Как стало известно «bc», в июне в Перми был закрыт один из двух офисов международного рекрутингового агентства Kelly Services. Эту информацию изданию подтвердила Елена Бондарева, региональный директор Kelly Services по Уралу. Теперь компания сохраняет физическое присутствие в городе только в форме второго офиса, не работающего на открытом рынке и обслуживающего кадровые потребности одной компании (по информации «bc», кондитерской фабрики Nestle). По словам Елены Бондаревой, причины закрытия офиса – произошедшее в связи с кризисом снижение объемов рынка рекрутинга.
Елена Бондарева:
– Kelly Services будет работать на рынке рекрутинга Перми дистанционно, из офиса в г. Екатеринбурге, привлекая оставшийся офис, обслуживающий выделенного клиента.
Эксперты «bc» из числа крупнейших рекрутинговых компаний подтверждают, что ситуация на рынке сегодня достаточно тяжелая, она приводит к сокращению штата кадровых компаний и иногда даже прекращению их работы. «По нашим оценкам, объем рынка рекрутмента в Перми по сравнению с докризисным периодом снизился на 40 %», – считает Ирина Денисова, директор филиала холдинга «АНКОР» в Перми. Мнение Елены Бондаревой даже чуть более пессимистично: 40–50 %. Такие же цифры называет уральская дирекция компании HeadHunter. Причем все эксперты «bc» оценивают ситуацию на рынке Перми как среднюю, отнюдь не более критичную, чем в других регионах.
По оценкам экспертов «bc», от сокращения объема рекрутингового бизнеса в первую очередь пострадали небольшие компании, которые зависели от небольшого числа клиентов. В эту категорию, по оценкам Анны Хвостовой, директора Уральского филиала компании HeadHunter, попали практически все локальные агентства, независимо от степени их профессионализма и опыта. Вторая категория агентств, по которым наиболее сильно ударил кризис, – специализированные агентства, если их специализация относилась к отрасли, затронутой кризисом. По мнению Ирины Денисовой, пострадали также узкопрофильные агентства, предоставляющие только услугу поиска персонала. «Тем, кто еще пока остается на рынке, приходится пересматривать стоимость своих гонораров, идти навстречу клиенту», – отмечает эксперт.
В этой ситуации, считает Анна Хвостова, решение Kelly Services о закрытии офиса в Перми обусловлено стремлением оптимизации издержек на содержание офиса.
Эксперты «bc» отмечают, что хотя наличие представительства в регионе и имеет свои преимущества, в целом удаленный рекрутмент вполне возможен, среди агентств эта технология работы достаточно распространена. Однако у нее есть и свои ограничения.
Ирина Денисова:
– Эффективность удаленного поиска кандидатов зависит от типа и уровня позиции. Если речь идет о профессиях, где типаж человека и навыки самопрезентации являются ключевыми компетенциями, подбор таких специалистов требует очной встречи. Но если мы ищем специалиста на высокие или узкоспециализированные позиции, где на первый план выходят требования к знаниям и опыту соискателей, наличию определенных профессиональных достижений, вполне эффективным может быть проведение телефонного интервью.
Что касается перспектив восстановления рынка рекрутинга, то здесь мнения экспертов расходятся. Елена Бондарева полагает, что его восстановление будет полностью зависеть от ситуации в экономике, а значит, начнется не в этом и, вероятно, даже не в следующем году. В то же время в холдинге «АНКОР» уже сейчас отмечают некоторую стабилизацию. «Начиная с марта 2009 года мы наблюдаем некое оживление на рынке, хотя до уровня 2008 года пока далеко: по сравнению со вторым кварталом прошлого года вакансий стало в два раза меньше. Конечно, радует, что прекратилось падение, но говорить о переломе ситуации на рынке пока еще рано», – считает Ирина Денисова. В то же время, по оценкам «HeadHunter-Урал», рынок рекрутмента восстанавливается медленнее, чем в других крупных городах Урала, где уже с февраля-марта текущего года зафиксировано некоторое оживление. «При этом вакансии от агентств Перми растут в основном за счет сетевых международных компаний, а вот локальные агентства, очевидно, продолжают страдать от отсутствия платежеспособных клиентов», – отмечает Анна Хвостова.
Будущее рынка рекрутинга осложняется и объективной демографической ситуацией в стране.
Ирина Денисова:
– Определенный дефицит работников в ряде сфер будет сохраняться и дальше, поскольку 2008 год являлся последним годом для России с нулевым сальдо по трудовым ресурсам, когда естественная убыль работающего населения полностью восполняется естественным прибавлением. По данным демографических служб, с 2009 года Россия входит в зону отрицательного баланса в трудовых ресурсах – страну ожидает только убывание трудоспособного населения, и в довольно большом размере.
Из других тенденций развития рынка Ирина Денисова называет рост спроса на определенную группу услуг: «Сегодня все активнее предлагаются программы по оutplacement (информационная поддержка и продвижение на рынок труда сотрудников, с которыми компания планирует прекратить трудовые отношения); обучающие семинары. Также популярностью пользуются оценка персонала, оutstaffing (вывод персонала за штат компании), а также консультации по трудовым вопросам».
Наконец, эксперты «bc» отмечают, что резкое снижение количества вакансий привело к перепрофилированию некоторых компаний, оказывающих услуги по подбору персонала, в агентства по трудоустройству: если ранее деньги за свои услуги они брали с компаний-работодателей, лиц юридических, то теперь предлагают оплачивать свои услуги соискателям, физическим лицам.
Елена Бондарева добавляет, что рынок рекрутмента уже никогда не будет прежним. «Текущая ситуация научит многие компании работать самостоятельно. В настоящий момент главный источник поиска кандидатов – это Интернет, и эта тенденция будет развиваться. Мое мнение – рынок рекрутинга претерпит большие изменения: уйдет часть игроков, больше бизнеса будет в онлайн-среде», – уверена она.