Дмитрий, каким выдался 2010 год для банковской розницы? Можно ли говорить о восстановлении этого сегмента до докризисных уровней, до результатов 2008 года?
– Безусловно, банковский сектор начинает восстанавливаться. По нашим подсчетам, портфель кредитов физическим лицам банковской системы России в 2010 году вырос на 14,3 % до 4085 млрд рублей, а портфель вкладов увеличился на 31,1 % до 9018 млрд рублей.
И если по кредитованию для восстановления докризисных объемов нужно еще один-два года, то по привлечению средств российские банки в 2010 году побили все рекорды. 31 % – это наибольший рост на рынке вкладов за последние несколько лет, тогда как в 2009 году рынок рос на 26,7 %, а в 2008-м – на 14,5. Более того, в ближайшее время объем привлеченных средств в российской банковской системе превысит очень важную отметку в 10 трлн рублей. По нашим прогнозам, это произойдет если не 1 марта, то 1 апреля.
А каков ваш прогноз на 2011 год? Темпы роста портфеля депозитов физлиц будут такими же высокими, как и в 2010 году?
– Вряд ли рост по вкладам будет снова 30 % и выше, но увеличение на 20 % вполне возможно. Рост продолжится потому, что, во-первых, у населения есть доходы, а значит, есть и сбережения, во-вторых, в России слабо развиты альтернативные формы сбережения.
Если мы сравним объем денежных средств, размещаемых в банках и в других финансовых организациях, то увидим, что банковские депозиты в разы, а может быть, и на порядок превосходят результаты других финансовых инструментов. К примеру, объемы средств населения в банках в 20 раз больше, чем совокупные чистые активы паевых инвестиционных фондов, и в 60 раз выше, чем накопления в негосударственных пенсионных фондах.
Ставки по депозитам сегодня очень низкие и практически не приносят вкладчикам доход. Как вы считаете, приведет ли это к развитию других форм сбережения и инвестирования?
– Когда уровень ставок по депозитам низкий, невольно появляется желание найти другие, более доходные формы инвестирования. Но здесь есть определенные ограничения. Прежде всего, прочие финансовые организации достаточно слабо развиты в России в сравнении с другими странами, и вряд ли в ближайшее время они будут активно развиваться и станут конкурентами банкам, поскольку у населения нет доверия к небанковским институтам.
Во-вторых, риск. Все мы видели, что творится с фондовым рынком, как он демонстрировал двухкратные взлеты и трехкратные падения, что отнюдь не редкость на нем. Тогда как в банковской системе риски исключают существование Агентства по страхованию вкладов, которое успешно проводило процедуру возврата денег вкладчикам банков, понесшим убытки и закрывшимся в кризис.
Является ли снижение ставок по вкладам подтверждением того, что банки не заинтересованы в привлечении средств населения? Может быть, у банков появились иные, более привлекательные источники финансирования?
– О том, что что-то заменит депозиты, речи не идет. Речь идет о нормальной рыночной ситуации, когда есть возможности привлечения денег, но нет их размещения. Иными словами, сейчас предложение превышает спрос на них. Поэтому ресурсы вообще, а не только вклады населения сейчас гораздо менее важны для банков, чем в начале 2009 года.
Вернемся к кредитам. В 2010 году портфель увеличился на 20 %. А что можно ожидать в 2011 году?
– Мы полагаем, что в 2011 году прирост составит те же 20 %, может быть, чуть-чуть больше. При этом наибольшими темпами будут расти кредиты наличными и кредитные карты. Сегодня же структура кредитного портфеля в целом по банковской системе довольно устойчива и стабильна. Потребительские кредиты (или кредиты наличными) занимают около половины совокупного портфеля, ипотека – треть, на автокредиты приходится порядка 15 %, а остальное занимают кредитные карты. Отметим, что все сектора розничного кредитования восстанавливаются после кризиса, хоть и с разными скоростями.
Если сравнивать уровень закредитованности в России и в странах Восточной Европы, то в России он ниже, по разным оценкам, в 2,5–4,5 раза.
Опять же, если мы сравним проникновение кредитов в корпоративном секторе, то в России оно сопоставимо с развитыми странами. Однако в части портфеля кредитов физлиц мы серьезно отстаем не только от стран Западной и Центральной Европы, но и Восточной.
Иными словами, гражданин России, имея доход, сопоставимый с доходом среднестатистического европейского жителя, имеет кредитов в 4 раза меньше, чем житель Европы.
Причина недокредитованности в том, что население не хочет брать кредиты, или в том, что банки их не дают?
– Причина скорее в спросе на кредиты, чем в предложении. Сейчас у банков достаточно ресурсов, существуют льготные программы, в том числе с участием государства, снижаются процентные ставки по кредитам.
В сравнении с Европой у нас только зарождается культура кредитования, и банки стараются эту культуру привить. Появляются даже самые неожиданные элементы, например виртуальные деньги, которые распространение получили преимущественно в России. Во всем финансовом мире все понимают, что есть банки, есть пластиковые карты, и зачем еще какие-то системы? Настолько проникла в суть человека банковская система на Западе.
По каким параметрам мы еще отстаем от европейских стран?
– В России менее развиты такие услуги, как дистанционное обслуживание, интернет-банкинг. Спрос на них сейчас небольшой, но по мере проникновения Интернета и других технологий в нашу жизнь он будет расти.
Считаете ли вы, что сейчас, в сравнении с 2009–2010 годами, самые выгодные ставки по кредитам – для физических лиц?
– Трудно сказать, что ставки по кредитам выгодны в тот или иной период. Почему? Приведу пример. Вы берете ипотеку на покупку квартиры, и при этом вы видите, что ставка по ипотечному кредиту 15 %, и предполагаете, что через год она опустится до 10 %. Казалось бы, зачем брать кредит сейчас? Нужно подождать и взять его дешевле. Но нельзя забывать о том, что за то же время может подрасти стоимость квартиры. Таким образом, когда через год вы придете в банк и будете брать ипотеку, есть риск, что вам придется заплатить больше. Именно поэтому очень сложно сказать, выгодны ли процентные ставки прямо сейчас.
Тем не менее я могу сказать, что ставки по кредитам, если и будут снижаться, то не очень сильно, потому что нет ясности с уровнем инфляции. Вместо прогнозируемых 7 % пока получается 8—9 %.
Есть ли особенности рынка банковских услуг в регионах Поволжья, Урала и Западной Сибири? Есть ли различия в поведении клиентов?
– Принципиально эти регионы не отличаются от России в целом, они репрезентативны, и им свойственны те же тенденции, что и характерные для всей страны. Есть Москва и Московская область, где банковский бизнес переразвит. На Северном Кавказе, наоборот, недоразвит. На мой взгляд, для Урала, части Поволжья и Западной Сибири характерны все те тенденции, которые свойственны России в целом. Поэтому если нужно что-то замерить по России, то смело можно замерять здесь.
(По материалам пресс-конференции, посвященной прогнозам и перспективам развития банковского ритейла в России)