Глобальная ВДНХ от contemporary art проходит в России раз в два года. Куратором основного проекта третьей по счету московской биеннале стал француз Жан-Юбер Мартен, бывший директор Центра «Помпиду», автор нашумевших выставок «Москва – Париж» и «Москва – Берлин». Мартен решил сделать основой экспозиции идею демократии и культурного синтеза. Девиз мартеновского проекта: «Против исключения». Под «исключением» в данном случае понимаются любые ограничения, барьеры и стереотипы, мешающие художнику развернуться.
География выставки, собранной Мартеном, впечатляет: в основную экспозицию, среди прочих, вошли работы авторов из Новой Зеландии, Средней Азии и Океании (Жан-Юбер Мартен известен своей любовью к искусству стран третьего мира). В общем, полная культурная интеграция: актуальные художники всех стран, объединяйтесь!
В общей сложности выставочных проектов, проходящих в Москве под знаком биеннале, более сотни. Именно они сейчас занимают практически все столичные площадки. Можно идти наугад куда угодно – на Винзавод, на FABRIK’у, в ГСЦИ или в Третьяковку – и обязательно попадешь на «биеннальное».
Но монополия на главные события биеннале нынче у «Гаража», одного из самых молодых и модных центров современного искусства. Именно он принял основной выставочный проект, придуманный куратором Мартеном, именно здесь больше всего посетителей. В первый же день работы выставки здесь отметились 4,5 тысячи человек, что стало для «Гаража» абсолютным рекордом. У некоторых объектов даже скапливались очереди. Например, чтобы зайти в комнату с матерчатыми полупрозрачными стенами, в которой была спрятана инсталляция Селест Бурсье-Мужено (живые птицы заставляют звучать электрогитары, прикасаясь лапками к струнам), приходилось отстоять по крайней мере минут десять-пятнадцать. Стабильная толкучка возникала и вокруг работы Хуан Юн Пина, которая тоже связана с миром фауны. Высокий змеевидный мост, на котором обосновался живой питон. В образованной мостом арке – небольшой круглый стол, покрытый частой металлической сеткой – под ней копошатся насекомые: сверчки, тараканы, жуки и пауки. К концу выставки их количество, видимо, уменьшится – микроэкспонаты постепенно поедают друг друга, являя тем самым модель человеческого общества, где по-прежнему действует принцип естественного отбора. Интереснее всего за жизнью насекомых наблюдать детям – приставленные к экспонату сотрудники «Гаража» едва успевают отгонять особо пытливых зрителей, склонившихся над защитной сеткой слишком низко, – многие насекомые ядовиты, и встреча с современным искусством в данном случае может закончиться печально.
Помимо основного проекта в «Гараже» есть еще так называемый параллельный и специальный проекты. Выставки из Перми относятся как раз к категории специальных.
Пермское «Бедное» прописалось на четвертом этаже одного из помещений фабрики «Красный Октябрь», где нет больше шоколадного производства, зато есть арт-объекты. Организаторы решили обойтись без вступительного слова: ходите и смотрите сами. Московская версия «Русского бедного» пермскую не дублирует: многих работ, бывших на Речном, здесь нет – зато есть новые, которых пермяки не видели. Самое заметное из нового – большие деревянные машины по производству солнечных зайчиков от Николая Полисского. Одна, например, сконструирована на манер катапульты, другая – вроде колодца: крутишь ручку, элементы механизма приходят в движение, и светоотражающие материалы, которыми они покрыты, отправляют на стены и потолок зайчиков. Полисский рассказывает, что эти двухметровые сооружения только макеты. Настоящие генераторы зайчиков художнику предстоит соорудить во Франции, причем не в помещении, а на ландшафте – и они будут в разы больше.
На открытие «Русского бедного» закономерно прибыли министр культуры Пермского края Борис Мильграм, директор PERMM Марат Гельман и его заместитель Михаил Сурков. Все трое держались именинниками. Гостей, впрочем, тоже хватало: спустя пару часов после начала мероприятия в зале стало тесновато.
Второй пермский проект – «Кудымкор – локомотив будущего» – определили на Винзавод в галерею «Проун». На малой родине совместное детище фонда «Новая коллекция», куратора Екатерины Деготь и художника Леонида Тишкова с успехом экспонировалось в Пермской художественной галерее. Поддержать «Кудымкор» на «гастролях» прибыли директор фонда Надежда Агишева и директор галереи Надежда Беляева. Также среди гостей на открытии были замечены модельер Ирина Филичкина и галерист Марина Несенчук. Если пермский «Кудымкор» был выстроен как линейный последовательный рассказ и зрители двигались из пункта А в пункт Б, не имея возможности свернуть, то в «Проун» перемешаться от объекта к объекту можно с вариациями. В Москве «книгу» о художнике-футуристе Николае Петровиче Субботине-Пермяке читают с любой страницы, произвольно сворачивая влево и вправо. Куратору Екатерине Деготь кажется, что от этой перемены, продиктованной особенностями московской площадки, экспозиция только выигрывает.
В отличие от «Русского бедного», которое открывалось на Речном вокзале с помпой и куда удалось заманить столичную прессу, «Кудымкор» прошел в Перми скромнее – поэтому для большинства московских посетителей история о Субботине-Пермяке стала абсолютно новой. День для старта был выбран удачно – тем же вечером на территории Винзавода открывалось сразу несколько выставок, народу было море, и море это постоянно перетекало из одной галереи в другую. В «Проун» штиля не было, кажется, ни минуты.
Столичная критика обеим пермским выставкам благоволит – Марат Гельман не устает размещать в своем блоге ссылки на положительные рецензии (и на сей раз он объективен – отрицательных пока нет в принципе). Самопровозглашенная культурная столица на чужой территории выступила успешно, укрепив московскую публику в том, что есть смысл иметь с ней дело.
Следующая биеннале пройдет в 2011 году – к этому времени как раз закончится первый цикл жизни Пермского музея современного искусства и истечет срок договора, заключенного с Маратом Гельманом. Предполагается, что PERMM-2011 будет уже совершенно самостоятельной и мощной институцией, способной на автономное существование. А культурная революция, по плану, наконец завершится появлением институций, которые будут исправно поставлять искусство на внутренний (пермский) и внешний (московский) рынок. Сколько проектов отправится на Четвертую Московскую биеннале и какие – это, видимо, станет показателем того, как именно будет развиваться пермская культурная ситуация.
Культура
05 октября 2009, 13:20
Наши на Биеннале
В спецпрограмму Третьей Московской биеннале современного искусства попали сразу два проекта из Перми – «Русское бедное» (PERMM) и «Кудымкор – локомотив будущего» (Фонд «Новая коллекция» и Пермская государственная художественная галерея).
Персоны:
Суд продлил срок экспертизы по делу о спорных кафе в Парке имени Горького в Перми
07:30
Ушел из жизни ветеран пермского баскетбола Владимир Кельсин
22 дек
Генподрядчик проведет реконструкцию путепровода у Чусовского моста
22 дек
Сибирская компания судится с мясоперерабатывающим заводом в Пермском крае
22 дек
В Перми закрывается итальянская столовая, проработавшая меньше года
22 дек
Пермское УФАС заблокировало торги на проектирование места отдыха у Мотовилихинского пруда
22 дек
Пермский край вошел в пятерку регионов с самыми высокими зарплатами курьеров
22 дек
В Перми в преддверии Нового года начали украшать трамваи
22 дек
Пермь набрала наибольшее число голосов в конкурсе за звание молодежной столицы
21 дек
В Пермском крае на работу семи межмуниципальных маршрутов выделили 2 млрд рублей
21 дек
МЧС: в Пермском крае ожидается сильный снег и ледяной дождь
21 дек
В Перми открылся первый магазин итальянского бренда женской одежды Cuvee
21 дек
Власти ищут подрядчика для изготовления, поставки и установки модульного причала в Краснокамске
21 дек
В эти выходные в Перми около сотни домов останутся без холодной воды
21 дек
Валерий Сухих: в центре внимания – вопросы, которые волнуют жителей Пермского края
21 дек
В центре Перми открылась вторая очередь отеля AurA с новым залом ресторана
21 дек
В ТРЦ «Планета» открылся первый в Перми магазин премиального российского бренда
20 дек
Моменты истории краевого парламента: первые выборы
20 дек
Власти рассказали о реконструкции дороги с возведением транспортной развязки в Верхнекамье
20 дек
В выходные в Пермском крае ожидается теплая и снежная погода
20 дек
Площадку рядом с ТРЦ «Планета» планируют развивать через механизм КРТ
20 дек
Еще на одной площадке по улице Карпинского планируется комплексная застройка жильем
20 дек
Пермякам предлагают выбрать вариант наполнения будущего стадиона «Трудовые резервы»
20 дек
Аналитики рассказали о самых необычных актуальных вакансиях в Пермском крае
20 дек
Иностранный студент Пермского Политеха принял участие в интеллектуальном шоу на телевидении
20 дек
В Музее современного искусства PERMM назначили временного руководителя
20 дек
В Ординском округе переизбрали главу муниципалитета
20 дек
Метеорологи: с 26 декабря в Пермском крае ожидается сильное потепление
20 дек
Возле ТРК «СемьЯ» сменили вид использования земельного участка под автопарковку
20 дек
Для развития биатлонного комплекса «Пермские медведи» сменят зонирование участка
20 дек
Банк Уралсиб открыл второй Центр дистанционного обслуживания бизнеса в Казани
20 декабря 2024, 15:20 565
Детям «Уралкалия» Дед Мороз везет подарки
17 декабря 2024, 18:00 708
Между неопределенностью и надеждой. В «Амкар Пермь» подвели итоги сезона и поделились планами
10 ноября 2024, 09:00
Лимит почти исчерпан. Что происходит на ипотечном рынке в Пермском крае?
11 ноября 2024, 07:00
Проявили стойкость. ТОП-300 крупнейших предприятий Пермского края по итогам 2023 года
25 ноября 2024, 07:00
+7 (922) 371-30-28