На минувшей неделе «УралПолит.Ru» опубликовал «Обзор финансовой политики крупных муниципалитетов», в котором были проанализированы бюджеты и финансовая политика 11 муниципалитетов Урала и Сибири. Среди лидеров – Екатеринбург, Пермь и Новосибирск.
Экспертный канал «УралПолит.Ru» при поддержке рейтингового аналитического центра «ФедералПресс» в течение 2008 года анализировал бюджетирование и финансовую политику 11 крупных муниципалитетов. В обзор были включены финансовые показатели Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска, Кургана, Нижневартовска, Новосибирска, Ноябрьска, Перми, Тюмени и Челябинска.
В числе основных направлений для оценки качества финансовой политики муниципалитетов были названы: перспективное финансовое планирование, годовое бюджетирование, управление доходами, расходами, ликвидностью и долгом.
«В последнее время в России обозначился четкий тренд на развитие муниципального уровня управления, активизацию финансовых институтов муниципального уровня», – сообщают авторы обзора.
По словам руководителя сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» Дмитрия Жигалова, «оценка финансовой политики и качества перспективного финансового планирования муниципалитета отражает последовательность решений муниципальной администрации по поддержанию финансовой стабильности». Именно финансовый менеджмент, по мнению эксперта, позволяет муниципалитету выживать в конкурентной среде. Наступившая в кризис нехватка средств – во многом проверка на профпригодность для городских властей, где требуется не только умение осваивать средства.
Наиболее благополучной, по выводам авторов, «выглядит финансовая ситуация в тех городах, где диверсифицированная экономика (из рассмотренных здесь это Новосибирск, Пермь, Екатеринбург) смягчила спад отдельных отраслей, а реформированная система управления финансами достаточно совершенна для гибких и эффективных решений.
Однако и у этих городов в последние годы начались проблемы.
Екатеринбург и Новосибирск. В Екатеринбурге, кроме секвестирования, бюджетный процесс сталкивается с рядом объективных сложностей. По словам уральского политолога Константина Киселева, наблюдается кризис инноваций в финансовой политике горадминистрации. «Свежих идей нет, все идет по накатанному пути. Не вижу инновационных идей, у меня такое впечатление, что Чернецкий не в состоянии их провоцировать», – говорит уральский эксперт.
Отсутствие инициативы – результат сложившейся политической системы. «В Екатеринбурге, пожалуй, особенно сильно проявляются внешние атрибуты противостояния властей разного уровня, а также связанных с ними представителей бизнеса. Присутствие в городе уральского полпреда и сильного свердловского губернатора-старожила предопределяет многие действия властей, в том числе и городских, стремящихся как заручиться поддержкой местного населения, так и добиться определенного внешнего позиционирования», – считает директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», доктор экономических наук Владимир Климанов.
Главная проблема Новосибирска – чересчур агрессивная политика в докризисное время. Чиновники, кажется, не видели наступающего кризиса.
В 2008 году в городе существенно выросли капитальные вложения, достигшие 28 % расходов – 8,7 млрд рублей (по плану более 10 млрд руб-лей). Приоритетными проектами стало строительство станции метро «Золотая нива» (1,1 млрд рублей), более 2 млрд рублей пошло на строительство дорог и транспортных развязок. Мэрия Новосибирска даже объявила бюджет 2008 года бюджетом развития.
Сложившийся дефицит покрывался в основном за счет продажи муниципальной собственности – в основном активов компаний (около 1,14 млрд рублей), а также кредитов выпуска облигаций. Сейчас для покрытия долгов ставка сделана на банковские кредиты. В 2009 году агентство Standard&Poor’s снизило прогноз рейтинга по финансовым обязательствам Новосибирска со «стабильного» до «негативного».
Пермь. Столица Прикамья, в отличие от двух своих крупных конкурентов, сильно привязанных к федеральным субсидиям и серьезно зависящих от позиции региональной власти, по мнению экспертов, имеет больше самостоятельности и показывает неплохие результаты.
Не секрет, что бюджетная политика и финансовое администрирование традиционно считаются сильной стороной столицы Пермского края. В городе смело прибегают к экономическим инновациям, не теряя результативности. Подтверждением тому служит бюджет Перми, демонстрирующий в последние годы стабильную динамику роста, которая была приостановлена все теми же кризисными явлениями, общими для муниципалитетов и регионов.
Повышению эффективности работы горадминистрации, по мнению завкафедрой экономической теории и мировой экономики ПГУ Юрия Перского, способствует и ее структура, переход на которую был завершен в 2008 году. В структуре аппарата предусмотрено разделение на 8 блоков. Финансирование муниципальных проектов выстроено под достижение конкретного результата (система управленческого бюджета).
«Такое построение городской администрации во многом предопределено аналогичными нововведениями, внедренными на уровне краевой администрации и других регионов России, вовлеченных в процесс внедрения управления по результатам бюджетирования, ориентированного, в частности, на результат», – резюмирует Владимир Климанов. Главная особенность этой системы заключается в том, что деньги распорядители бюджетных средств получают под достижение конкретных результатов, которые они должны обосновать в своем докладе о результатах и основных направлениях деятельности.
Напомним, финансовый менеджмент Перми уже неоднократно отмечался за ее пределами. Полезный эффект административных и финансовых совершенствований был отмечен, например, Ассоциацией финансистов России, которая по итогам 2007 года признала Пермь лучшим городом страны (из 183 претендентов) в сфере управления муниципальными финансами. «Очевидно, что городские власти прилагают максимум усилий к обеспечению роста городской экономики», – считает Юрий Перский.
Среди проблем Перми эксперты называют слабую известность на федеральном уровне, а также небольшую, но перманентную убыль населения, впрочем, характерную для страны в целом. Решение этих сложностей – задачи властей на ближайшие годы.
По информации пресс-службы администрации Перми, в этом году столица Прикамья вновь получила высшую награду Ассоциации финансистов России.