Константин Ахметов, генеральный директор компании «Юридический консалтинг», дает советы начинающим юристам, порицает максимализм и сравнивает бизнес с влюбленностью.
Что подвигло вас к выбору в пользу собственного бизнеса?
– Можно сказать, что на начальном этапе фортуна была на моей стороне: еще во время университетской практики я оказался в группе компаний «Налоги и право». Я занимался разрешением корпоративных вопросов и споров. В это же время пришло понимание того, что пора задуматься о ближайшем будущем. Платная учеба, жизнь в отрыве от семьи – все это спровоцировало меня на профессиональную активность. Считаю, что корпоративное право – очень подходящая для начинающего юриста сфера деятельности: помимо ознакомления с азами профессии параллельно ты начинаешь осваивать смежные дисциплины и понятия. Происходит знакомство с клиентами, их потребностями и интересами, таким образом, налаживаются связи, накапливается опыт и знания – в моем случае это способствовало тому, что я начал больше ценить себя и встал перед выбором: либо добиваться повышения, либо открывать свое дело.
И выбор пал на второй вариант...
– Да. Я исходил из того, что в нашем городе с почти миллионным населением бизнес-активность с каждым годом набирает обороты. Соответственно, предприниматели часто встают перед необходимостью заручиться юридической поддержкой. Я решил сосредоточиться на помощи бизнесменам в получении лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией и разрешений на строительство. Главное было верно оценить свои риски и, конечно, доказать себе, что я сдюжу столь непростое дело. На старт-ап ушло не так много средств: имелся опыт, связи, практика и голова – этих ресурсов, по моему мнению, вполне достаточно, чтобы заявить о себе. Безусловно, необходим был первый толчок, и мне вновь повезло: клиенты, с которыми я работал ранее, доверились мне, мы заключили первые договоры, что обеспечило начальный «вклад» в репутацию.
Кто был вашими партнерами?
– Я набрал команду из «своих да наших»: знакомые, друзья, однокурсники. Сейчас понимаю, что это было ошибкой. Дело в том, что профессиональные отношения, подкрепленные личным мотивом, – вещь чрезвычайно сложная. Любое недопонимание на работе ведет к перерастанию делового конфликта в конфликт личностный, соответственно, ты оказываешься в ситуации цунгцванга: при невозможности продолжить сотрудничество с коллегой, ты обрекаешь себя на разрыв дружеской связи. Сейчас я предпочитаю найти незнакомого, но проверенного человека. Так проще.
Боялись ли вы вступления в большую жизнь?
– Если человек (любого возраста и социального положения) идет в коммерцию, то он обязан учитывать грядущие сложности. Бояться взрослых дядей – в лес не ходить. Любой предприниматель должен заранее озаботиться вопросами возможных последствий конкурентного прессинга. По меньшей мере, иметь о них представление.
Есть ли у молодых людей, вроде вас, преимущества в сравнении с зарекомендовавшими себя игроками рынка?
– Я скажу, быть может, банальную вещь, но молодые специалисты, еще ненаученные волчьим законам мира бизнеса, мыслят креативно и широко, в отличие от состоявшихся воротил, которые при виде проблемы идут напролом. Да, несомненно, у молодых имеются свои недостатки, но всегда есть возможности их компенсировать, например, обратиться в центр бизнес-коучинга, где вам посодействуют в решении любых вопросов. Кому-то это без надобности, а кто-то найдет в этом определенное подспорье.
В чем еще состоят минусы бизнес-молодежи?
– Одна из самых больших проблем – это максимализм, который не позволяет как следует сосредоточиться на одном проекте. Тянет заняться всем и сразу, но ресурсов не хватает, и есть шанс остаться у разбитого корыта недоразвитого бизнеса. Лично я пытаюсь избегать войны на несколько фронтов и концентрироваться на чем-то одном. Может быть, впоследствии, когда почувствую твердую точку под ногами, я найду в себе силы попробовать что-то новое, но пока что довольствуюсь имеющимся. Другая проблема – недоверие со стороны новых клиентов. С этим нужно будет смириться. Мало кто из тех, кто будет обращаться к вам за помощью, будут безоговорочно уверены, что столь молодой человек способен принимать адекватные и нужные решения. Но если удастся убедить клиента в обратном, то сарафанное радио обеспечит вам славу перспективного и знающего свое дело профессионала. Боязнь сделать что-то не так от этого не уменьшится, но со временем и она останется в прошлом.
Есть ли иные способы заявить о себе? Например, реклама.
– Юридический бизнес – одна из немногих сфер, где реальные дела значат намного больше, нежели красочные баннеры. Если ты громко заявляешь о себе посредством пиар-акций, то обязан соответствовать своим заявлениям. В случае малейшей неудачи есть риск остаться ни с чем. Рекламу я рассматриваю как средство завоевания новых позиций, выхода на новый уровень, но отнюдь не как необходимое условие старт-апа и репутационного роста.
Что воспитало в вас участие в бизнесе?
– Предпринимательство научило меня ставить перед собой цели. Не бизнес-цели, а человеческие. Ближние и дальние. Если думать об этих целях ежедневно, то приходит осознание того, что нужно сделать, и ведет ли заключение нового контракта к их достижению. Это чем-то схоже с влюбленностью. Нельзя надеяться исключительно на удачу и полагать, что рано или поздно дама твоего сердца сама обратит на тебя внимание. Нужно действовать: решительно, но в то же время постепенно и продуманно. Памятуя о том, что всегда найдутся другие, кто будет расторопнее и напористее тебя.
Пару слов об этих самых ближних и дальних целях.
– Как писатель никому не показывает рукопись романа до его публикации, так и я не разглашаю свои цели, они для моего личного пользования. Скажу только, что всю жизнь заниматься юридическим бизнесом я не собираюсь, он для меня – трамплин в будущее. Надеюсь, в счастливое.