Город
  1. Город
 25 июля 2011, 13:20  

В камеру

В камеру
Сфера видеонаблюдения становится все более высокотехнологичной. Тем не менее внутренние конфликты сегмента налицо: в попытке сделать максимально бюджетный заказ клиенты предпочитают устанавливать на своих объектах аналоговые видеокамеры взамен IP; компании в свою очередь озабочены тем, чтобы увеличить долю частного капитала.

Человек с видеоаппаратом.
История отрасли в Перми берет свое начало в 90-е годы. «Но на тот момент видеонаблюдение было роскошью в связи с высокой ценой как покупки, так и дальнейшей эксплуатации и обслуживания», — рассказывает генеральный директор ООО «Секьюрити Эксперт» Андрей Осинин. Его коллега Олег Юдин, руководитель компании «Дело техники», отмечает, что приемлемые цены установились лишь к началу 2000—х годов: «Пик развития пришелся на период 2004—2008 годов. «Пермский» вариант отражает общероссийские тенденции».
По словам экспертов, наибольшую заинтересованность в установке видеокамер проявляют производственные предприятия с системой складов, в которых хранятся запчасти, комплектующие и другие материалы, представляющие ценность. На втором месте — жилые комплексы с уже существующей охранной системой.
Значительные средства в эту сферу направляют банки, промышленные предприятия, объекты транспортной инфраструктуры (вокзалы, аэропорты), торговые центры и муниципальные образования, действующие в рамках программы «Безопасный город». Основной приток средств в сегмент видеонаблюдения обеспечивают государственные структуры и корпорации. «Во многих случаях наличие системы видеонаблюдения является обязательным условием безопасности, например на автостоянках, в музеях, магазинах», — напоминает Алексей Верхоланцев, директор ООО «Аура».
По словам Олега Юдина, на сегодняшнем рынке видеонаблюдения в Перми предприятия чаще всего действуют по схеме «или — или», то есть работают либо с физическими, либо с юридическими лицами: «Разные клиенты требуют разного подхода. Одним компаниям удается договариваться о крупных заказах и выигрывать масштабные тендеры, другие, лишенные необходимых связей и знакомств, таких возможностей не имеют и сосредоточены на работе с «частниками». Взаимодействие с предприятиями, например, осложняется тем, что вопросы безопасности поставлены там на широкую ногу, и в их пул поставщиков вписаться могут лишь «избранные» партнеры», — поясняет г—н Юдин.

Аналогично.
Согласно усредненной статистике из разных источников, доля цифровых видеокамер в денежном эквиваленте составляет порядка 20% от общих продаж в отрасли по Пермскому краю. Вместе с тем количество проданных цифровых устройств меньше, поскольку IP—системы стоят дороже примерно в 3—4 раза: если стоимость одной аналоговой камеры составляет около 4 тыс. рублей, то цифровой — порядка 13—15 тыс. Монтаж каждой обойдется ориентировочно в 1—3 тысячи рублей.
К достоинствам IP—наблюдения относится возможность получить вместительный архив на основе сервера, расширенное программное обеспечение с множеством настроек и возможность наращивания системы без особых дополнительных затрат.
С другой стороны, эксперты указывают на то, что аналоговое оборудование проще поддается монтажу, и выбор предлагаемых марок намного более широк. Артем Разумков, генеральный директор компании Macroscope, называет и другие преимущества аналогового оборудования в сравнении с цифровым: «IP—камера «сжимает» видеопоток и передает его с определенными потерями. Поэтому среди специалистов бытует мнение, что аналоговые камеры дают большие возможности в области аналитики (например, распознавание лиц людей и номеров машин). Кроме того, диапазон рабочих температур цифровой матрицы меньше. Однако не стоит забывать, что сигнал аналоговой камеры, который передается по кабелю, может «затухать» и искажаться. В этом смысле важно уметь правильно сконструировать систему, подобрать нужные форматы видеокомпрессии», — поделился г—н Разумков.
Перспективы форсированной IP—революции пока туманны. «Это напоминает время, когда бытовые пленочные фотоаппараты в течение пары лет исчезли с прилавков магазинов и были замещены цифровыми, — полагает Артем Разумков. — IP—революцию предрекают уже очень давно, но лично мой прогноз состоит в том, что этому процессу потребуется еще как минимум два года прежде, чем доля оборота IP—камер в денежном эквиваленте превысит уровень продаж аналоговых устройств».
Однако Олег Юдин считает, что IP—революция лишь притча во языцех и не больше того: «О ней говорят долго и упорно, но не понимают, что на рынке всегда останутся сегменты, которых это явление никогда не коснется. Взять хотя бы тот же частный сектор. Порой необходимость видеонаблюдения есть, а вот возможность провести интернет и «проложить» локальную сеть — нет. Поэтому говорить о революции всерьез не приходится», — прокомментировал собеседник «bc».

…Одни старики.
Алексей Верхоланцев рассуждает о столкновении интересов на рынке: «Конкуренция на рынке, естественно, есть, ибо рынок не монополизирован, но она проявляется не так остро в силу разнообразия предлагаемых решений при отсутствии какого—либо одного утвержденного стандарта. Сегодня одну и ту же задачу можно реализовать разными подходами с помощью разных инструментов (решений), что непосредственно сказывается на итоговой цене проекта. Большинство фирм, занимающихся видеонаблюдением, предлагают его в комплексе с другими услугами: от физической охраны объектов до оснащения заказчика всеми программными системами, включая систему учета товародвижения».
Собеседник издания также отметил, что выделить лидера в отрасли сложно, а говорить о монополистах и вовсе не приходится: «Монополизация сегмента, по моему мнению, возможна только в том случае, если государство решит свести весь этот бизнес под свое крыло и появится госкорпорация», — резюмировал г—н Верхоланцев.
Артем Разумков подчеркивает, что на рынке видеонаблюдения игроков не так много, и среди них редко встречаются «незнакомцы»: «Новые игроки в нашем деле — достаточно условное понятие, потому что новыми обычно оказываются те, кто раньше уже работал в отрасли и решил попробовать работать на себя. Специалистов по системам безопасности мало где готовят, и в этот бизнес редко у кого получается зайти с набором заранее выученных истин».

На правах аренды.
Артем Разумков уверен, что дополнительный импульс отрасли могут придать новые способы продажи на розничном рынке: «В качестве пилотного проекта мы совместно с телекоммуникационными операторами выходим на индивидуальных клиентов, но предлагаем использовать видеоборудование на особых условиях. Вместо того, чтобы покупать систему наблюдения, клиенты вносят абонентскую плату за обслуживание оборудования, принадлежащего оператору. Фактически речь идет об аренде. Клиент избавлен от необходимости инвестировать деньги в покупку оборудования и платит лишь за сам сервис».
Предложение будет иметь массовый спрос, считает г—н Разумков, так как видеонаблюдение включат в стандартный набор оператора наряду с интернетом, телефонной связью и телевидением. «Тем не менее и этот проект сначала решено протестировать на корпоративных клиентах, чтобы затем быть готовыми к работе с многочисленной группой частных лиц», — заключил Артем Разумков.
Олег Юдин к подобным инициативам относится скептически и замечает, что при реализации таких идей следует помнить и о подводных камнях: «Стоимость аренды оборудования — это одно, но пользователю почти наверняка придется выкупить канал связи и оплачивать работу выделенной сети (то есть интернет—трафика), по которой будет передаваться видео, ведь стандартной «домашней» сети с объемом в 1 мегабит будет недостаточно».

Все новости компаний