По информации краевого Минтранса, в этом сезоне текущим и капитальным ремонтом охвачено 240 километров автомобильных дорог региона. В прошлом году было отремонтировано 220 километров региональных автотрасс.
«Стараемся не снижать планку», – отмечает в своем блоге на Wordpress.com министр транспорта Пермского края Елена Громова, подчеркивая, что наряду с увеличением количества дорожных ремонтов в крае выстраивается и система контроля за качеством их исполнения.
По словам Евгения Негодина, руководителя ГУ «Управление автомобильных дорог», на начало августа из 88 участков, на которых ведутся ремонтные работы, порядка 60 % территорий уже освоено. Это, безусловно, хороший процент, считает чиновник, но радоваться еще рано, ведь сезон, по сути, находится в самом разгаре. К тому же, оценив риски с точки зрения качества сдачи объектов, специалисты управления пришли к выводу, что примерно 10 % подрядных организаций уже не суждено исполнить условия заключенных с ними контрактов «от А до Я».
Эту «горячую десятку», как отмечает г-н Негодин, можно разделить на две категории. Первая – «изобретатели новых материалов» (пытаются заменить материалы, которые необходимо применять в строительстве дорог на «нечто» непонятного происхождения, после чего весь получившийся «бутерброд» прикрывается сверху тонким и неуплотненным слоем асфальта). Вторая – «аферисты (двоечники)» – подрядчики, которые, приступив к производству работ, абсолютно не обеспечены квалифицированными специалистами, что в конечном итоге тоже приводит к браку.
В качестве характерного примера в управлении автомобильных дорог приводят печальную историю с реконструкцией региональной автодороги Юксеево – Коса в Коми-Пермяцком округе, дорогам которого, как отмечает Евгений Негодин, традиционно не везет с подрядчиками. В 2009 году пермское ООО «Юман» выиграло конкурс на ремонт двух участков дороги Юксеево – Коса протяженностью 2 и 8 километров. Общая стоимость работ составила почти 60 млн рублей. Сдать объект подрядчик обязался еще летом 2010 года, но по факту дорога после реконструкции стала хуже, чем до нее.
«Фактически там работали субподрядчики из Кудымкара и Верещагино, – говорит замглавы администрации Косинского района Иван Федосеев, – которые полностью отошли от проекта и вместо положенного по нему гравия засыпали ремонтируемые участки обычной глиной. Весной и осенью эти участки становятся непроезжими».
Управление автомобильных дорог подало иск в Арбитражный суд Пермского края о расторжении контракта и выплате неустойки в 3 млн рублей с ООО «Юман». На последнем судебном заседании в июне была назначена независимая экспертиза проведенных подрядчиком работ. На ее проведение подрядчик и управление автомобильных дорог должны были выделить по 250 тыс. рублей.
«Управление со своей стороны выделило деньги, а компания «Юман» нет, поэтому суд принял решение основываться на тех документах, которые есть в деле. Дата следующего заседания пока не назначена», – поясняет Ирина Подлузская, начальник юридического отдела ГУ «Управление автомобильных дорог».
Как говорит глава Косинского района Евгений Анфалов, на повторный ремонт дороги из краевого бюджета выделено 19 млн рублей, в конце августа должен определиться подрядчик, который, как надеется глава, исправит огрехи прежних строителей.
В целом же, считают в управлении автомобильных дорог, около 90 % всех заключенных нынче контрактов будут исполнены задолго до выпадения первого снега. По словам Елены Громовой, в этом году Министерство транспорта будет выборочно проверять качество отремонтированных объектов, привлекая для этого внешних экспертов.
По мнению главы Минтранса, одним из самых действенных вариантов осуществления внешнего контроля за работой подрядчиков могло бы стать привлечение организаций, также участвовавших в конкурсах на проведение ремонтных работ, но не ставших их победителями. Однако, как отмечает г-жа Громова, зачастую это были компании, не имеющие в арсенале не только аккредитованной лаборатории качества, но и никакого другого материального оснащения, поэтому придется прибегать к помощи сторонних организаций, в том числе и из соседних регионов.
«Необходимо добиться на дорогах, независимо от их принадлежности, одинаковых требований к качеству, к подрядчикам, к культуре производства работ», – подчеркивает министр транспорта Пермского края.
Справка «bc»
Общая протяженность автодорог в Пермском крае составляет 27,9 тыс. километров, в том числе:
– краевых – 3 тыс. километров,
– муниципальных – 24 тыс. 480 километров,
– федеральных – 416 километров.
На текущий и капитальный ремонт краевых автодорог в 2011 году из бюджета Пермского края выделено 2,2 млрд рублей. На федеральных дорогах, проходящих по территории Пермского края, всеми видами ремонта в 2011 году будет охвачено 70 километров трасс. На эти цели из федерального бюджета выделено более 400 млн рублей.