Что дурного в том, что ребенок изредка хочет почувствовать себя межгалактическим героем, карающим участников всемирного заговора, или хриплоголосым детективом, распутывающим клубок страшных интриг вокруг древнего манускрипта? Что, если только в таких вещах может быть реализована детская тяга к путешествиям и приключениям? И в конце концов, игры могут быть познавательными, развивать реакцию и смекалку. Ах да, портится зрение и осанка, не реализуется навык живой коммуникации со сверстниками и так далее, но если у ребенка или его родителей есть чувство меры, то это не должно стать проблемой.
И еще одно соображение на этот счет. Возьмем, например, любую книгу или фильм. Не являются ли они такой же виртуальной реальностью, как и вымышленный мир никарагуанских джунглей, куда главный герой какой-нибудь компьютерной игры высаживается в качестве вольного стрелка? По сути, когда мы говорим о любом художественном произведении, перед нами — вымышленное пространство чужого воображения, в котором предстоит действовать нашей собственной фантазии — додумывать, достраивать, следить за мыследеятельностью героя и ставить себя на его место. И получается, что любая более или менее увлекательная литература или шпионский кинобоевик может с тем же успехом, что и компьютерные развлечения, «затянуть» ребенка (да и взрослого тоже, чего уж греха таить) в себя и не отпустить до последней страницы или финальных титров. Преимуществом компьютерной игры в этом случае, безусловно, является ее интерактивность, то есть способность игрока самостоятельно направлять сюжет в нужную сторону и решать встающие перед ним задачи имеющимся инструментарием.
Так что если уж запрещать компьютерные игры, как того хотят разного рода борцы за благонравие, то придется запрещать и все остальное — театр, книги, кино, живопись. А так как это невозможно, придется смириться с простым набором фактов: мы живем в обществе виртуальной реальности; раньше было намного проще, никаких тебе художественных изысков, только труд на благо вотчины, города или революции; свобода пришла много позже, но не смогла компенсировать времени ее ожидания да и была далеко не того качества, о котором все мечтали. Что же предпринять тем, кто по-прежнему жаждет простора и «места для шага вперед»? Нет, не уходить с головой в межгалактические заговоры и тайны древних манускриптов, а помнить, что свобода — это не только верно поставленный крестик на выборах в Государственную думу.