изъято из продажи 4,4 % от объема проверенной продукции. Для сравнения: в 2005 году этот показатель составлял 58,5 %.
«В селах края жители зачастую не покупают даже «паленую» водку, а пьют исключительно спирт», – свидетельствует владелец цеха по розливу нелегальной водки Алексей. «Производство самогона также уходит в прошлое – купить спирт и проще, и дешевле», – рассуждает он. Судьба Алексея по-своему интересна: во времена начала кооперативного движения он получил лицензию на продажу алкоголя в числе первых десяти в Перми, а сейчас размышляет, не перейти ли полностью на фасовку контрафактной селедки – это спокойней и экономически целесообразнее.
На производителей и продавцов нелегальной водки действуют суровые экономические законы. Их ценовая ниша (50–70 рублей за 0,5 литра сорокаградусной) постоянно сокращается: потребитель, нашедший в своем бюджете 70 рублей, способен найти и 100, а значит, купить легальный продукт. Набравший всего 30 рублей однозначно отправляется к продавцу спирта. Тем более что «спиртоносы», озаботившись сохранностью «поголовья» потребителей, в последнее время переходят на продажу продукта вполне приличного качества, употребление которого не вызывает смертельной интоксикации.
Что-то не сходится. Состояние рынка продажи алкогольной продукции во многом объясняется позицией, которую занимает в отношении него государство. С одной стороны, налоги с алкогольной продукции издревле являются стабильным и значимым источником бюджета (и это характерно не только для России), с другой – пьянство всегда называлось одной из главных национальных угроз.
До сих пор нельзя однозначно сказать, что компетентные органы полностью контролируют алкогольный рынок. О проблеме продажи алкоголя без лицензии, в неустановленное время, контрафактной продукции уже было сказано выше. В результате даже посчитать, сколько спиртного потребляется россиянами, непросто. В России до сих пор не во всех регионах действует положение об обязательном декларировании объемов розничных продаж (система ЕГАИС в итоге заработала только для оптового сегмента). Но даже в Пермском крае, где лицензиаты регулярно отчитываются о своих оборотах, наблюдаются серьезные расхождения в отчетах официальной статистики и данных о продажах розничных сетей. Согласно первым, объемы продаж крепкого алкоголя в январе-феврале текущего года по отношению к аналогичному периоду 2008 года увеличились (см. таблицу), а пива – уменьшились.
Отчеты розничных сетей, мелких продуктовых магазинов говорят о прямо противоположном. Существенное снижение продаж констатируют и продавцы элитных напитков в Перми. Эксперты российского Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) делают вывод, что при этом растет производство и потребление нелегальной алкогольной продукции.
Одним из последних нововведений государства, направленных на овладение контролем над рынком, стало создание в феврале 2009 года Федеральной службы по контролю за оборотом алкогольной продукции. Новому ведомству будут переданы функции по подготовке нормативно-правовой базы в этой сфере, а также некоторые виды лицензирования. Но главной целью госоргана, похоже, станет вытеснение с легального рынка нелегальной алкогольной продукции. Очевидно, в первую очередь служба займется наведением порядка в производстве алкоголя: как отмечают эксперты ЦИФРРА, согласно официальной статистике в России легальное производство водки и ЛВИ превышает объемы легального производства этилового спирта.
Руководители розничных сетей с пониманием относятся к созданию нового контролирующего органа. «На потребителях создание службы сказаться не должно, продавцы (в основном оптовики) должны ждать усложнения отчетности», – считает Илья Фарвазетдинов. «Возможно, одним из первых шагов службы будет введение минимальной цены на водку», – полагает Александр Брызгалов. «Мы с тревогой ожидаем установления минимальных цен на водку», – отмечает Алексей. «Если она будет выше 70 рублей за бутылку, в продаже останется только легальный алкоголь и спирт», – предполагает он.
В начале апреля 2009 года экспертный совет по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы рекомендовал установить минимальную стоимость бутылки водки емкостью 0,5 литра в розничной продаже на уровне 85 рублей 90 копеек. Будет ли названная цена обязательной для розничного рынка, станет понятно в течение года.
Справка «bc»
Культура потребления алкоголя в России относится к так называемому североевропейскому типу – пьют в стране «по праздникам», но крепкие напитки и в больших количествах, так что зачастую употребляют за один прием дозу, способную оказать существенный вред здоровью. Среднестатистический француз, употребляющий 55 литров вина в год (что равнозначно 15 литрам водки в абсолютном алкоголе), вызывает у своих властей меньшее беспокойство. В стране лишь в марте 2009 года начали принимать меры по ограничению продажи алкоголя гражданам моложе 18 лет – до этого любой француз мог заказать пиво или вино в любом баре.
Справка «bc»
По данным отчетов сети «Норман-Виват», пермские покупатели отдают предпочтение водке местных производителей – ОАО «Пермалко» и ОАО «Уралалко». В ценовом диапазоне от 120 до 150 рублей уверенно работает ЛВЗ «Топаз» (бренд – водка «Зеленая марка») и ООО «Омсквинпром» (бренд – водка «Пять Озер»); в ценовом диапазоне от 150 до 200 рублей популярностью пользуется продукция ЗАО «Урожай» (бренд – водка «Парламент»); в премиальном ценовом сегменте (от 300 рублей и выше) лидирует бренд «Русский Стандарт». Также, по статистике продаж в супермаркетах «Виват» и «НормаН», наиболее покупаемыми пермяками иностранными марками являются «Немирофф», «Хеннесси», «White horse», «Джонни Уокер», «Бейлиз». По данным сети магазинов «Добрыня», при выборе пива покупатели отдают предпочтение федеральным маркам в среднем ценовом диапазоне.