Марат Александрович, насколько назрела необходимость создания концепции культурной политики в Пермском крае?
– Давайте посмотрим, зачем вообще нужна стратегия как документ. Она необходима тогда, когда у руководителей нет возможности каждому из субъектов объяснять общие направления движения. То есть когда в крае людей, участвующих в проекте, становится больше, чем существует возможностей личного общения, нужен стратегический документ. Участники процесса должны одинаково понимать, куда мы идем, как им действовать, как найти свое место. В этом году на «Живой Перми» организаторов различных мероприятий было около 2 тысяч человек. Сейчас мы начинаем работать с муниципалитетами. То есть количество участников культурного проекта увеличивается настолько, что уже без стратегического документа просто невозможно какое-то взаимодействие. Поэтому он и нужен.
Готовы ли другие регионы перенимать «Пермский проект»?
– Все же находятся на разном уровне понимания, что такое «Пермский проект». Некоторые прочитали две статьи, и у них одно представление. Другие общались со мной, или с Борисом Мильграмом, или с Олегом Чиркуновым – понимание уже другое. Сегодня пермский кейс единственный в общероссийском проекте, который имеет положительные коннотации. Если суммировать информацию из регионов, то получится, что поток, который идет в Россию из Перми, имеет оттенок существования программы действий и ее реализации. То есть здесь, в Перми, люди знают, чего хотят и что делать. Следовательно, интерес возникает к Перми очень большой. Другой вопрос, что наша стратегия нишевая. Это означает, что ее нельзя заимствовать. Каждый в таком типе стратегии находит свое направление. Можно перенять технологии и принципы, какие-то заповеди. Когда мы говорим «децентрализация», мы не предлагаем «размазать» по стране пермский опыт. Это прежде всего значит, что каждый регион, а не только Москва ведет свою федеральную игру.
В концепции описана уменьшающаяся роль Министерства культуры как ведомства, управляющего культурой. Такая децентрализация – это хорошо?
– Вообще мы должны стремиться к тому, чтобы запустить естественный процесс. Например, в Нью-Йорке нет Министерства культуры. При этом там 500 галерей, порядка 20 художественных музеев, 2 улицы театров. Мы надеемся, что подобные механизмы в тот момент, когда будут запущены, смогут создать ситуацию, при которой роль министерства будет уменьшаться, а через некоторое время исчезнет совсем. Если взять Лондон, то мы увидим, что там постоянно происходит событий гораздо больше, чем в Перми во время фестиваля. И при этом там нет никаких дирекций и контролирующих органов. Есть некие инструменты, такие как информационные, туристические и другие. Что такое культурный город? Это место, где происходит много событий. В Перми сейчас такого нет. Поэтому мы и запустили фестивальное движение. Как только у нас будет хотя бы сезонно насыщена культурная жизнь, отпадет надобность в дирекции фестиваля. Будет запущен саморегулирующийся механизм.
Критики концепции утверждают, что фактически финансовые потоки будут перераспределяться по институтам-флагманам при Вашем непосредственном участии. Насколько это соответствует действительности?
– Если говорить о времени, то в тот момент, когда децентрализация станет медицинским фактом, роль бюджетных денег будет не 80 %, как сейчас, а 5 %. Это произойдет примерно к 2017 году. Тогда же Пермь может стать культурной столицей Европы. Что-то сильно изменится в июне следующего года, когда мы будем делать «Белые ночи» в Перми. То есть нас ждет некий перманентный процесс. Роль государственных денег будет уменьшаться. На прошлом экономическом форуме это декларировалось как залог успеха.
Очень много внимания уделено в концепции ПЦРД. Однако к его деятельности возникает много вопросов в связи с невыполненным планом работ. Какова вообще роль центра развития дизайна в осуществлении новой культурной политики?
– Существует набор вещей общепринятых и понятных и ряд новаций. Возможно, это некий изъян документа, что очень много внимания уделено новациям, так как, например, необходимо объяснять, что такое креативная экономика. ПЦРД в данном случае выступает как пример, через некоторое время таких организаций будет много. Когда мы говорим об институтах-флагманах и проектах-флагманах, речь идет не о том, что один лучше, а другой хуже – это все модели того, что будет происходить. По нашим планам ПЦРД через три года должен исчезнуть как институция, распасться на школу дизайна, десяток компаний и консалтинговое агентство. То есть он выполнит функции запуска процесса, и надобность в нем фактически отпадет.
В концепции практически нет упоминания о крупных бюджетных культурных организациях города, таких как галерея, театр оперы и балета, краеведческий музей. Они не рассматриваются и как институты-флагманы? С чем это связано?
– В концепции институты не рассматриваются поименно. Но то, что они являются инструментами для реализации политики, в документе прописано очень четко в самом начале. Касательно флагманства, лидерства и провоцирования, мы должны четко понимать, что здесь есть эффект нового, который заставляет остальных куда-то двигаться. Например, фонд «Новое пермское наследие», созданный для помощи всем музеям, заключил договоры с галереей, краеведческим музеем и PERMM. Так вот, фонд был инициирован нами, но работать будет на всех. Если говорить о концепции в целом и претензиях к ней, то можно выделить три блока. Первый –
это стилистика, которая является для местного сообщества непривычной. Можно было написать и другим языком, но тогда это должны были бы писать другие люди. Можно, например, предпочесть Чехова Тургеневу, но глупо требовать от Чехова писать языком Тургенева. Второй блок – это оценка ситуации в мире и в Перми. Здесь опора сделана на ученых. Как раз задача Елены Зеленцовой и ее команды и была представить нам эту общую объективную картину. Это сильная команда, которая занимается профессионально вопросами культурной политики. Третий блок – что мы планируем делать и как делать. С моей точки зрения, надо обсуждать не стилистику, а этот третий блок. Представьте, если кто-то скажет, что театр оперы и балета упомянут один раз, а какой-то музей 3 раза. Не принимать же решение, что какое-либо культурное учреждение должно быть упомянуто в концепции, скажем, 7 раз. Мы ждем обсуждения именно третей части, то есть содержательной.
Марат Александрович, правильно ли я понял, что те бюджетные учреждения, которые есть сейчас, на роль флагманов, скажем так, не годятся?
– Смотря что мы считаем флагманами. Речь идет не о лидерстве, а о тех моделях, которые мы считаем перспективными, в определенном смысле – образцовыми. Но, безусловно, институтов, которые сегодня запускают процессы, не много. Из фестивалей можно назвать «Флаэртиану» и «Живую Пермь».
Основной упор в концепции сделан на создание ситуаций?
– Да, и мы их понимаем как некий процесс. Мне кажется, что стратегическая ошибка Министерства культуры России в том, что все процессы в ведомстве пытаются контролировать чуть ли не лично, такой ведомственный подход, сфера культуры сжимается до сферы подчинения ведомств. Это то же самое, если бы Министерство промышленности стало у себя в гараже собирать автомобили. Мы предлагаем делить все взаимодействия между участниками процесса на 4 блока. Первый – это то, что мы делаем своими руками; второй –
это содействие крупным институтам, которые способны сами осуществлять проекты; третий – мы создаем условия, чтобы начинали действовать те, кого мы пока еще не знаем; четвертый – договариваемся с другими участниками процесса, в частности с политиками. Создание ситуации заключается не в конструировании некоей вертикали. Мы делаем так, чтобы действовать могли все заинтересованные лица, опираясь в том числе и на наш пример.
Какова роль провокации в концепции?
– Давайте разберем на примерах. Год Пермь жила активной культурной жизнью. При этом не секрет, что ресурсы, которые были задействованы для этого, выделены не городом, а краем. Что это значит? Люди, которые, предположим, живут в Кудымкаре, говорят: «Мы тоже хотим участвовать в культурной жизни». Мы создаем не столько провокацию, сколько напряжение. Это разница потенциалов. Какие действия мы можем предпринять, чтобы насытить культурную жизнь, скажем, в 200 километрах от Перми? Прежде всего Министерство торговли и промышленности края было вынуждено разработать систему внутреннего туризма. То есть если человек покупает билет в пермский театр где-нибудь в Кудымкаре, в его цену автоматически входит стоимость переезда до краевого центра и обратно. Фактически мы их заставляем сделать такую программу. Второй момент. Сейчас заключаются договоры с культурными институтами, в которых обязательно зафиксирована работа с регионом. Грубо говоря, театр должен будет поставить пять спектаклей вне Перми. Поскольку площадок нет, постановщики вынуждены искать места. И, быть может, в крае начнется процесс, похожий на то, что происходит в Перми со зданиями бывшего речного и железнодорожного вокзалов. Мы провоцируем на действие. Иногда делаем это в острой форме. Если 20 раз в Законодательном собрании было произнесено: «Что это за культурная столица, когда дороги в городе грязные?» – мы говорим: «Надо чинить дороги!» Но при этом не отказываться от культурной политики, а сделать ремонт именно потому, что Пермь – культурная столица. Хотелось бы, чтобы в процесс включались и другие участники. На данный момент существует команда из 20–25 человек, но она сама край не преобразит. Провокация – это один из инструментов заставить работать тех, кто не входит в нашу команду.
В концепции сказано, что будут лидеры и аутсайдеры. А сейчас в Пермском крае уже есть отстающие?
– Есть вещи, которые люди не привыкли читать в подобного рода документах. Но от этого их истинность не меняется. Если мы говорим слово «конкуренция» и утверждаем, что это хорошо, то всегда будут те, кто впереди, и, соответственно, отстающие. Мы же не можем сказать, что все равны. Я точно знаю, например, что есть газеты хорошие и плохие и так далее. Именно потому, что мы хотели сделать из концепции рабочий документ, в ней и есть острые моменты. Такая своеобразная правда жизни. Ведь концепций написана целая масса, и они в большинстве своем нерабочие.
Скажите, а наработки института культуры использовались при создании концепции?
– Нет, документ создавался с нуля. На те вопросы, которые у нас были, нам дала ответы практика прошлого года. Зачастую концепции в России – это настолько бессмысленные документы, которые реально не работают.
Как будет проходит презентация и легитимизация документа?
– Презентация состоится 17 сентября на экономическом форуме. Будет представлен доработанный текст, однако концептуальные изменения мы вносить не будем. Единственное, что появится – еще один раздел, посвященный деятельности бизнеса в культуре. Там будет рассказано, что мы делаем для того, чтобы провоцировать меценатство и спонсорство. После этого с 20 сентября будет 2 месяца на обсуждение документа. Он будет размещен на сайте, можно будет оставлять комментарии и предложения. Общественная палата самостоятельно выработает регламент обсуждения, и мы готовы в этом участвовать. Затем концепция принимается за подписью министра культуры Пермского края, а на ее основании разрабатывается программа действий на 5 лет, которая будет проходить утверждение в Законодательном собрании.
Все новые проекты, которые будут возникать в Пермском крае, должны будут соответствовать концепции?
– Мы задаем некие направления деятельности, правила игры. Дальше человек соизмеряет свой проект и предложенные рамки и переформатирует его согласно какому-либо направлению.
Газета
30 августа 2010, 13:20
В острой форме
Марат Гельман: «Провокация – это один из инструментов заставить работать тех, кто не входит в нашу команду... По нашим планам ПЦРД через три года должен исчезнуть как институция».
Пермь набрала наибольшее число голосов в конкурсе за звание «Молодежной столицы»
17:40
В Пермском крае на работу семи межмуниципальных маршрутов выделили 2 млрд рублей
16:35
МЧС: в Пермском крае ожидается сильный снег и ледяной дождь
15:26
В Перми открылся первый магазин итальянского бренда женской одежды Cuvee
14:24
Власти ищут подрядчика для изготовления, поставки и установки модульного причала в Краснокамске
12:31
В эти выходные в Перми около сотни домов останутся без холодной воды
11:21
Валерий Сухих: в центре внимания – вопросы, которые волнуют жителей Пермского края
09:33
В центре Перми открылась вторая очередь отеля AurA с новым залом ресторана
08:30
В ТРЦ «Планета» открылся первый в Перми магазин премиального российского бренда
20 дек
Моменты истории краевого парламента: первые выборы
20 дек
Власти рассказали о реконструкции дороги с возведением транспортной развязки в Верхнекамье
20 дек
В выходные в Пермском крае ожидается теплая и снежная погода
20 дек
Площадку рядом с ТРЦ «Планета» планируют развивать через механизм КРТ
20 дек
Еще на одной площадке по улице Карпинского планируется комплексная застройка жильем
20 дек
Пермякам предлагают выбрать вариант наполнения будущего стадиона «Трудовые резервы»
20 дек
Аналитики рассказали о самых необычных актуальных вакансиях в Пермском крае
20 дек
Иностранный студент Пермского Политеха принял участие в интеллектуальном шоу на телевидении
20 дек
В Музее современного искусства PERMM назначили временного руководителя
20 дек
В Ординском округе переизбрали главу муниципалитета
20 дек
Метеорологи: с 26 декабря в Пермском крае ожидается сильное потепление
20 дек
Возле ТРК «СемьЯ» сменили вид использования земельного участка под автопарковку
20 дек
Для развития биатлонного комплекса «Пермские медведи» сменят зонирование участка
20 дек
В Александровске с региональной поддержкой построят современную гостиницу на 88 мест
20 дек
В Орджоникидзевском районе будет построен новый спортивный комплекс с двумя бассейнами
19 дек
Средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке Перми достигла 100 тыс. рублей
19 дек
Первый этап строительства трассы ТР-53 успешно прошел проверку
19 дек
Соликамские тепловики станут пассажирскими перевозчиками
19 дек
Автомобилисты создадут число 2025 и символ года перед ТРЦ «Планета»
19 дек
В Перми замначальника исправительного учреждения осудили за взятки и превышение полномочий
19 дек
В Перми начнут борьбу с незаконно установленной проекционной рекламой в центре города
19 дек
Банк Уралсиб открыл второй Центр дистанционного обслуживания бизнеса в Казани
20 декабря 2024, 15:20 301
Детям «Уралкалия» Дед Мороз везет подарки
17 декабря 2024, 18:00 564
«Метафракс» усилит промкооперацию с предприятиями Прикамья
04 декабря 2024, 12:00 290
Между неопределенностью и надеждой. В «Амкар Пермь» подвели итоги сезона и поделились планами
10 ноября 2024, 09:00
Лимит почти исчерпан. Что происходит на ипотечном рынке в Пермском крае?
11 ноября 2024, 07:00
Проявили стойкость. ТОП-300 крупнейших предприятий Пермского края по итогам 2023 года
25 ноября 2024, 07:00
+7 (922) 371-30-28