Газета
  1. Газета
 02 мая 2011, 13:20  

Не фонтан

Не фонтан
Пермский академический Театр-Театр идет по пути наибольшего сопротивления к новому ребрендингу. Совсем недавно местные журналисты и блогеры были оперативно подняты по всеобщей тревоге: оказалось, что всеми любимый городской фонтан демонтируют, а рядом возведут деревянную стену. Тревога в каком-то смысле оказалась ложной – планы реконструкторов не ограничиваются перечисленными нововведениями.

25 апреля руководство Театра-Театра собрало пресс-конференцию, на которой наконец представило долгожданный проект переиначивания театральной площади. Слово держали директор театра Юрий Милютин, архитектор Евгений Асс и Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт–программы музея современного искусства PERMM. Кому-то выбор спикеров мог показаться неожиданностью, например, не ясно, какое отношение ко всему происходящему имела г-жа Аллахвердиева. Но вскоре все встало на свои места: протяженная деревянная скульптура (условно «стена» или «забор») в исполнении Евгения Асса является, как повелось в Перми, арт-объектом, а значит, участие и надзор деятелей совриска необходимы.
Между тем ключевой элемент оформления площади называется проектировщиками информационно-сценическим щитом и носит утилитарный характер: во-первых, он станет своеобразным стендом, где будут размещаться свежие новости и афиши, а во-вторых, к нему примкнет сцена, которая будет круглогодично использоваться для проведения театрализованных и концертных действ.
Как заявил Евгений Асс, «целью реконструкции является придание зданию современного характера». «Этот характер должен соответствовать эстетической позиции Театра-Театра и улучшать качество прилегающего пространства, которое ныне практически выключено из жизни города», – рассказал г-н Асс.
Организаторы много и яростно критиковали притеатральную площадь, которая уже давно лишилась полагающегося ей парадно-идеологического смысла и еще не успела приобрести культурного назначения. «В своем теперешнем виде эспланада – большая пивная, основными посетителями которой в короткие вечерние часы выступают маргинальные слои общества; она «оживает» только в период массовых гуляний, но и тогда привлекает не своим содержанием, а лишь обилием бесхозного пространства», – прокомментировала Наиля Аллахвердиева.
Евгений Асс:
– С появлением стены площадь меняет свой общественный статус, она становится жизнеспособной городской достопримечательностью, своего рода открытым театральным фойе. Стена одновременно является носителем информации, сценическим порталом и символом театра в городском пространстве.
Информационный щит, прозрачная решетчатая структура, выполненная из клееного бруса, наискось пересечет площадь и станет, по задумке Евгения Асса, пространственным и идеологическим продолжением не только театра, но и его нынешней социальной политики.
Наиля Аллахвердиева:
– Насколько я понимаю, на это нацелена негласная программа ребрендинга Театра-Театра. Это в каком-то роде следование моде, принесенной в Пермь «Сценой-Молот». Театр, который лишается мрачного статуса «храма искусств» для избранных, но становится центром притяжения общественного и художественного интереса – вот цель этой масштабной кампании.
На эту же идею призван «работать» и новый фонтан, который заменит своего технически и концептуально устаревшего собрата. Предполагается, что посетители площади не будут ограничены в своем контакте с водой. Исчезнут бортики и прочие ограждения. «Это очень важно, так как театральной площади не хватает «тактильности». Грубые аршинные куски плитки вряд ли удовлетворяют потребность горожан в прямом смысле этого слова прикоснуться к прекрасному. Прямой доступ к воде сделает фонтан органичной частью площади и особенно придется по душе детям», – считает Наиля Аллахвердиева.
Фонтан будет «утоплен» в площадь и в зимнее время года превратится в каток, в середине которого возможно размещение новогодней елки.
Если новый фонтан установят «на века», то стена, по признанию Юрия Милютина, представляет собой временную конструкцию. Конкретные рамки ее существования не обговариваются. «Если жители Перми правильно «отреагируют» на нее, то она простоит десять лет, если нет, то она исчезнет раньше. Через год-два или пять лет, я не берусь загадывать», – поведал театральный топ-менеджер.
«По каким критериям вы собираетесь оценивать реакцию пермяков? – спросили на пресс-конференции. – По уровню ущерба, который нанесут вандалы?» Уравновешенная Наиля Аллахвердиева ответила, что исходит из понятия «рентабельности» арт-объекта: «Но не в смысле его окупаемости, а в смысле того, насколько долго объекту удается удержать внимание стороннего зрителя. Стена Евгения Асса – этакий раздражитель, который обязательно спровоцирует пермяков на выплеск эмоций. Если эти эмоции будут положительными – хорошо, если отрицательными, то это хуже, но не смертельно. Безнадежной мы посчитаем ту ситуацию, когда жители города перестанут замечать стену, и она превратится в пустоту, то есть потеряет свою социальную рентабельность».
Евгений Асс бурно встретил упоминание вандалов: «Не понимаю, почему пермяки так плохо думают о самих себе. Почему сразу вандалы? Лично мне жители Перми видятся добрыми и чуткими людьми, которые не станут уродовать произведение искусства, а оценят его достоинства».
Кроме стены и фонтана, театральную площадь планируется облагородить и озеленить. К существующим зеленым насаждениям добавится еще около четырех сотен, повсюду установят необходимые осветительные приборы и уличную мебель, расширится парковка.
«Когда нам представили этот проект, мы все немного сошли с ума» – это высказывание Юрия Милютина живо разнеслось по печатным весям. Стоит отметить, что, судя по настроению присутствовавших на отчетной пресс-конференции представителей общественности, безумие вокруг рестайлинга театральной площади улеглось, и теперь все ждут, что же из этих наполеоновских планов будет реализовано.

Справка «bc»
По словам Юрия Милютина, стена Евгения Асса будет возведена уже в июне текущего года. Конкретная информация по поводу реализации остальных пунктов программы пока что отсутствует.
Общая стоимость закупленного для стены бруса составляет около 6 млн рублей. Евгений Асс за авторский надзор над проектом получит 500 тыс. рублей. Проект осуществляется при финансовой поддержке ОАО «ЛУКОЙЛ».

Все новости компаний