По данным экспертов «bc», на рынке начали появляться «кредитные» автомобили, которые заемщики сдают, чтобы погасить долги перед банком. «В первом квартале 2009 года число кредитных автомобилей, переданных из залога, выросло в два раза», – отметили в «Экс-Авто».
«Доля долгов по автокредитам в общем портфеле нашего коллекторского агентства составляет около 10–15 %, и мы продолжаем наблюдать рост», – говорят в Центре юридического сопровождения бизнеса (Москва). По словам специалистов центра, «люди, взявшие автокредит, весьма дисциплинированны и очень редко пропускают даты платежа. Долги образуются в основном или у тех, кто совсем не может платить по кредиту, или у мошенников, которые изначально брали кредит, не собираясь по нему расплачиваться. Поэтому большинство случаев, находящихся у нас в работе, – это кредиты, взятые обманным путем».
Однако не все эксперты отмечают тенденцию по появлению на авторынке «кредитных» автомобилей. Так, по словам Натальи Мельник, председателя правления Камабанка, в практике их кредитной организации еще не было случаев возврата транспортных средств банку.
Коллекторские агентства, напротив, прослеживают рост возврата «кредитных» автомобилей заемщиками. По словам директора агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Аркадия Берещука, рост заметен, хотя пока и не столь очевиден: «Мы заметили, что количество случаев по возврату транспортных средств выросло в разы, но назвать точную цифру достаточно сложно». Аркадий Берещук добавляет, что он не видит смысла сдавать автомобили, взятые до кризиса: «Процентные ставки по кредитам слишком низкие, и лучше продолжать платить, нежели избавляться от этих авто».
По оценкам специалистов, возвращенный автомобиль теряет от 30 до 60 % стоимости, в зависимости от марки, пробега, года выпуска и комплектации. «Быстрее и больше обесцениваются отечественные и импортные автомобили после 1–2 лет эксплуатации», – поясняют в Региональной организации по возврату долгов. В «Экс-Авто» называют другую цифру – 15–20 %.
По прогнозам экспертов «bc», количество «кредитных» автомобилей к концу 2009 года составит 20–25 % от всего автомобильного рынка.