Анализ данных Прикамья за последние годы свидетельствует о том, что экологическая обстановка остается неблагополучной, а загрязнение атмосферного воздуха – высоким, несмотря на комплекс плановых природоохранных мероприятий, внедряемых на промышленных предприятиях Пермского края. По официальным данным, в целом по России около 40 % городского населения проживает на территориях, где не ведется наблюдение за загрязнением атмосферы. В 34 субъектах Федерации мониторинг проводится лишь в отдельных поселениях.
Согласно отчетным данным государственного учреждения «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», основными источниками загрязнения воздуха городов Прикамья являются промышленные производства, энергетические установки и транспорт. В Пермском крае в 2009 году наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха осуществлялись на 21-м посту, в том числе в Перми – на 7 постах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ), расположенных в шести районах города. Уровень загрязнения атмосферного воздуха Перми в 2009 году характеризуется как высокий (ИЗА=7,9). Этот показатель ниже, чем в 2008 году (ИЗА=9,6), и обусловлен содержанием в воздухе бензапирена, формальдегида, оксида углерода, диоксида азота и взвешенных веществ. Всего в прошлом году зарегистрировано 447 случаев превышения среднесуточной предельно допустимой концентрации вредных веществ (ПДК) в атмосферном воздухе (в 2008 году – 628 случаев). В 2009 году отмечено 86 дней, в течение которых не было зарегистрировано ни одного превышения ПДК (в 2008 году – 61 день).
По данным источника «bc», снижение количества выбросов промышленных предприятий сократилось в связи с падением общей загруженности производств и сокращением сотрудников в период кризиса. Сегодня все крупные промкомплексы имеют плановые программы повышения экологичности производства для предъявления в ходе проверок органам экологического надзора, но сверхплана работа не ведется. Представители промышленных предприятий признают, что средства на повышение экологичности производства недостаточны, но в силу нестабильности экономической обстановки рассчитывать на большее не приходится. Согласно сведениям источника «bc», ежегодные затраты на природоохранные мероприятия одного из промышленных гигантов Прикамья составляют примерно 0,4 % от чистой прибыли предприятия, при этом на повышение рентабельности производства тратится около 7 % в год.
«Сегодня Ростехнадзор открыто заявляет, что изношено порядка 70 % оборудования на наших предприятиях, а некоторое уже в три раза превысило свой срок эксплуатации, – комментирует ситуацию Алексей Дударев, президент некоммерческого партнерства «Экологическая перспектива». – Понятно, что старое изношенное оборудование не может быть экологически чистым. В ряде случаев предприятиям выгоднее платить штрафы, чем приводить производство в соответствие с буквой закона – к минимальным выбросам».
В обосновывающих материалах к проекту нового Генерального плана Перми определены наиболее значимые экологические проблемы города. На первом месте стоит неудовлетворительное качество атмосферного воздуха вследствие выбросов промышленных предприятий и автотранспорта. На основе данных ФГУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровья населения» построен график индекса загрязнения атмосферы Перми на протяжении 10 лет (см. «Индекс загрязнения атмосферы») и определены зоны высокого риска возникновения болезней органов дыхания в результате загрязнения атмосферы химическими веществами (см. график «Зоны риска возникновения болезней органов дыхания в результате загрязнения атмосферы химическими веществами»).
По мнению специалистов, на долю промышленных предприятий приходится более 80 % объема загрязняющих веществ, поступавших в атмосферный воздух от всех учтенных в РФ стационарных источников. Наибольший вклад в загрязнение атмо-сферного воздуха вносят предприятия нефтегазовой отрасли (25 % объема промышленных выбросов). «Основные направления природоохранной деятельности нашего предприятия определены в Программе экологической безопасности организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на 2009—2013 годы и сводном плане природоохранных мероприятий Общества на 2010 год, – комментирует ситуацию руководитель службы по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Александр Филиппов. – При разработке плановых показателей на 2010 год особое внимание было обращено на мероприятия, связанные с обустройством строящихся и реконструируемых АЗС современными системами промливневой канализации с очистными сооружениями, систем аварийного сбора пролитых нефтепродуктов и газоуравнительных систем слива нефтепродуктов, капитальным ремонтом резервуаров, технологического оборудования, антикоррозийным покрытием резервуаров светоотражающей краской, капитальным и текущим ремонтом очистных сооружений нефтебаз и АЗС. На выполнение мероприятий по плану природоохранных мероприятий ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» на 2010 год на объектах Пермского края запланировано израсходовать 18,8 млн рублей».
Успешному развитию и внедрению надежных и эффективных технологических процессов по снижению выбросов в атмосферу на промышленных предприятиях прежде всего способствуют жесткие требования нормативных и законодательных актов. Перспективы перестройки системы госрегулирования в сфере охраны окружающей среды озвучил на заседании президиума Госсовета министр Юрий Трутнев. По его прогнозам, плата за негативное воздействие на окружающую среду в среднем возрастет почти в два раза к 2011 году и в три – к 2016-му. В общей сложности предприятиям придется отдавать в год до 138 млрд рублей, или 1,1 % от прибыли (сейчас 16 млрд рублей). При этом на модернизацию производств потребуется около 2 % ВВП. По мнению министра, для перехода на систему принципов НСТ (наилучших существующих технологий) в сфере охраны окружающей среды потребуется не менее десяти лет, и выгоднее уже сейчас вкладывать деньги в технологии, чем работать на старом оборудовании.
По мнению Алексея Дударева, сегодня идет серьезный разговор о том, чтобы предприятиям, которые будут вкладываться в экологичность своего производства, затраченные средства возвращались в виде снижения ставки налоговых отчислений и льготного налогообложения. «Тогда промышленным гигантам будет выгодно приобретать экологичное оборудование, которое сокращает негативное воздействие на окружающую среду», – считает Алексей Дударев.
На заседании президиума Госсовета, посвященном совершенствованию госрегулирования в сфере охраны окружающей среды, Президент России Дмитрий Медведев признал отсутствие единой государственной политики в области экологии. По мнению Медведева, государство первым делом должно навести порядок в экологическом законодательстве и усовершенствовать систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду, перейдя на «принципы НСТ» (наилучшие существующие технологии). Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев предложил ввести систему экологического регулирования для трех разных групп предприятий. В частности, производства, которые оказывают незначительное негативное воздействие, будут лишь сдавать экологическую декларацию. Для 290 тысяч предприятий, оказывающих умеренное воздействие (1 % загрязнений), сохраняется нынешняя система санкций, при этом чиновники не смогут повышать штрафы, а наказывать компании будут лишь за аварии. Для 11,4 тысячи опасных предприятий, оказывающих 99 % негативного воздействия (из них 445 особо опасных, из которых 64 дают 50 % выбросов в атмосферу, а 110 – 50 % стоков в воду), плата за вредное воздействие будет повышаться, если они не будут переходить на новые технологии.