Мелкорозничные беды. Нестационарные торговые объекты, ларьки павильоны и палатки уже давно привлекают к себе внимание городских властей. Скрывать тут особенно нечего, так как проблемы этого сегмента рынка мелкорозничной торговли видны всем и невооруженным взглядом. Речь идет не только об изобилии несанкционированных торговых точек в Перми. Часто в вину предпринимателям, даже тем, кто осуществляет свою деятельность на законных основаниях, ставят внешний вид ларьков и павильонов, недостатки в благоустройстве и продажу табачно-алкогольной продукции несовершеннолетним.
Поэтому естественно, что городская администрация проявляет завидное упорство в желании навести на этом рынке хоть какой-то порядок. Первым с подобной инициативой выступил предыдущий градоначальник Игорь Шубин. Сперва он решил очистить от ларьков остановки общественного транспорта, однако эта идея, в силу отсутствия законных оснований, фактически оказалась нереализованной. Тогда было принято решение об общегородском 30-процентном сокращении числа нестационарных торговых точек. Необходимо отметить, что именно тогда, в 2009 году, объекты, осуществляющие свою деятельность на законных основаниях, попав под это сокращение, в одночасье перешли в разряд незаконных. В частности, из дислокации было исключено 198 объектов мелкорозничной сети. Восстановить, по ходатайству некоммерческих партнерств Свердловского, Мотовилихинского, Индустриального и Орджоникидзевского районов, удалось только 18. Однако и последним департамент земельных отношений выслал исковое заявление о расторжении договора. Суды идут до сих пор.
Возможно, по этой причине принято решение разработать, но уже совместно с предпринимателями новый порядок размещения нестационарных объектов. Документ должен стать компромиссом, который устроит обе стороны.
«Проведена серьезная работа, и в ней приняли участие представители администрации, депутаты и предприниматели, – отмечает Ахсо Арекеева, начальник управления развития потребительского рынка администрация города Перми. – О том, насколько тщательно готовился документ, говорит и время, затраченное на его разработку и согласование, – почти два с половиной года».
И вот в марте текущего года городская дума утвердила решение, согласно которому в Перми меняется порядок размещения нестационарных торговых объектов.
Будет все по-новому. Пока взаимоотношения власти и владельцев ларьков и палаток будут строиться по старинке. То есть согласно решению Пермской городской думы, принятому в 2007 году. И только когда будет подготовлена схема размещения нестационарных торговых объектов, правила игры изменятся. По словам Виктора Агеева, заместителя главы администрации города Перми, схема разрабатывается с учетом необходимости достижения нормативной минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
«При этом требования к схеме таковы, что сформировать и утвердить ее быстрее, чем за полгода, совершенно невозможно. Это обстоятельство заставило администрацию города выйти к Пермской городской думе с предложением перенести вступление в силу нового порядка размещения нестационарных торговых объектов. Мной управлению по развитию потребительского рынка поставлена задача о безусловной разработке и утверждении схемы до 1.11.2011 года. Убежден, что мы выдержим эти сроки», – писал Виктор Агеев на своей странице в Wordpress.
Таким образом, новый порядок размещения ларьков, павильонов и лотков вступит в силу только в ноябре текущего года, так как только тогда администрация будет готова провести аукционы.
По заявлениям сотрудников администрации, схема будет разработана самым тщательным образом. При ее составлении опираться будут не только на положения федеральных и краевых законов, но и на требования различных инстанций (пожарных, коммунальных служб) и на нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями, утвержденные правительством Пермского края в прошлом году. Отметим, что они составляют 232 кв. метра на 1000 жителей для продовольственных товаров и 54 кв. метров на 1000 жителей для промышленныx.
Обозначенные на схеме места, где разрешено размещение нестационарных торговых объектов, выставят на аукцион готовым лотом. Это означает, что предпринимателю уже не нужно будет бегать по инстанциям, получая необходимые разрешения, все за него сделает администрация города. Кроме того, аукцион будет открытым, и, следовательно, все участники, решившие принять в нем участие, окажутся в равных условиях.
«Главным инструментом определения будущего хозяина торговой точки станет цена. В максимально привлекательных районах она в результате аукциона будет расти, там же, где условия не столь хороши, например на окраинах города, соответственно снижаться. На наш взгляд, это наиболее удобный механизм для предпринимателя, ведь стоимость размещения будет определять конкурентная борьба», – комментирует Ахсо Арекеева.
Важно отметить, что с ноября 2011 года взаимодействие городской власти и предпринимателя, решившего открыть нестационарную торговую точку, будут строиться уже не на земельных отношениях. Если раньше ларьки и павиль-оны размещались на основе договора аренды земли, то теперь на аукционе будет разыгрываться «право на размещение». В него, по заверениям специалистов управления развития потребительского рынка, войдут все необходимые взносы и платежи. Сам же договор станет долгосрочным, и у тех, кто получит заветное «право», будет возможность заключить его сроком на 5 лет.
Мест нет. Городские власти считают новый порядок размещения нестационарных объектов безусловным благом. Однако их оптимизм не разделяют многие предприниматели. Первое, на что они указывают, – это ограниченность территорий, на которых разрешено ставить ларьки и павильоны. Согласно принятому депутатами городской думы решению такими местами являются земли общего пользования, находящиеся на территории города Перми, а также неразграниченные земли, находящиеся в государственной собственности. Общественными местами являются дороги, тротуары, парки, скверы и газоны. Но ставить торговый объект на газоне и в сквере запрещено. Для тротуаров введено ограничение по ширине (не менее трех метров), а выходить на дорогу желающих не найдется. Добавим, что для предпринимателей оставлена возможность размещать торговые объекты также на садово-огородных участках и кладбищах.
Спорными выглядят и принятые нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, так как они не учитывает всех нюансов городской застройки. Однако здесь что-либо изменить не представляется возможным, так как расчет проводился на основании рекомендаций федеральных властей.
Но наиболее сильный протест вызван тем, что в итоговом решении не отражена возможность для предпринимателей, уже располагающих торговыми точками, заключать договор на «право их размещения» на приоритетной основе.
«Таким образом, никто сегодня не может быть уверенным в том, что останется владельцем торговой точки, которая, возможно, приносила человеку доход в течение нескольких лет, – считает Наталья Коробейникова, руководитель комиссии по розничной торговле Пермского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ». – Независимо от того, сколько лет ты владеешь этой точкой, вкладываешься или нет в ее благоустройство, так или иначе ты выходишь на аукцион, где должен будешь наравне с другими отстоять свое право и возможность вести дело. На наш взгляд, на аукцион необходимо выставлять именно новые места, которые администрация проработала сама».
«То есть даже если ты занимал объект в течение длительного времени, нет никаких гарантий, что будет возможность продолжить работу, – комментирует Татьяна Фукалова, председатель некоммерческого партнерства «Объединение предпринимателей Мотовилихинского района». – Причем это касается и тех, с кем будут продолжены договорные отношения, заключенные ранее. Пока действует договор, мы сможем работать. По истечении же его срока, в случае попадания места в схему, оно будет выставлено на аукцион, если же оно в схему не попадет, то ларек придется просто убрать. При этом в принятом положении не предусмотрено никаких альтернатив».
По мнению владельцев нестационарных торговых объектов, принятое положение дает значительное преимущество крупным сетям, располагающим значительным числом объектов. «Одиночкам» в силу финансовых возможностей будет непросто рассчитывать на привлекательные места в предполагаемой схеме.
Обращают внимание предприниматели и на то, что «право на размещение» является более широким договором в отличие от договора аренды земельного участка, в который нельзя вносить дополнительные условия. И это значит, что у городской власти вполне могут появиться возможности для дополнительного давления на предпринимателей.
«Это очень похоже на санкционированный передел рынка», – подытожила Наталья Коробейникова.
Порядок прежде всего. Так или иначе, но время до вступления в силу нового порядка размещения нестационарных торговых объектов еще есть, и возможность для внесения изменений в решение городской думы сохраняется.
«Порядок необходим, независимо от того, о какой сфере мы говорим. Другой вопрос, что невозможно учесть все мнения. Любое решение чревато тем, что может ущемить интересы определенных групп лиц. Однако это не должно нас останавливать, ведь мы все прекрасно понимаем, что создание цивилизованных условий в сфере размещения нестационарных торговых объектов – важнейший вопрос развития города. Тем не менее у предпринимателей, в случае если они действительно считают, что новый порядок не является максимально взвешенным и обоснованным, существует достаточно механизмов повлиять на ситуацию. В городе есть множество общественных организаций, некоммерческих партнерств, и они могут выступить с инициативой, которую мы как депутаты обязаны будем рассмотреть», – считает Александр Головнин, депутат Пермской городской думы, член комитета по экономическому развитию.
В крайнем случае остается выход, сформулированный одним из бизнесменов: «Пусть они принимают решения, а мы будем оспаривать их в суде». Правда, стоит отметить, что в подавляющем большинстве предприниматели эти суды проигрывают. И во многих случаях им приходится самостоятельно и за свой счет сносить свои объекты (например, павильон на площади Карла Маркса). Но хорошее место пустует не долго, и на нем нередко вновь возникают торговые палатки, и пока без всяких согласований, конкурсов и аукционов.
Справка «bc»
По данным на 2010 год, в Перми насчитывалось 565 киосков, павильонов и остановочных комплексов, 460 нестационарных объектов (автоприцепы, торговые комплексы смешанного типа, лотки, палатки, базары, 180 мини-рынков). Кроме того, 255 киосков по реализации печатной продукции и 165 киосков по реализации питьевой воды, которые заявлялись как приоритетные направления.