18 ноября некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум доноров», газета «Ведомости» и между-народная сеть аудиторско-консалтинговых фирм PwC подвели итоги ежегодного исследовательского проекта «Лидеры корпоративной благотворительности». В 2011 году участие в нем приняли 50 российских и международных компаний с оборотом более 300 млн рублей, которые занимаются благотворительной деятельностью на территории РФ. Региональные предприятия в списке участников можно сосчитать на пальцах одной руки. Тем заметнее, что из числа конкурсантов в этом году исчезла компания с пермской пропиской – ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь».
Однако деятельность предприятий, заявившихся на участие в проекте, распространяется, в том числе, и на Пермский край. Так в номинации «Лучшая программа (проект), способствующая развитию местных сообществ и улучшению социального климата в регионе присутствия компании», было признано ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» с программой развития детско-юношеского ледового спорта в регионах России. В ее рамках компания обязалась до 2016 года построить 8 объектов, в том числе – крытый ледовый корт в п. Усолье Пермского края. Бюджет всей программы составляет 150 млн рублей. В этой же номинации в шорт-лист жюри включило и проект ОАО «МегаФон», реализованный с февраля по май 2010 года «Открытый чемпионат России по футболу среди воспитанников детских домов и школ-интернатов на кубок «Будущее зависит от тебя». В нем принимали участие и дети из детских домов Пермского края.
Почетная жертва. Тот факт, что пермских компаний не оказалось среди участников проекта, не означает, что в Прикамье нет организаций, удовлетворяющих условиям конкурса. Ежегодно Business Class публикует Топ-300 крупнейших предприятий Пермского края. Оборот каждого из них существенно превышает планку 300 млн рублей. Кроме того, более 100 предприятий, причисляющих себя к среднему бизнесу, согласно Топ-300 малых и средних предприятий Пермского края также имеют обороты свыше 300 млн рублей. Нельзя упрекнуть пермский бизнес и в полном невнимании к социальным проблемам и отказе от благотворительности.
По словам президента Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие» Нины Самариной, среди крупнейших пермских предприятий, занимающихся благотворительной деятельностью, лидерами являются «ЛУКОЙЛ», «Соли-камскбумпром», «Уралкалий», «Сильвинит». Многие региональные компании имеют собственные социально направленные программы, открывают благотворительные фонды. Но, как правило, все они предпочитают не раскрывать данных о размерах благотворительной деятельности. «Это высший пилотаж, когда бизнес решается не только рассказать о том, что сделано, но и раскрыть данные о размерах благотворительной деятельности», – отметила руководитель PR-направления «Форума доноров» Оксана Тимощук. Причин, по которым молчат меценаты, немало: одни не хотят говорить о реализуемых ими проектах, пока не достигнут конечный результат, другие считают подобные меро-приятия пиаром и полагают, что неправильно объявлять о том, что идет от чистого сердца. «Благотворительность в отличие от спонсорства не преследует никаких коммерческих целей и, как правило, осуществляется без широкой публичной оглас-ки, что называется «по зову сердца», – рассуждает начальник Управления маркетинга и развития ОАО АКБ «Экопромбанк» Ирина Грачева.
Кроме того, как отмечает Оксана Тимощук, в России еще никто не отменял государственный рэкет – когда власти определяют те позиции, на которые должны жертвоваться деньги.
Подобные проблемы эксперты «bc» объясняют отсутствием культуры благотворительности. «Участие в социальных проектах афишируется, как правило, в преддверии выборов, – рассказал председатель попечительского совета благотворительного фонда «МИР» Александр Пепеляев. – Раньше деятельность мецената считалась почетной, и рассказывать о ней было в порядке вещей. В наше время, даже если компании оказывают благотворительную помощь, то предпочитают скрывать объемы расходуемых средств».
По словам Нины Самариной, система благотворительности, добровольчества в России только начинает формироваться. Толчок был задан в Москве, как более богатом регионе в 2006–2007 годах. Постепенно реакция начинает доходить до регионов.
Другая причина – низкий уровень организации благотворительных проектов и
недоверие организациям, их продвигающим. Зачастую у компаний есть деньги, которые они готовы направлять в социальную сферу, но они не знают, как правильно и эффективно ими распорядиться. «Желание выделять деньги на благотворительные цели зависит только от двух показателей – доверие и удобство, в самом широком их смысле. Я глубоко убежден, что помогать другим людям хочет каждый. Вопрос здесь в том, чтобы человек, отвечающий за подобное решение в компании, доверял целям и методам конкретной помощи. И при соблюдении этого условия имел возможность оказать ее так, как ему и компании это будет удобно (быстро, выгодно, приятно и т. д.), – рассуждает координатор социального проекта «Дедморозим» Дмитрий Жебелев. – Поэтому проблема только в поиске такого способа. Соответственно, от благотворительности людей удерживает отсутствие информации, недоверие и сложность оказания помощи».
Сегодня в Пермском крае зарегистрированы десятки благотворительных фондов и некоммерческих организаций, которые занимаются социально направленной деятельностью. Но по факту работают далеко не все. По словам Александра Пепеляева, многие создают благотворительные фонды в порыве благородных чувств, но когда сталкиваются с реальными проблемами организации их работы, то деятельность постепенно сходит на нет. Кроме того, даже те активисты, кто занимался работой фондов, в кризис были вынуждены отказаться от этой затеи из-за отсутствия финансирования.
Дмитрий Жебелев:
– Здесь стоит разделить зарегистрированные и реально работающие благотворительные фонды. Первых – сотни. Вторых в сфере помощи детям, с которой мы лучше знакомы, – до десятка. Вероятно, это связано с тем, что часто подобные организации создаются в эмоциональном порыве одним или несколькими людьми, и поддерживать затем постоянную работу не у всех хватает сил и мотивации. Динамика по количеству благотворительных организаций, которые тем или иным образом заявляют о себе, в последнее время положительная. Однако рост качественных показателей в этой сфере значительно отстает от количественных.
Добрая воля. Из-за того, что благотворительная деятельность остается личным делом каждого, кто ею занимается, оценить размеры социальной помощи в Пермском крае сегодня крайне затруднительно. Участники этого рынка говорят лишь о том, что на благотворительные цели выделяются десятки миллионов рублей. Профильные ведомства затруднились ответить на запрос «bc» о размерах пожертвований, которые ежегодно делаются в социальную сферу, заявив, что такую статистику никто не ведет.
По оценкам организаторов проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2010 году, 50 крупнейших российских компаний потратили на благотворительные цели порядка 9 млрд рублей. Исполнительный директор некоммерческого партнерства «КСО – Русский центр» Алексей Костин оценил прозрачную часть рынка благотворительности в стране в 3 млрд долларов. Третью цифру – 13 млрд долларов, направленные на разного рода благотворительные проекты, приводит газета «Ведомости», ссылаясь на The Boston Consulting Group. Но даже эта, самая большая цифра, составляет лишь 0,9 % ВВП.
По словам Оксаны Тимощук, 90 % средств, выделяемых на благотворительные цели, – это деньги корпораций, и лишь 10 % «жертвуют» частные лица. «Такая пропорция – сугубо специфика России, международный опыт говорит об обратном», – отмечает собеседница «bc».
Вместе с тем представители пермских благотворительных организаций отмечают, что «частные лица дают денег меньше, но делают это охотнее». «Опыт затеи «Дедморозим» показывает, что чаще и с большей готовностью откликаются частные лица. То есть, если сравнивать по числу участников, то обычные люди обгоняют компании с гигантским перевесом. При этом в общем объеме пожертвований разница уже не столь велика, поскольку перечисления от юридических лиц в денежном выражении значительно превышают аналогичную помощь одного конкретного человека. В результате соотношение в рублях выходит как 1/3 – компании, 2/3 – частные лица. Однако эти данные основаны на нашем специфическом опыте, когда благотворительные проекты изначально построены на участии максимального количества людей», – рассказал Дмитрий Жебелев.
Аналогичным наблюдением поделился и Александр Пепеляев. «Простой человек более отзывчив, чем предприятия. Компании зачастую выделяют деньги с большим скрипом: чем больше у бизнеса денег, тем сложнее с него что-то получить. Добраться до топ-менедежеров предприятий сложно, а руководителям среднего звена, на которых возложено решение этих вопросов, доносить свою идею часто не с руки», – отмечает Александр Пепеляев.
Но такое невнимание иногда объясняется не жадностью компаний. Крупные предприятия предпочитают не распыляться, а направляют деньги на собственные социальные программы. Иногда бизнесмены заявляют, что проще отдать деньги из своего кармана, чем изъять из бюджета компании. «Благотворительность в ущерб экономике – это уже глупость, у меня не настолько крупный бизнес, чтобы без ущерба для компании выделять крупные суммы. А если речь идет о пожертвовании в размере 50 тыс. рублей, то эти деньги проще дать от себя лично, чем от предприятия», – поделился с «bc» Михаил Вишневский, директор ночного клуба «Ветер».
О том, что пермяки предпочитают жертвовать деньги из своего кармана, рассказала и финансовый директор ЗАО «РИАЛ» Марина Медведева. «Среди людей моего круга немало тех, кто занимается
благотворительностью, но это личная помощь, от себя.
Благотворительность – не способ потратить лишнюю прибыль, а зов души», – отметила собеседница «bc».
Избранное. Кто бы деньги ни выделял, компании или частные лица, цели, на которые они направляются, одинаковые у всех. По словам Оксаны Тимощук, те, кто только начинают заниматься благотворительностью, попадают в так называемый «замкнутый круг мецената», обращая внимание лишь на самые популярные проблемы. Безусловными лидерами по числу пожертвований являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На втором месте – строительство храмов. В поле зрения меценатов также попадают незащищенные слои населения. Иногда «выстреливают» проблемы экологии.
Как рассказала «bc» Нина Самарина, для Пермского края характерны те же самые тенденции. Но в 90-х, начале 2000 годов ситуация была несколько иной. Тогда пожертвования перечислялись в сферу образования, значительное внимание уделялось культуре. «Но в последние годы в связи с изменениями культурных тенденций в Пермском крае эта тема перестала быть актуальной», – заметила г-жа Самарина.
Город
28 ноября 2011, 13:20
По зову сердца
Пермяки готовы жертвовать в социальную сферу миллионы рублей. Но предпочитают делать это из своего кармана, а не из бюджета компании.
Персоны:
Ушел из жизни ветеран пермского баскетбола Владимир Кельсин
22 дек
Генподрядчик проведет реконструкцию путепровода у Чусовского моста
22 дек
Сибирская компания судится с мясоперерабатывающим заводом в Пермском крае
22 дек
В Перми закрывается итальянская столовая, проработавшая меньше года
22 дек
Пермское УФАС заблокировало торги на проектирование места отдыха у Мотовилихинского пруда
22 дек
Пермский край вошел в пятерку регионов с самыми высокими зарплатами курьеров
22 дек
В Перми в преддверии Нового года начали украшать трамваи
22 дек
Пермь набрала наибольшее число голосов в конкурсе за звание молодежной столицы
21 дек
В Пермском крае на работу семи межмуниципальных маршрутов выделили 2 млрд рублей
21 дек
МЧС: в Пермском крае ожидается сильный снег и ледяной дождь
21 дек
В Перми открылся первый магазин итальянского бренда женской одежды Cuvee
21 дек
Власти ищут подрядчика для изготовления, поставки и установки модульного причала в Краснокамске
21 дек
В эти выходные в Перми около сотни домов останутся без холодной воды
21 дек
Валерий Сухих: в центре внимания – вопросы, которые волнуют жителей Пермского края
21 дек
В центре Перми открылась вторая очередь отеля AurA с новым залом ресторана
21 дек
В ТРЦ «Планета» открылся первый в Перми магазин премиального российского бренда
20 дек
Моменты истории краевого парламента: первые выборы
20 дек
Власти рассказали о реконструкции дороги с возведением транспортной развязки в Верхнекамье
20 дек
В выходные в Пермском крае ожидается теплая и снежная погода
20 дек
Площадку рядом с ТРЦ «Планета» планируют развивать через механизм КРТ
20 дек
Еще на одной площадке по улице Карпинского планируется комплексная застройка жильем
20 дек
Пермякам предлагают выбрать вариант наполнения будущего стадиона «Трудовые резервы»
20 дек
Аналитики рассказали о самых необычных актуальных вакансиях в Пермском крае
20 дек
Иностранный студент Пермского Политеха принял участие в интеллектуальном шоу на телевидении
20 дек
В Музее современного искусства PERMM назначили временного руководителя
20 дек
В Ординском округе переизбрали главу муниципалитета
20 дек
Метеорологи: с 26 декабря в Пермском крае ожидается сильное потепление
20 дек
Возле ТРК «СемьЯ» сменили вид использования земельного участка под автопарковку
20 дек
Для развития биатлонного комплекса «Пермские медведи» сменят зонирование участка
20 дек
В Александровске с региональной поддержкой построят современную гостиницу на 88 мест
20 дек
Банк Уралсиб открыл второй Центр дистанционного обслуживания бизнеса в Казани
20 декабря 2024, 15:20 547
Детям «Уралкалия» Дед Мороз везет подарки
17 декабря 2024, 18:00 700
Между неопределенностью и надеждой. В «Амкар Пермь» подвели итоги сезона и поделились планами
10 ноября 2024, 09:00
Лимит почти исчерпан. Что происходит на ипотечном рынке в Пермском крае?
11 ноября 2024, 07:00
Проявили стойкость. ТОП-300 крупнейших предприятий Пермского края по итогам 2023 года
25 ноября 2024, 07:00
+7 (922) 371-30-28