По истечении года с начала кризиса эксперты констатируют: рынок услуг по подбору персонала для компаний прошел нижнюю точку и начал восстанавливаться.
Критическая точка пройдена. «По нашим оценкам, рынок рекрутинговых услуг снизил свои обороты на 40 % за период с января по июль 2009 года», – констатирует Ирина Денисова, директор территории «АНКОР» (Пермь). С этим мнением соглашается Инна Северюхина, директор кадрового агентства Persona Grata, однако оценки других экспертов существенно отличаются от этой. По данным Ларисы Наговицыной, исполнительного директора Клуба директоров по персоналу, члена Национального союза кадровиков, сокращение рынка составило более 50 %. Оценки компании Kelly Services еще более пессимистичны. «Уже в ноябре 2008 года вакансий стало в 1,5 раза меньше, чем в августе того же года. В тот момент не просто не появлялось новых позиций, но и были заморожены уже отданные в работу вакансии», – констатирует Александра Дедюхина, руководитель отделения (Екатеринбург). По ее словам, многие компании – клиенты рекрутинговых агентств полностью урезали бюджет на рекрутмент в 2009 году.
В то же время объемы деятельности отдельных компаний пострадали не столь существенно. «Если говорить о нашей компании, объем оказываемых услуг по сравнению с прошлым годом, конечно, упал, но, благодаря региональным заказам, ненамного», – рассказывает Светлана Тюрина, директор Avanta Personnel.
Впрочем, по словам Инны Северюхиной, критическая, самая низкая точка спада уже пройдена. Начался плавный, но ощутимый подъем. Ирина Денисова также оценивает тенденции последних месяцев как очень оптимистичные. «На данный момент рынок труда в сравнении с первым кварталом этого года достаточно оживлен, количество запросов на подбор персонала от ведущих компаний начало расти. Число заказов растет не только по направлению «поиск и подбор персонала», но и на аналитические исследования, лизинг персонала например. В среднем мы фиксируем прирост обращений на 7–9 % начиная с мая», – рассказала собеседник «bc». Также, по ее словам, 70 % вакансий, которые были заморожены в начале года, летом были актуализированы.
В тот период, когда рынок рекрутинга находился в состоянии спада, рынок агентств по трудоустройству (оказывают услуги поиска работы для кандидатов), напротив, получил толчок к развитию. Причина тому – прошедшие массовые сокращения работников. Кроме того, в этой ситуации некоторые кадровые агентства полностью переориентировались в агентства по трудоустройству. Также нередко два направления работы – подбор персонала и трудоустройство соискателей – стали совмещаться. Впрочем, по мнению Ларисы Наговицыной, большинство из клиентов таких компаний так и не были трудоустроены, поскольку спрос со стороны работодателей в период кризиса был существенно снижен.
Ценовые амбиции. Эксперты «bc» отмечают, что в период спада произошло существенное сокращение числа рекрутинговых агентств, работающих на рынке: по оценкам Инны Северюхиной, оно составило в зависимости от региона 30–60 %. Лариса Наговицына считает, что для Пермского края это скорее 60 %. Сократилось и количество сотрудников рекрутинговых агентств. «Сокращения в большей или меньшей степени коснулись всех компаний. Масштаб же сокращений во многом зависел от того, успело ли агентство обзавестись собственной клиентской базой и обеспечить себя достаточным количеством заказов, есть ли финансовый запас прочности для преодоления проблем. Численность персонала в Екатеринбургском отделении Kelly Services уменьшилась примерно на 22 %», – рассказала «bc» Александра Дедюхина.
Ирина Денисова отмечает, что такая ситуация привела к волне слияний. «Некоторые федеральные кадровые компании в кризис начали получать предложения о покупке от небольших региональных сетей, причем не за деньги. Такие компании просто предлагают, чтобы мощные федеральные агентства взяли их к себе, не дали профессиональным группам умереть», – рассказала собеседница «bc». По словам Светланы Тюриной, проблемы коснулись и крупнейших представителей рынка: «Практически свернул работу «Апрайт», Kelly Services работает дистанционно из Екатеринбурга, в IBC Human осталось 1–2 человека из большого количества сотрудников». По мнению Ларисы Наговицыной, большинство рекрутинговых компаний сегодня сократились до одного человека.
Интересно, что сегмент кадровых агентств также понес потери: по оценкам АНКОРа, порядка 30 % кадровых компаний перестали существовать. Впрочем, Ирина Денисова уверена, что большая часть фирм не прекратили свое существование, а скорее заморозили свою деятельность, перешли в категорию home office (работа на дому) или работают дистанционно (из Екатеринбурга, к примеру). По мнению эксперта, как только наступит настоящая оттепель, такие компании вернутся на кадровый рынок.
Кризисная ситуация привела и к существенному снижению цен на рынке кадровых услуг, в том числе и на рынке рекрутмента. Кадровые компании, которые еще остаются на рынке, пересматривают стоимость своих гонораров, проявляя гибкость и относясь к своим ценам реалистично, идя навстречу клиенту. «Ценовые амбиции рекрутинговых агентств значительно пошатнулись. В стабильное время компании не опускались ниже определенного ценового порога, а сегодня многие из тех, кто требовал завышенную плату, обходятся самым минимумом», – рассказывает Светлана Тюрина.
Если говорить о конкретных цифрах, то, по словам Александры Дедюхиной, вознаграждение за подбор топ-менеджера с 25 % годового дохода упало до 18, а то и 15 %. Кроме того, все чаще рекрутинговые компании стали договариваться с компаниями о фиксированной оплате за свои услуги.
В пределах Перми. По мнению Ларисы Наговицыной, рынок кадровых/рекрутинговых агентств Перми не является насыщенным, следовательно, уровень конкуренции на нем невысок. Ситуация осложняется частичной монополизированностью рынка: крупнейшие игроки часто имеют «своих» клиентов, то есть крупные компании-работодатели работают только с ними, дополнительно снижая конкурентность рынка.
Еще менее развит кадровый рынок за пределами столицы Пермского края. По словам Светланы Тюриной, в регионе почти нет самостоятельных рекрутинговых агентств, а работодатели зачастую пользуются услугами центральных. «Несмотря на то что свои специалисты есть в наиболее развитых городах – Березниках, Чайковском, Чернушке, там в них нет большой необходимости, ведь если есть градообразующее предприятие, его кадровики знают все резюме, всех специалистов в лицо», – отмечает она. На отсутствие культуры взаимодействия указывает и Лариса Наговицына, впрочем, по другой причине: «Работодатель в регионе и в лучшие времена не планировал бюджет на данный вид услуг или экономил (и экономит) на этой статье. Работодатели принимают решение в пользу известных им лиц, рекомендаций знакомых. Нет цивилизованной оценки работников и соискателей». При этом, по ее словам, низкая конкуренция на рынке приводит к завышенным ценам.
Примечательно, что лидеры рынка работают на принципах рекрутинга, а не трудоустройства соискателей. Более того, по мнению Инны Северюхиной, в обратном случае не соблюдаются интересы работодателя: кадровое агентство направляет поток неотобранных резюме от соискателей, не являющихся подходящими на открытую вакансию.
По итогам 8 месяцев 2009 года в агентстве по занятости населения Пермского края состояло на учете 58,5 тысячи человек, из них 47,3 тысячи имели статус безработного. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост численности безработных составил 253 %. Средняя нагрузка населения, состоящего на учете в агентстве, на одну вакансию составляет 4,2 человека, это в 3 раза выше, чем год назад.