Non-food-сегмент экономики медленно, но верно приходит в себя. Пермский край поддерживает общероссийскую тенденцию увеличения спроса на товары и услуги, не причисляемые к группе первой необходимости. Показательными примерами являются сферы бытовой техники, спортивной одежды и туризма.
Технику в каждый дом. Статистика Gfk TEMAX Россия, занимающейся мониторингом рынка электробытовой техники и электроники, демонстрирует, что в целом первая половина 2010 года была успешной для аудио- и видеотехники. Для большинства ее категорий «выздоровление» началось с марта 2010 года, когда рынок начал показывать положительную динамику по сравнению с 2009 годом.
Движущей силой развития сектора являются продажи телеаппаратуры, в частности плоскопанельных телевизоров, на которые приходится порядка 54 % товарооборота в денежных единицах. Эксперты признают, что данная категория пострадала наименьшим образом в кризис 2008–2009 годов, поскольку в период финансовой неопределенности российские потребители «инвестировали» денежные средства в дорогостоящий продукт с относительно длинным циклом жизни. Отмечается значительный рост доли сегментов Full HD и LED.
Игорь Гусак, управляющий регионом Урал компании «М.Видео», обозначает и другую тенденцию: «Локомотивом роста продаж электроники и бытовой техники является развитие информационных технологий. Сейчас становится очевидным, что будущее за техническими новинками, которых в 2010 году на рынке было представлено немало. В категории «Цифровая техника» – это, прежде всего, новые продукты от Apple iPhone четвертого поколения и давно ожидаемый планшет iPad. Также можно отметить значительное увеличение спроса и интереса к средствам мобильной связи на операционной системе Android. Еще одним хитом первых девяти месяцев 2010 года стали автомобильные GPS-навигаторы. Рост продаж сентября 2010 года по отношению к сентябрю 2009 года составил, в зависимости от магазина, от 65 % до 140 %. Причин тому несколько: снижение розничной стоимости, появление карт всех крупных городов и населенных пунктов, расширение функций (уже есть навигаторы со встроенным TV-тюнером для просмотра телевидения)».
Пермская статистика говорит сама за себя: продажи телеаппаратуры в первые восемь месяцев 2010 года выросли в полтора раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Домашние аудиосистемы и DVD показали значительные темпы снижения в течение 2009 года, и их восстановление происходит гораздо более низкими темпами. Можно говорить об ощутимом потенциале развития DVD и Blue-Ray-техники.
Положительную динамику продажного прогресса демонстрируют все традиционные невстраиваемые товары. По мнению специалистов Gfk TEMAX Россия, сказывается динамика «отложенного спроса» на встраиваемую технику, связанная с отложенными планами многих семей на ремонт кухни и замену мебели. Прирост продаж холодильников и стиральных машин на 5 % ко второму кварталу 2009 года дарил надежду на дальнейшее увеличение спроса. Однако пермский рынок, как оказалось, не подвергнут общероссийским тенденциям: например, холодильников в Перми с января по август 2010 года было продано в два раза меньше, чем в прошлом году.
Рынок телекоммуникаций растет чрезвычайно медленно: второй квартал 2010 года был лишь на 2,1 % успешнее аналогичного периода 2009 года. При этом негативная динамика, показанная сегментом сотовых телефонов (-11,7 %), была нивелирована значительным ростом сегмента смартфонов (более чем на 70 %).
Быстрее, выше... Неровная, но в целом, безусловно, благоприятная ситуация сложилась на противоположном полюсе – в сегменте спортивной одежды. Марсил Даутов констатирует, что нынешние объемы продаж руководимой им сети магазинов спортивной одежды Sparta по некоторым показателям превысили аналогичную статистику 2008 года. И если спортивная обувь и аксессуары демонстрируют довольно умеренный рост интереса со стороны покупателей, то продажи одежды увеличились почти на треть. Марсил Даутов также указывает на факт трансформации и видоизменения конкурентной среды: «Кризис стал составляющей естественного отбора, произошел отсев слабых игроков, и на Пермском рынке остались лишь те, кто способен и намерен бороться за лидерские позиции. Это, в частности, Sparta, «Спортмастер» и Adidas. Узкоспециализированные магазины нельзя назвать нашими конкурентами в полном смысле этого слова – они лишь дополняют общую картину разнообразия».
Эксперты связывают перемены в сегменте non-food в 2010 году со смещением потребительских акцентов. Покупатель стал взрослее во всех смыслах этого слова. Увеличились его доходы, стали серьезнее его требования и предпочтения: он приемлет лишь современный формат торговли, самообслуживание, широкий выбор, качественный сервис. По словам Марсила Даутова, помимо всего прочего, изменился возрастной состав потребителей: «Золотая молодежь никуда не делась, но значительную часть потребительских позиций заняли люди более старших поколений – те, кому 28–30 лет».
Отдохнуть от кризиса. На рынке туристических услуг также наблюдается заметное оживление спроса. Заместитель генерального директора турфирмы «Турбазар» Елизавета Онянова рассказывает, что цены удержались на докризисном уровне, расширяется линейка туристических предложений, увеличивается достаток потенциальных туристов, открываются новые агентства. «Все это и движет туристический бизнес в гору. Правда, не все могут преодолеть этот подъем. Часть агентств закрываются, задавленные конкуренцией, другие вынуждены работать на сезонной основе – во время всплесков туристического интереса. Причем основное требование, предъявляемое клиентами, всегда одинаково: «Получше и подешевле», – пояснила Елизавета Онянова.
Между тем изменился состав клиентуры. «По-моему, население, вынужденное затягивать пояса во время кризиса, теперь желает воспользоваться первым же предоставившимся шансом, чтоб отдохнуть. В наших рядах прибыло. Все чаще к нам обращаются люди, впервые готовящиеся выбраться за границу», – поделилась Елизавета Онянова.
Продажи | В сравнении с аналогичным периодом прошлого года (%) | |
Средства моющие синтетические, т | 319,4 | 108,8 |
Парфюмерно-косметические товары, кроме мыла, млн руб. | 777,0 | 104,3 |
Одежда, кроме нательного белья (не включает одежду из натурального меха), млн руб. | 131,3 | 122,5 |
Обувь (кроме спортивной), тыс. пар | 117,0 | 118,8 |
Холодильники и морозильники бытовые (включая встраиваемые), шт. | 198 | 46,0 |
Машины стиральные бытовые, шт. | 242 | 119,8 |
Электропылесосы бытовые, шт. | 1095 | 82,5 |
Телеаппаратура, шт. | 1273 | 143,4 |
Бытовая мебель (кроме офисной), млн руб. | 3,6 | 109,7 |
Электропылесосы бытовые, шт. | 1095 | 82,5 |