Пермское региональное отделение общественной организации «Опора России» намерено выступить с законодательной инициативой о внесении поправок в ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В частности, представителей пермского бизнеса не устраивает положение дел, сложившееся с выдачей лицензий заведениям общепита и магазинам, торгующим спиртосодержащей продукцией в розницу. Об этом «bc» сообщил председатель Пермского регионального отделения «Опоры России» Евгений Фридман. Главным аргументом предпринимателей является то, что лицензирование, призванное оградить потребителей от недоброкачественной продукции, не дает настоящего контроля качества, но при этом создает дополнительные административные барьеры. Даже имея на руках документ на право продажи алкоголя, недобросовестный предприниматель имеет возможность продавать контрафактную продукцию. «Контроль к лицензированию не привязан, – считает ресторатор Илья Баршевский. – Проверяющие органы могут в любой момент прийти и проверить, соответствует ли продукция и условия моей работы требованиям законодательства». С другой стороны, те, кто хочет работать легально, зачастую, по словам Евгения Фридмана, не могут с первого раза получить лицензию. «Требования, которые необходимо выполнить предпринимателю для получения лицензии, либо имеют двойное толкование, либо непонятны условия их выполнения. В итоге, чтобы получить документ, в Министерство торговли приходится приходить до 8 раз», – сетует директор ночного клуба «Ветер» Михаил Вишневский. По мнению Евгения Фридмана, лицензия несет на сегодняшний день только одну функцию – это административный барьер, который создает почву для коррупции. «Предприниматель, которому раз за разом отказывают в выдаче лицензии, становится перед выбором: работать незаконно или идти на поводу у тех, кто создает условия для роста коррупции», – считает Михаил Вишневский. При этом предприниматели в большей степени недовольны не самим законом, а тем, как он работает на территории Пермского края. В связи с этим предприниматели предлагают либо отменить лицензирование и внедрить СРО, как в строительстве, либо передать функции по выдаче лицензий другому органу, например той же «Опоре России».
В краевом Министерстве торговли, ответственном за выдачу лицензий, полагают, что предприниматели пытаются преувеличить масштабы проблемы. По словам и. о. министра развития торговли и предпринимательства Пермского края Константина Пьянкова, с начала 2011 года поступило 360 заявлений о выдаче лицензий более чем на 730 торговых объектов. Выдано 226 лицензий более чем на 600 объектов. Часть заявлений в настоящее время находится на рассмотрении. Отказ в выдаче документа получили лишь 10 % обратившихся. В том, что предприниматели не могут оформить документацию с первого раза, – только их вина, бизнесмены зачастую легкомысленно подходят к процедуре продления лицензии, говорят в Минторге. Эту мысль подтверждает тот факт, что среди лицензиатов недовольство высказывают далеко не все. Крупные сети, которые оказываются в выигрышном положении при сокращении числа мелких продавцов алкоголя, с чиновниками не спорят и стараются исполнять все требования законодательства. «Мы ответственно подходим к получению лицензий и не сталкивались с проблемой отказов, хотя в холдинге более 140 точек, на которые нужно получать разрешение», – рассказал генеральный директор группы компаний «НормаН-Виват».
Ожидается, что в 2011 году в Минторг за получением лицензий обратятся около полутора тысяч организаций. В среднем на одну организацию приходится 2,5 объекта торговли. Таким образом, в Пермском крае должны пройти лицензирование около 4 тысяч объектов торговли.
Что касается возможных изменений в ФЗ № 171, то, по мнению Константина Пьянкова, в настоящий момент рассчитывать на послабления в вопросе лицензирования со стороны законодателя предпринимателям не приходится.
Константин Пьянков:
– Реализация алкогольной продукции – деятельность, входящая в зону особого регулирования со стороны государства. И государство последовательно ведет политику по ужесточению порядка обращения алкогольной продукции. Как министерство, уполномоченное осуществлять лицензионный контроль в сфере розничных продаж алкогольной продукции, мы являемся провод-ником федерального тренда, и говорить о том, что мы предьявляем какие-то завышенные требования к бизнесу – некорректно. Мы действуем строго в в рамках законодательства.
На обвинения в создании административных барьеров чиновники заявляют, что готовы пойти навстречу бизнесу, и предлагают меру, принятие которой позволит ускорить процедуру получения лицензии в 2 раза. По словам Константина Пьянкова, сейчас планируется внести изменения в Порядок лицензирования в части сокращения количества документов, необходимых для получения лицензии, так как необходимые данные чиновники Минторга имеют возможность запрашивать в иных государственных органах самостоятельно.
Однако изменение законодательства уже сейчас сказывается на пермских предпринимателях. Так Вадим Юсупов признался, что его компания вынуждена была закрыть ресторан в Кранокамске, поскольку он не соответствовал требованиям пожарной безопасности, а следовательно, на него нельзя было получить лицензию на продажу крепкого алкоголя. Жертвами законодательства в ближайшее время станут и пермские магазины и рестораны, расположенные в центре города. В 2011 году у бизнесменов, получивших лицензию на розничную торговлю алкоголем в 2006 году, заканчивается действие этого документа. При его продлении компаниям придется приводить свои торговые точки в соответствие с требованием законодательства, которое ужесточилось в 2007 году после принятия поправок в ФЗ №171.
Так, например, ресторан Casa Mia, который находится на ул. Сибирской, сегодня лишился права на продажу крепкого алкоголя, из-за того что расположен ближе чем 100 метров от школы. «В законе больше риторики, чем конструктива, – считает Дмитрий Петухов, директор сети Rest Union (управляет ресторанами Casa Mia. – Прим. ред.) – Алкогольный магазин «НормаН» тоже расположен рядом со школой, но если рассчитывать расстояние по пешеходной дорожке, то от него расстояние оказывается чуть больше ста метров. В итоге одна точка получает лицензию, а другая – нет».
Предсказать последствия действия закона рестораторы пока не берутся. По словам специалистов, в продажах ресторана крепкий алкоголь составляет весьма высокий процент в общем объеме выручки. По оценкам Ильи Баршевского, в общей выручке продажи бара в ресторанах достигают 60 %, в ночных клубах – 95 %. «В зависимости от концепции ресторана продажи алкоголя составляют от 20 до 40 %, – рассказал Дмитрий Петухов. – Это тот процент, на который выручка ресторана сократится точно после запрета на продажу крепкого алкоголя. Кроме того, многие рестораны в центре Перми будут вынуждены выбросить коктейльные карты, потому что в состав почти всех коктелей входит крепкий алкоголь. К тому же невозможно предсказать, сколько людей откажется от того, чтобы пойти в ресторан, если там не будет привычного выбора алкогольных напитков. Если вывеска нашего ресторана на Сибирской не исчезнет в течение 6–8 месяцев, то данное ограничение будем считать некритичным».
Случаи, как с Casa Mia, в Перми не редкость, объясняет Константин Пьянков. «В центральных районах города, где сконцентрировано много объектов социального значения, получить лицензию без ограничения категории алкогольной продукции довольно сложно, в связи с высокой плотностью размещения объектов массового скопления граждан», – отмечает глава краевого Минторга. Но в данном случае решение проблемы возможно при наличии у городских властей желания дать возможность бизнесу развиваться. «Порядок лицензирования предусматривает, что границы территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, могут быть изменены органами местного самоуправления.
Например, расстояние может быть не 100, а 30 метров или, наоборот, 120 метров – в зависимости от решения муниципальных властей», – объясняет Константин Пьянков. Организации, которые получили лицензии только на продажу слабоалкогольной продукции, смогут переоформить их, если будет принято соответствующее решение или внесены изменения в действующее законодательство. Но на сегодняшний день такого документа у городских властей нет. «Торговля алкоголем имеет свои особенности, и требования к размещению объектов торговли и самим объектам значительно выше, нежели к прочим. Это абсолютно обоснованно, учитывая возможные социальные последствия. При изменении предельных границ необходимо учитывать интересы бизнеса, интересы жителей города, требования законодательства и надзорных органов. В связи с этим администрация Перми изучает расположение торговых объектов для того, чтобы спрогнозировать, как скажется введение новых норм на существующей дислокации. Только после этого возможно принятие решения об издании соответствующих актов», – пояснил «bc» заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев.
Более того, в ближайшее время в Государственной Думе планируется рассмотреть изменения в федеральное законодательство в части оборота алкогольной продукции, вероятнее всего, они ужесточат федеральные требования к лицензиатам.
Справка «bc»
Кроме ресторана Casa Mia лишиться лицензии на продажу крепкого алкоголя может и ресторан «Кама», также расположенный рядом со школой № 21. Еще ранее о своих затруднениях с получением лицензии на ряд объектов «bc» рассказали в комании «Алендвик». Проблемы могут возникнуть и у ресторана «Чайхана», расположенного рядом с библиотекой им. Горького.
Справка «bc»
Российская экономическая школа (РЭШ) совместно с американской транснациональной аудиторско-консалтинговой компанией Ernst & Young в начале 2011 года оценили условия ведения бизнеса в российских регионах. Оказалось, что в Пермском крае одним из препятствий для развития предпринимательства является такой критерий, как получение лицензий и разрешений. Исследователи, оценили все препятствия и перевели в коэффициент от 0 до 4, где 0 показывает, что препятсивие отсутствует, а 4 – считается очень серьзным. В Пермском крае коэффициент получения лицензий и разрешений равен 2, это выше общероссийского уровня на 0,5. А, например, в Татарстане, по мнению исследователей, одном из самых благоприятных с точки зрения бизнеса регионов, данный коэффициент составляет всего 0,5.