Без претензий к «Единой России».
Яков Петрович, в мае состоялась конференция регионального отделения «Единой России». В результате голосования участников мероприятия Ваша кандидатура была внесена в политсовет партии. Расскажите, с чем связано Ваше согласие войти в руководящие органы?
– Во-первых, я в «Единой России» с момента ее основания, поэтому мое появление в составе политсовета не столь неожиданно. В крае сложилась ситуация, когда среди сотрудников краевых властей пока не так много членов партии. Думаю, такое положение вещей до определенного времени было вполне оправданно. Сейчас наступил период, когда различного рода проблемы, и прежде всего социальные, вышли на первый план. Поэтому хотелось бы, чтобы влияние «Единой России» на всех уровнях пермской власти, как муниципальной, так и региональной исполнительной и законодательной, увеличивалось, а ответственность работающих во власти единороссов возрастала. Объективно время для этого наступило. Сегодня нельзя не признавать, что «Единая Россия» в полной мере является партией власти.
Часто звучит критика в адрес «Единой России», именно как партии власти. Иногда и справедливая. Надо делать из этого выводы. Критика, споры, дискуссии необходимы и должны быть, они делают сложный партийный организм более дееспособным и жизнеспособным. И это естественно. Нужно сказать, что «Единой Россией» в Пермском крае сделано очень много. Накоплен серьезный опыт и есть конкретные положительные результаты в решении жизненно важных проблем населения.
Вы уже знаете, какие функции будете выполнять в региональном политсовете «Единой России»?
– С учетом того, что я возглавляю политический блок в администрации губернатора края, абсолютно логично работать в политсовете партии. Я уже обратился к Геннадию Петровичу Тушнолобову с просьбой определить направления деятельности, где, с его точки зрения, я мог бы быть более полезным. Думаю, в ближайшее время либо президиум, либо сам Геннадий Тушнолобов, как руководитель политсовета, определит спектр моих обязанностей. Мы с ним довольно-таки часто встречаемся и обговариваем проблемные вопросы. Бывает, что без споров не обходится, но я к этому отношусь хорошо.
Где бы я мог принести наибольшую пользу? Наверное, как раз в работе с территориями. Ведь именно в муниципалитетах находятся партийные ячейки, работают предприятия и живут люди. Это самый сложный участок работы, именно здесь возникают проблемы, и нахождение путей решения – не самое легкое занятие. На таком уровне не походишь с флагом в руках, доказывая, что следует поступить так, а не иначе, в то время как насущные вопросы не решаются. Понимания можно добиться только конкретными делами. Если в «Единой России» посчитают нужным доверить мне именно это направление, ко мне претензий не будет, буду работать добросовестно. Тем более что уже сложились определенные контакты, ресурсы, влияние на муниципалитеты, система взаимоотношений с руководителями различных уровней и активом на местах. Конечно, Геннадию Петровичу виднее, что еще находится не под контролем или требует переформирования.
Не удалось пройти незаметно.
Действительно ли, что выдвижение Вас, Валерия Сухих, Дмитрия Скриванова, Юрия Елохова и Виктора Плюснина в состав политсовета связано с намерением усилить позиции губернатора в региональном отделении партии «Единая Россия»?
– Олег Анатольевич, как губернатор края, заинтересован в укреплении позиций «Единой России» и оказывает максимальное содействие региональному и местным отделениям партии. Прежде всего в кадровом и организационном плане. Так будет и впредь.
Говорить же о том, что в политсовет пришло большое количество представителей исполнительной власти, неуместно. На конференции было избрано несколько человек, в том числе председатель правительства Валерий Сухих, я, первый заместитель председателя Заксобрания края Дмитрий Скриванов, глава Кудымкарского района Алексей Зырянов. Ранее в руководящие органы пермского отделения вошли несколько государственных и муниципальных чиновников. В общей численности политсовета (80 человек) их не много, тем более нельзя говорить о доминировании. Для губернатора важно не прямое влияние и уж тем более не вмешательство в текущую деятельность партии, а совместная работа с партией власти в интересах всех жителей края. Я не знаю больше регионов, где бы в руководящих органах партии присутствовало такое малое количество людей из власти. Наоборот, будет больше пользы, если на столь непростом этапе развития России достойных людей из власти будет больше и в партии. Спрос на их работу будет не только по административной, но и партийной линии.
На Ваш взгляд, можно ли говорить о фронде или заговоре внутри «Единой России»?
– У нас дееспособное региональное отделении партии. Есть хороший опыт работы и успешного решения проблем. Особо хочу отметить сильные позиции партии в Законодательном собрании края, что является важнейшим показателем и результатом деятельности любой политической партии. Законодательным собранием края руководит один из наиболее авторитетных людей нашего региона – Николай Девяткин. Он член «Единой России». Председатель правительства края Валерий Сухих также член партии. Много и других достойных и известных в крае людей являются членами «Единой России».
Если кому-то хочется найти заговор, это всегда можно сделать. Ни о какой фронде говорить не стоит, нет этого. И для этого нет почвы. Что же касается результатов партконференции и неизбрания двух наших коллег в состав политсовета, то я считаю, что следовало либо не предлагать кандидатуры Елохова и Плюснина, либо обеспечить их избрание. С этой точки зрения выскажусь критично. Сказать, что неутвержденные фигуры – это люди с улицы, или их никто не знает, или они себя чем-то скомпрометировали, неправильно. Обоих хорошо знают, они возглавляют комитеты в Заксобрании края, их предложил политсовет партии, они единогласно включены в бюллетень для голосования на конференции, но в результате не избраны. Тогда что произошло? На мой взгляд, проявились внутренние интересы. Это для нас всех урок. Не думаю, что Геннадию Тушнолобову как руководителю регионального политсовета было приятно получить такой результат. Сам факт не страшен, но заставляет задуматься, почему при общей поддержке случилось именно так? Нужно время для осмысления ситуации и исправления ошибок.
Высказывались позиции, что администрация губернатора «передавила» в процессе согласования выдвинутых губернатором кандидатур. Это действительно так?
– Я думаю, что для кого-то это очень удобная, но абсолютно беспочвенная отговорка. Как можно было «передавить» и кого? Самостоятельных и состоявшихся в жизни людей? До проведения региональной конференции «Единой России» оставалось несколько дней. Могу подтвердить, что лично разговаривал менее чем с десятью делегатами конференции (из 161 избранного на конференцию), интересовался их мнением, просил поддержать всех, кого президиум политсовета внес для утверждения на конференции. Но в день проведения конференции многие из них отсутствовали. Я и глав муниципальных образований, участвующих в конференции, попросил поддержать всех заявленных кандидатов.
Экономика определила МСУ.
Как в администрации губернатора оценивается нежелание муниципалитетов вводить у себя новую схему избрания руководителей (из числа депутатов)? Есть ли, по данным администрации губернатора и правительства края, муниципальные образования, которые планируют ввести систему избрания глав муниципалитетов из числа депутатов?
– В течение многих месяцев мы вместе с главами городов и районов обсуждали наиболее приемлемую в современной ситуации форму организации местной власти. Пришли к выводу, что именно избрание из состава депутатского корпуса главы муниципалитета и введение должности сити-менеджера является наиболее эффективным с точки зрения управления территорией и с точки зрения пользы для населения. Эта модель местного самоуправления позволяет повысить значение и роль представительных органов местного самоуправления – городских дум и земских собраний – и закрепить за конкретным должностным лицом обязанности, а значит, и ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
Мы лишь предлагаем предусмотренную законодательством о местном самоуправлении форму, а решают сами муниципалитеты. Они самостоятельны в своем выборе. Такая система уже есть в различных территориях края, в частности в Добрянском и Красновишерском районах. Близкая по структуре система управления – в Перми, Кудымкаре, Кизеле. Есть она и на поселенческом уровне (Северо-Углеуральское поселение Губахинского района). Против внедрения этой модели не выступил ни один глава муниципалитета. Напротив, такие авторитетные и опытные главы, как глава Перми Игорь Шубин или глава Пермского района Александр Кузнецов и другие, выступают активно за ее внедрение, а Пермский район уже изменил свой Устав и утвердил именно эту систему управления районом, и в октябре уже по новой схеме пройдут выборы местных органов власти. Многие муниципалитеты сейчас работают над изменениями в уставы. Идет системная плановая работа.
С чем связана необходимость введения такой системы?
– В условиях ухудшения социально-экономических условий, а ситуация еще долгое время будет сложной, с точки зрения модели управления такая форма не позволит потерять набранный темп и решать проблемы населения, заниматься хозяйственными, социальными вопросами, а не уходить во внутренние проблемы. Обсуждение длилось в течение длительного периода времени, в итоге мы пришли к выводу, что разделение функций главы города и главы администрации может являться наиболее эффективным способом при решении проблем жителей территорий. Депутаты представительных органов должны обрадоваться: возрастут их роль и авторитет. Существенно возрастет «ценность» мандата, учитывая, что именно депутатам предстоит избирать главу города или района. Требуется время и терпеливая работа, чтобы донести эти идеи на добровольной основе до депутатов и населения.
Такая система решит вопрос ответственности на уровне местных образований, ведь зачастую население даже не знает, к кому обратиться?
– Население будет точно знать, с кого можно спросить за отсутствие света, тепла, другие проблемы. Кто сейчас ответствен за ситуацию, сложившуюся в Чайковском районе? Почему жители идут с вопросами к губернатору? Потому что на местном уровне власть оказалась недееспособной.
Новый глава района, избранный весной, пока входит в курс дела. А действующий глава города, имея достаточный опыт и экономически сильную территорию, создал проблему, когда целые микрорайоны отключены от водоснабжения. Жители справедливо возмущаются, они хотят порядка и определенности, жить спокойно и комфортно. А в Чайковском для этого есть все возможности!
Как Вы прокомментируете то, что Березники, наоборот, решили вернуться к всеобщим выборам главы города?
– Поступили непонятно и нелогично. 4 года назад сами приняли систему избрания главы города из состава депутатов и, не внедрив ее, вновь изменили Устав города. Я был на публичных слушаниях по этому вопросу. Никаких весомых аргументов за возврат назад не последовало. Не выступил ни один депутат гордумы! Осталась невнятной и позиция главы города.
Можно только сожалеть, что Березники остановились на полпути. Это ошибка! Требуется время и терпение, чтобы донести мысль до депутатов и населения, что нужен профи политик и профи хозяйственник, чтобы у населения было как можно меньше проблем. Это сложный процесс, который не происходит в один этап. Понадобится время, и немалое.
Как складываются отношения с новым главой Чайковского района Сергеем Пластининым, учитывая последнюю сложную избирательную кампанию?
– Баталии закончены. После выборов я и мои коллеги предложили ему свою поддержку. Он стал хозяином в районе, не имея соответствующего опыта работы в этой сфере. И я и мои коллеги оказывают возможную помощь; когда необходимо, созваниваемся или встречаемся. Хотелось бы, чтобы начатые в районе инвестиционные проекты были на особом контроле. Ведь предыдущий глава Николай Заикин в этом направлении сделал очень много. Всего в Чайковском районе реализуется около 30 проектов в области ЖКХ, социальной инфраструктуры, инженерных систем и т. д. Нужно, чтобы эти проекты были реализованы. Никто никаких поблажек делать ему не будет. Он знал, на что шел. С точки зрения финансирования территории ничего не изменилось. Чайковский район – это своеобразная, сильная территория, на которую возложены большие надежды. Руководители района и города должны понимать, что за груз у них на плечах.