Наверное, это хорошо, что фестивали «Текстура» и «Пространство режиссуры» прошли в Перми друг за другом. После «новодрамовской» эстетики, аскетичного оформления спектаклей, ненормативной лексики, эпатажа и остросоциальных злободневных проблем, поднимаемых «Текстурой», начинаешь совсем по-другому воспринимать традиционный театр, с тщательно продуманной сценографией, с прекрасной игрой актеров. Такой театр по-прежнему говорит со своими зрителями о вечных ценностях.
Оригинальная концепция «Пространства режиссуры» дала возможность увидеть театр глазами актера, режиссера, критика, продюсера и сценариста. Известные и знаменитые представители этих профессий отобрали спектакли для пермского фестиваля. Слегка нарушил правила Борис Мильграм, воспользовавшись тем, что является художественным руководителем фестиваля, он внепланово привез в Пермь спектакль «Реквием» в постановке Камерного театра Тель-Авива. И этот спектакль имел, пожалуй, самый большой успех у пермской публики.
В основу «Реквиема» положены три рассказа Чехова: «Скрипка Ротшильда», «Тоска» и в «В овраге». Но в спектакле от Чехова мало что осталось, это скорее Шолом-Алейхем, который так выразительно и лирично описывал жизнь еврейских местечек. Главные герои «Реквиема» – старик и старуха из маленького захолустного городка. Их жизненный путь подходит к концу, но слова «они жили долго и счастливо» не про них. Только услышав упрек умирающей жены, старый гробовщик понимает, что, не сказав ей ни разу слова любви и ни разу за всю жизнь не приласкав ее, он упустил главное. Жизнь прошла, а он все время лишь подсчитывал свои мизерные прибыли и убытки, но это не сделало его счастливым. Он знает, что вскоре умрет, но ничего исправить уже невозможно, как невозможно заново прожить жизнь. Спектакль обходится без декораций, просто в нужное время проходит по сцене человек в печальном балахоне, вручную задвигая занавес, тем самым обозначая смену дня и ночи. Или двое актеров с помощью больших вееров и блестящих бумажек устраивают листопад, но все это точно и сильно подчеркивает главные идеи постановки.
В «Реквиеме» отсутствие декораций – это художественный прием, но современный европейский театр все чаще отказывается от громоздких построений на сцене. Им на смену пришел свет, который становится все изощреннее и способен решать самые сложные задачи. Так в фестивальном спектакле «Пиноккио» (ко-продукция «Компании Луи Бруйяр», театра «Практика», Центра им. Вс.Мейерхольда) с помощью лазерных лучей создан удивительный эффект поверхности моря, по которому плывут главные герои. Но игра со светом уже не новость, и современный европейский театр осваивает работу со звуком, привлекая для этого новые технологии. В спектакле «Хиросима, любовь моя» (театр «Види-Лозанн», Швейцария) затемненная сцена и идущие со всех сторон звуки – шорохи, скрипы, капающая в пустоте вода – создают почти осязаемое ощущение подвала, в который была заточена главная героиня.
Французский театральный критик Жан-Пьер Тибода в своей лекции, прочитанной им в рамках фестиваля, отметил, что современный европейский спектакль последних лет уже не совсем «спектакль» в традиционном понятии этого слова. Сегодня театральные режиссеры используют весь арсенал современной техники, соединяя свет, звук, видео и другие технические эффекты, превращающие спектакль в некое действо. И увидеть это можно было на примере спектакля «Хиросима, любовь моя», который, кстати, и выбрал для показа в Перми сам Жан-Поль Тибода, являясь отборщиком «Пространства режиссуры» этого года. Когда на маленькой темной сцене идут кадры видеохроники, там же одновременно с этим двигаются световые фигуры, меняющие очертания, и, замерев, стоят два актера – Он и Она, то все это больше похоже на большую инсталляцию, созданную актуальным художником, работающим в стиле видео-арта.
И все это только усиливает режиссерское решение спектакля, рассказывающего о случайной встрече двух очень разных людей, внезапно вспыхнувшем чувстве и невозможности изменить что-либо в этой жизни.
По всем отзывам, «Пространство режиссуры» этого года намного лучше и интереснее, чем первый фестиваль, состоявшийся в Перми два года назад. Специальная программа вместила в себя и мастер-классы для студентов театральных специальностей, проведенные ведущими мастерами российских театров, и лабораторию «Молодая режиссура и профессиональный театр», в которой студенты-режиссеры впервые смогли поработать не с однокурсниками, а с профессиональными актерами, и обсуждения спектаклей. На большинстве этих мероприятий могли присутствовать и обычные зрители, но пермским театралам и так не хватало времени, чтобы успеть на все мероприятия. Особенно хочется отметить лекции о современном театре, которые читали известные театральные деятели, и интереснейшую выставку, посвященную Антонену Арто. Выставка располагалась в фойе Театра-Театра и являлась частью специального проекта «День Арто».
Фестиваль завершен, и пермским зрителям остается надеяться, что в следующий раз, как и в этом году, поддержку ему окажут Посольство Франции в России, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.