Культура
  1. Культура
 05 октября 2009, 13:20  

Наши на Биеннале

Наши на Биеннале
В спецпрограмму Третьей Московской биеннале современного искусства попали сразу два проекта из Перми – «Русское бедное» (PERMM) и «Кудымкор – локомотив будущего» (Фонд «Новая коллекция» и Пермская государственная художественная галерея).

Глобальная ВДНХ от contemporary art проходит в России раз в два года. Куратором основного проекта третьей по счету московской биеннале стал француз Жан-Юбер Мартен, бывший директор Центра «Помпиду», автор нашумевших выставок «Москва – Париж» и «Москва – Берлин». Мартен решил сделать основой экспозиции идею демократии и культурного синтеза. Девиз мартеновского проекта: «Против исключения». Под «исключением» в данном случае понимаются любые ограничения, барьеры и стереотипы, мешающие художнику развернуться.
География выставки, собранной Мартеном, впечатляет: в основную экспозицию, среди прочих, вошли работы авторов из Новой Зеландии, Средней Азии и Океании (Жан-Юбер Мартен известен своей любовью к искусству стран третьего мира). В общем, полная культурная интеграция: актуальные художники всех стран, объединяйтесь!
В общей сложности выставочных проектов, проходящих в Москве под знаком биеннале, более сотни. Именно они сейчас занимают практически все столичные площадки. Можно идти наугад куда угодно – на Винзавод, на FABRIK’у, в ГСЦИ или в Третьяковку – и обязательно попадешь на «биеннальное».
Но монополия на главные события биеннале нынче у «Гаража», одного из самых молодых и модных центров современного искусства. Именно он принял основной выставочный проект, придуманный куратором Мартеном, именно здесь больше всего посетителей. В первый же день работы выставки здесь отметились 4,5 тысячи человек, что стало для «Гаража» абсолютным рекордом. У некоторых объектов даже скапливались очереди. Например, чтобы зайти в комнату с матерчатыми полупрозрачными стенами, в которой была спрятана инсталляция Селест Бурсье-Мужено (живые птицы заставляют звучать электрогитары, прикасаясь лапками к струнам), приходилось отстоять по крайней мере минут десять-пятнадцать. Стабильная толкучка возникала и вокруг работы Хуан Юн Пина, которая тоже связана с миром фауны. Высокий змеевидный мост, на котором обосновался живой питон. В образованной мостом арке – небольшой круглый стол, покрытый частой металлической сеткой – под ней копошатся насекомые: сверчки, тараканы, жуки и пауки. К концу выставки их количество, видимо, уменьшится – микроэкспонаты постепенно поедают друг друга, являя тем самым модель человеческого общества, где по-прежнему действует принцип естественного отбора. Интереснее всего за жизнью насекомых наблюдать детям – приставленные к экспонату сотрудники «Гаража» едва успевают отгонять особо пытливых зрителей, склонившихся над защитной сеткой слишком низко, – многие насекомые ядовиты, и встреча с современным искусством в данном случае может закончиться печально.
Помимо основного проекта в «Гараже» есть еще так называемый параллельный и специальный проекты. Выставки из Перми относятся как раз к категории специальных.
Пермское «Бедное» прописалось на четвертом этаже одного из помещений фабрики «Красный Октябрь», где нет больше шоколадного производства, зато есть арт-объекты. Организаторы решили обойтись без вступительного слова: ходите и смотрите сами. Московская версия «Русского бедного» пермскую не дублирует: многих работ, бывших на Речном, здесь нет – зато есть новые, которых пермяки не видели. Самое заметное из нового – большие деревянные машины по производству солнечных зайчиков от Николая Полисского. Одна, например, сконструирована на манер катапульты, другая – вроде колодца: крутишь ручку, элементы механизма приходят в движение, и светоотражающие материалы, которыми они покрыты, отправляют на стены и потолок зайчиков. Полисский рассказывает, что эти двухметровые сооружения только макеты. Настоящие генераторы зайчиков художнику предстоит соорудить во Франции, причем не в помещении, а на ландшафте – и они будут в разы больше.
На открытие «Русского бедного» закономерно прибыли министр культуры Пермского края Борис Мильграм, директор PERMM Марат Гельман и его заместитель Михаил Сурков. Все трое держались именинниками. Гостей, впрочем, тоже хватало: спустя пару часов после начала мероприятия в зале стало тесновато.
Второй пермский проект – «Кудымкор – локомотив будущего» – определили на Винзавод в галерею «Проун». На малой родине совместное детище фонда «Новая коллекция», куратора Екатерины Деготь и художника Леонида Тишкова с успехом экспонировалось в Пермской художественной галерее. Поддержать «Кудымкор» на «гастролях» прибыли директор фонда Надежда Агишева и директор галереи Надежда Беляева. Также среди гостей на открытии были замечены модельер Ирина Филичкина и галерист Марина Несенчук. Если пермский «Кудымкор» был выстроен как линейный последовательный рассказ и зрители двигались из пункта А в пункт Б, не имея возможности свернуть, то в «Проун» перемешаться от объекта к объекту можно с вариациями. В Москве «книгу» о художнике-футуристе Николае Петровиче Субботине-Пермяке читают с любой страницы, произвольно сворачивая влево и вправо. Куратору Екатерине Деготь кажется, что от этой перемены, продиктованной особенностями московской площадки, экспозиция только выигрывает.
В отличие от «Русского бедного», которое открывалось на Речном вокзале с помпой и куда удалось заманить столичную прессу, «Кудымкор» прошел в Перми скромнее – поэтому для большинства московских посетителей история о Субботине-Пермяке стала абсолютно новой. День для старта был выбран удачно – тем же вечером на территории Винзавода открывалось сразу несколько выставок, народу было море, и море это постоянно перетекало из одной галереи в другую. В «Проун» штиля не было, кажется, ни минуты.
Столичная критика обеим пермским выставкам благоволит – Марат Гельман не устает размещать в своем блоге ссылки на положительные рецензии (и на сей раз он объективен – отрицательных пока нет в принципе). Самопровозглашенная культурная столица на чужой территории выступила успешно, укрепив московскую публику в том, что есть смысл иметь с ней дело.
Следующая биеннале пройдет в 2011 году – к этому времени как раз закончится первый цикл жизни Пермского музея современного искусства и истечет срок договора, заключенного с Маратом Гельманом. Предполагается, что PERMM-2011 будет уже совершенно самостоятельной и мощной институцией, способной на автономное существование. А культурная революция, по плану, наконец завершится появлением институций, которые будут исправно поставлять искусство на внутренний (пермский) и внешний (московский) рынок. Сколько проектов отправится на Четвертую Московскую биеннале и какие – это, видимо, станет показателем того, как именно будет развиваться пермская культурная ситуация.

Все новости компаний