Газета
  1. Газета
 20 сентября 2010, 13:20  

Почтальоны нашего времени

Почтальоны нашего времени
На внешне спокойном почтовом рынке Перми происходят серьезные перемены. За контракты и бюджетные деньги готовы бороться даже недобросовестно.

В XXI веке многие уже забыли, что такое писать письмо на бумаге, а тем более отправлять его по почте. Однако все официальные почтовые отправления до сих пор осуществляются традиционным путем. Среди них, например, уведомления налоговой службы, судебных приставов, Пенсионного фонда, корреспонденция коммерческих структур и ряд других.
И от того, как быстро и адресно доставляются письма, зависит многое – от своевременности налоговых платежей одного человека до репутационных и судебных рисков целых корпораций.
Исторически функцию почтовой связи, являясь наследницей советской системы доставки корреспонденции, исполняла Почта России. Однако во второй половине 90-х годов тогда еще в Пермской области начал активно развиваться рынок частных курьерских служб. Его появление было связано с тем, что фирмам не всегда было выгодно пользоваться услугами государственной почты из-за их высокой стоимости. Начиная с 2009 года к услугам частных компаний стали прибегать и государственные органы.
Здесь прежде всего сказали свое слово либерализация рынка и невысокая стоимость услуг частных почтовых служб. Так, например, тарифы ФГУП «Почта России» остались на уровне 10 рублей за простое письмо и 30 рублей за заказное (тарифы указаны за корреспонденцию весом до 20 граммов). В таких условиях государственные органы и бизнес-структуры стали искать фирмы, способные доставить корреспонденцию по более низкой цене. Так, многими федеральными управлениями регулярно проводятся конкурсы на передачу функции по отправке корреспонденции частным фирмам. В итоге средняя стоимость передачи одного письма снижается до 5,5–8 рублей. Как поясняют «bc» участники рынка, которые специализируются на передаче почтовых уведомлений, себестоимость отправки равна примерно 5 рублям. По информации «bc», общая емкость рынка составляет более 1 млн отправлений в год.
И на сегодняшний день частные компании занимают порядка 25 % рынка.
При этом сам рынок почтовых услуг имеет жесткие регуляторы. Нормативной базой являются Правила оказания услуг почтовой связи (ПОУПС), последняя редакция которых была принята в 2005 году. При этом данные нормы не распространяются на фирмы, которые официально занимаются отправкой грузов, а не почтовой корреспонденции. Основной надзорный орган рынка – Роскомнадзор – имеет право проводить проверки почтовых фирм каждые два года, однако в случае поступления жалоб они могут проводиться неограниченное количество раз.
До 2010 года в почтовой сфере края работало всего 4 частных компании. Однако за последнее время их количество выросло более чем на 50 % и составило 11. На сегодняшний день в Перми есть ограниченное количество фирм, которые способны пересылать объемы корреспонденции более 5 тысяч отправлений в день. Можно выделить ООО «ГТЦ «Комви», которое обслуживает порядка 70 заказчиков. Многие фирмы работают в жестко закрепленных секторах рынка. Так, ООО «Стрела» работает с письмами судебных приставов, существует своя служба при компании «Уралсвязьинформ» «Грейт-экспресс», есть фирмы, оказывающие услуги разным представителям бизнес-структур, такие как «Почта Сервис». При этом сетевые, федеральные компании на Пермском рынке не представлены. Как отмечают эксперты, их появление в ближайшее время вероятно, но, скорее всего, сетевики «зайдут» через механизм покупки кого-то из действующих игроков.
Открытие почтового бизнеса не требует больших инвестиций. По словам экспертов «bc», их объем в среднем составляет около 1,5 млн рублей. Такая ситуация провоцирует появление на рынках недобросовестных конкурентов и фирм-однодневок, которые фактически занимаются демпингом и сознательно занижают стоимость отправки писем. Как поясняют собеседники «bc», «таким компаниям без разницы, за сколько НЕ доставлять письма, за 10 рублей или за 50 копеек. По сути не работая, они не несут затрат, и, соответственно, у них нет понятия «себестоимость».
Примеры подобных «левых» схем можно наблюдать практически во всех секторах экономики. Однако сфера почтовых услуг имеет свои особенности. Главной является та, что основные риски несут не фирмы-курьеры или заказчики, а получатели услуги, то есть не аффилированные в процесс участники.
Показательны в этом плане истории, когда обнаруживаются письма, за которые отвечала та или иная компания, в лесу или мусорном баке. При этом страдают как люди, которые не получат вовремя необходимых уведомлений, так и организации, которые не могут оказать услугу или донести информацию в полном объеме. Фирмы-однодневки провоцируют на рынке нестабильную ситуацию, дискредитируют компанию-заказчика.
Ответственность в таком случае наступает в соответствии с заключенными контрактами. Управление Роскомнадзора по Пермскому краю может наложить на компанию штраф, а в случае повторного нарушения – отзывать лицензию. При этом, согласно ПОУПС, компания в случае утери письма должна возместить его объявленную стоимость. Для государственных отправлений она фактически равна стоимости бумаги. Претензии к фирме, которая отвечала за отправку официальной корреспонденции, могут быть предъявлены только в случае, если у заявителя имеется оболочка – конверт. Кроме того, ни в ПОУПС, ни в других законодательных актах механизм отзыва лицензии не прописан.
Если рассматривать детально, эксперты «bc» выделяют три основных категории рисков при недобросовестной работе курьерских служб. Первое – риски заказчика – это недоставка корреспонденции: если письмо не доходит до адресата, следовательно, не выполнена задача донесения информации для целевой аудитории – и в конечном счете финансовые потери в виде недополученных налоговых платежей или потери клиентской базы. И если коммерческие структуры могут отрегулировать процесс простым перезаключением контрактов, то госорганы связаны 94 ФЗ и аукционами на минимальную стоимость.
Второе – риски администрирования отрасли – при размытости процедур контроля, регулирования и наказания сама система провоцирует появление недобросовестных участников.
Третье – риски получателя – в соответствии с законодательством граница ответственности отправителя заканчивается после передачи письма курьеру. Это касается как налоговых и судебных уведомлений, так и коммерческой корреспонденции.
Вследствие данных факторов практически все бизнес-структуры и государственные органы работают только с компаниями, имеющими стабильную репутацию.
А сами участники рынка почтовых услуг делают ставку на ужесточение внутренних систем контроля.
Светлана Балдина, директор ООО «Стрела»:
– Если недобросовестные игроки рынка пытаются таким образом победить конкурента, то они в первую очередь наносят вред людям. А простой человек не станет разбираться, кто прав, а кто виноват. У него просто сложится негативное отношение ко всем службам города и, возможно, ко всему государству в целом.
Андрей Костарев, ООО «ГТЦ «Комви»:
– Наши почтальоны – это в основном женщины в возрасте от 30 до 50 лет с высокой степенью ответственностью.
Еще одним фактором риска является неудовлетворительное состояние почтовых ящиков в многоквартирных жилых домах, отмечают практически все участники рынка. «Ни для кого не секрет, что почтовые ящики, расположенные в жилых домах, представляют зачастую жалкое зрелище. Большинство из них не закрывается, к ним имеется свободный доступ посторонних лиц. Из хулиганских побуждений или преднамеренно кто-то может достать письма. Поэтому на сегодняшний день мы ввели дополнительные системы проверки», – отмечает г-н Костарев.
По данным администрации города, жилой фонд насчитывает 6352 многоквартирных дома. Следовательно, количество почтовых ящиков измеряется десятками тысяч. Стоит отметить, что речь в данном случае идет не только о доставке корреспонденции в срок, но и о защите персональных данных граждан. Этим зачастую пользуются мошенники, узнавая из оставленных без присмотра писем о благосостоянии человека, его имуществе и т. д.
Президент Ассоциации управляющих компаний Елена Котова в свою очередь сообщила «bc», что почтовый ящик конкретной квартиры является собственностью человека, который там проживает, и, следовательно, приведение в нормативное состояние домового почтового хозяйства зависит от инициативы граждан. Для этого достаточно на общем собрании жильцов принять решение о замене почтовых ящиков и направить протокол в управляющую компанию. «Со своей стороны мы делаем все возможное. Наши инженеры регулярно осматривают почтовые ящики и, исходя из имеющихся средств, производят их ремонт, а в некоторых случаях и замену», – поделилась г-жа Котова.
Аналитики Центра деловой информации полагают, что для исключения подобных ситуаций в будущем необходимо разработать четкую систему администрирования отрасли. В целом низкие стартовые инвестиции говорят о том, что почтовый рынок Перми не застрахован от подобных рисков. Кроме того, на сегодняшний день тарифы для самого крупного игрока рынка – ФГУП «Почта России» – устанавливаются государством. Сейчас начался процесс акционирования предприятия и можно ожидать усиления конкуренции на рынке.

Все новости компаний