Культура
  1. Культура
 24 мая 2010, 13:20  

Оперная зона

Оперная зона
В мемориальном музее «Пермь-36» начались работы по подготовке к премьере оперы Бетховена «Фиделио».

Бараки, побеленные известкой, зарешеченные окна, колючая проволока, поднятые над забором сторожевые вышки и – неожиданно – несущиеся из громкоговорителя чистые сильные голоса солистов Дрезденской оперы, исполняющих арии из «Фиделио» Бетховена.
В мемориальном музее «Пермь-36» началась подготовка к премьере одного из самых смелых оперных проектов современности – постановке оперы Бетховена «Фиделио» в пространстве бывшего лагеря для политзаключенных.
«Вот здесь рядом еще зона была, и вон там, у горы, стоял лагерь, и за лесом, а за рекой была женская зона», – экскурсовод Сергей Дмитриевич загибает пальцы на руках. Получается, на сравнительно небольшом участке Чусовского района располагался десяток исправительных учреждений. На всей территории страны их были десятки тысяч, через них прошли миллионы наших сограждан. А остался на память о тоталитарном режиме только один – «Пермь-36». Его сберегла группа единомышленников под руководством нынешнего директора музея Виктора Шмырова.
Главному герою оперы «Фиделио» удалось бежать из тюрьмы. Из «Перми-36» сбежать было невозможно. После смерти Сталина лагерь, специализировавшийся на лесоповале, перепрофилировали: сюда стали привозить подполковников, полковников и даже генералов, назначенных на свои посты Берией, который к тому времени уже был расстрелян. Эти люди сами работали в системе ГУЛАГа и, зная о ней все, могли использовать свои знания для побега. Вот почему система охраны здесь составляла семь линий, включая контрольно-следовую полосу, постоянно присутствующих собак, столбы, опутанные МЗП (малозаметным препятствием), датчики, реагирующие на шаги. Все это пригодилось, когда в начале 70-х в зону привезли первых политзаключенных, их полагалось сторожить особенно бдительно.
Усиленно охранялся и участок, где действовал особый режим. Там отбывали наказание по «политическим» статьям. Барак не с общими нарами, а с отдельными камерами представлял собой некий симбиоз лагеря и тюрьмы. Но при этом заключенные должны были работать и выполнять план. Слово «свобода» начинает звучать совсем по-другому, после того как заглянешь в отсеки для прогулок, в которых заключенным полагалось гулять по часу каждый день. Площадка размером 2х2 окружена трехметровой металлической стеной, небо из этого «стакана» можно увидеть только задрав голову. Лагерь прекратил действовать совсем недавно, его закрыли в 1988 году.
Как рассказывает автор идеи и режиссер Майкл Хант, замысел родился у него два года назад в Перми. Сюда он приехал из Англии по приглашению Георгия Исаакяна, художественного руководителя Пермского театра оперы и балета, чтобы обсудить возможность совместной работы. Во время разговора Исаакян показал фотографии мемориального музея «Перми-36», где он побывал накануне. И сразу возникла идея использовать лагерь как площадку для постановки «Фиделио».
В основе сюжета – реальная история: героиня оперы Леонора, переодевшись охранником, спасает своего мужа Флорестана от смерти в заключении. Все действие происходит в тюрьме, и главный герой проходит все ступени отчаяния и погружения в моральную (и буквальную) темноту. А затем – восхождение к свету, триумф свободы над тиранией. Все это показалось Майклу Ханту очень созвучным реальному опыту людей, которые некогда находились в заключении в «Перми-36».
Работа над проектом идет второй год, сегодня команда постановщиков выглядит так: режиссер – Майкл Хант (Англия), руководитель проекта и сорежиссер – Георгий Исаакян (Россия, Пермь), музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Платонов (Россия, Пермь), сценограф – Шарлотт Скин Кэтлинг (Англия), художник по костюмам – Фагиля Сельская (Россия, Москва), художник по звуку – Пол Эш Браун (Ирландия), драматург – Гарри Канн (Англия).
Для реализации этого неординарного замысла постановщикам предстоит решить множество сложнейших задач. В опере должна быть воссоздана настоящая лагерная жизнь. Действие будет разворачиваться в разных концах лагеря, и всем – зрителям, солистам, хору и даже оркестру – предстоит все время перемещаться по территории во время действия. Более того, на каждом спектакле смогут присутствовать не более 250 зрителей, именно столько людей вмещалось в барак. А вот артистов и исполнителей будет 600!
Сегодня «Пермь-36», когда-то бывшая самым суровым политическим лагерем страны, замерла в ожидании. Пока сюда приезжают только главные участники проекта. Большой и громогласный Джон Хант вышагивает между бараками, вымеряя расстояние, и, надев кринолин главной героини, залезает на караульную вышку – проверяет, не застрянет ли юбка на узкой лестнице.
Репетиции начнутся 19 июня, а сейчас в Перми и Чусовом идут кастинги на роли охранников, заключенных и солдат. Проводит их сам Майкл Хант.
Ожидается, что с 3 по 11 июля будет показано семь спектаклей, которые смогут увидеть 1750 зрителей.

Все новости компаний