Газета
  1. Газета
 15 ноября 2010, 13:20  

Большой тандем

Большой тандем
Международный фестиваль органной музыки отметил свое 5-летие. Финны, «Мэрилин Монро», звон бубна и даже демиург радовали публику в Перми.

Пятый год подряд, с наступлением осени, Пермь захватывает настоящая музыка. Она пахнет морем, солнцем и устрицами во льду. Она обжигает ритмами и пронзает ностальгической тоской по несбывшемуся. Всем своим эмоциональным настроем и причудливым подбором нот она поет о том, что пришло время его величества органа – стихии звуков, мыслей и чувств. И город безоговорочно капитулирует! V юбилейный международный органный фестиваль исключением не стал!..
По словам директора Пермской краевой филармонии Галины Кокулиной, главной целью музыкального форума такого уровня является «знакомство пермяков с лучшими достижениями и значительными именами российского и зарубежного органного искусства, проведение концертов, представляющих различные направления и течения органной музыки – от традиционных до авангардных». Поэтому в филармонии стараются наполнить афишу фестиваля не только «раскрученными» звездами, но и абсолютно новыми именами. Девиз фестиваля – «Орган +» – отражает его главную идею: представлять публике органную музыку в сочетании с вокалом, оркестром, хором, солирующими инструментами, знакомить с широкой звуковой панорамой эпох, стилей, жанров, открывать неизвестные ранее композиторские и исполнительские имена. Поэтому и на сей раз палитра шести органных вечеров отличалась насыщенностью и разнообразием.
Важнейшей составляющей грандиозного форума музыки является мультикультурность, когда самые разные инструменты вступают в причудливый диалог на интернациональном языке, понятном всем людям, независимо от их проживания, цвета кожи, профессии и характера. За 5 лет на фестивале побывали музыканты из России, Германии, Франции, Италии, Испании, Сербии, Австрии, Нидерландов, Великобритания, Норвегии, Финляндии, США, Канады, Новой Зеландии. Пермский «исполин» уже звучал с многочисленными оркестрами, хорами, сольным пением, фортепиано, клавесином, арфой, флейтой, гобоем, тромбоном, валторной-пикколо, чембало, литаврами. Особенностью пятого фестиваля стал тандем короля инструментов с вокалом, трубой, скрипкой и ударными инструментами. В этом году впервые в истории пермского фестиваля орган попробовал себя в союзе с арфой.
Фестиваль соединяет в себе не только различные музыкальные жанры (камерная и духовная музыка, джаз, авангард) и исполнителей, но и становится экспериментальной площадкой для синтеза различных видов искусства – музыки, живописи, кино, поэзии.
Пятый день был овеян суровыми мифами Финляндии. В программе «В колыбели Илматар… Северные сказы» органные импровизации Калеви Кивиниеми звучали под аккомпанемент страстной скрипки Мерви Мюллюойя, которую находчивые пермяки уже успели окрестить «финской Мэрилин Монро», и ударные Маркку Крона.
Вообще многое на нынешнем фестивале происходило впервые. Например, впервые на территории пермского фестиваля встретились орган и поэтическое слово. Впервые не пять, а семь стран – Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Финляндия, Норвегия, Россия – делегировали свои лучшие исполнительские силы в Пермь. Более сотни музыкантов заполнили собой пространство сцены только в последний день фестиваля, когда в союз с органом вступили мощные стихии оркестра и сразу двух хоров: на закрытии, которое впервые за всю историю прошло в Большом зале филармонии, состоялась прикамская премьера кантаты немецкого композитора середины XX века Карла Орфа «Carmina Burana». Демиургом поистине фантастического действа стал дирижер Андрей Кружков, художественный руководитель тверского оркестра и хора. Он рассказал, что, учитывая специфику фестиваля, отсутствующая партия органа была специально «добавлена» в партитуру для пермской премьеры «Кармины Бураны», которая, к слову, в России целиком исполняется крайне редко. Этот проект, как и другие, которые филармония создает под брендом «Сделано в Перми», объединил на одной сцене разных исполнителей, многие из которых раньше никогда не выступали вместе. И это принципиальная репертуарная политика старейшего культурного учреждения Урала: предлагать публике не просто концерты, а полноценные продюсерские проекты, которым предшествуют огромная и напряженная работа всего коллектива.
Пермь на фестивале традиционно представляли солистка Пермской краевой филармонии Евгения Камянская (орган) и пианистка Людмила Дробышева-Разумовская.
Как всегда, кроме Перми фестивальные мероприятия вовлекли в свою орбиту и города Пермского края, куда снова отправился орган-позитив. Камерный вариант инструмента-исполина уже побывал в Березниках, Чайковском (дважды), Лысьве, Кудымкаре, Кунгуре, Краснокамске, Чусовом, Соликамске. В этом году короля инструментов впервые встречали в Нытве и Чернушке.
С каждым годом фестиваль поднимает творческую планку, собирая переполненные залы и поражая музыкантов стойким интересом уральцев к органу – инструменту, долгое время в России мало популярному, а сегодня безоговорочно признанному королем всех музыкальных инструментов.
Эксклюзивность в выборе произведений и музыкантов уже вывела Пермский органный фестиваль на международную орбиту и дает ему прекрасные шансы для дальнейшего развития. В этом году фестивалю исполняется пять лет. Это немного, но вполне достаточно для того, чтобы понять: фестиваль живет и развивается, он нужен, его с нетерпением ждут. Отрадно сознавать, что фестиваль стал ежегодным, у него появились свои традиции, своя публика, свой неповторимый «фирменный» стиль.
 

Все новости компаний