Краевые власти впервые планируют привлекать туристов на фестиваль «Белые ночи в Перми» в сотрудничество с туроператорами. С этой целью Министерство культуры объявило конкурс на создание, продвижение и реализацию туристских и экскурсионных продуктов на базе фестиваля.
Светлана Климова, консультант отдела международных, межрегиональных и межведомственных культурных связей Министерства культуры, подчеркнула, что предложение ориентировано не только на пермские туристические компании, но и на туроператоров из близлежащих регионов — Екатеринбурга, Кировской области, Башкортостана, Удмуртии и др.
Прием документов на конкурс будет осуществляться с 5 до 23 апреля, а 30 апреля будет определен победитель. Проекты будут реализовываться на протяжении всего фестиваля «Белые ночи в Перми» – до 1 июля.
Общий призовой фонд конкурса составляет 2,5 млн рублей. При этом организаторы конкурса подчеркнули, что не менее 50 % от общей стоимости проекта должны составлять средства, привлеченные участниками самостоятельно. Одним из критериев оценки для предложенных продуктов станет количество туристов, которое компания обязуется привезти на «Белые ночи».
По словам г-жи Климовой, конкурс проводится по 3 номинациям: разработка турпродукта на базе международного фестиваля «Белые ночи в Перми», разработка экскурсионного продукта на базе фестиваля и проект по привлечению туристов на фестиваль. Последняя номинация является свободной и создана для тех, кто по тем или иным причинам не входит в первые две.
Первая номинация нацелена на туроператоров внутреннего и въездного туризма, а также некоммерческие организации, членами которых являются туроператоры и различные добровольные объединения туроператоров. Участниками второй номинации могут помимо перечисленных стать туристические агентства. Третья номинация не имеет ограничений — в ней могут участвовать как юридические, так и физические лица.
Организаторы фестиваля со своей стороны готовы не только софинансировать проекты, но и оказывать содействие туроператорам, обеспечивая со своей стороны массовую рекламную компанию фестиваля «Белые ночи в Перми» в регионах, дешевое проживание для туристов (в рамках проекта «Дешевый город» стоимость одной ночи в гостинице для гостей фестиваля составит 500–700 рублей), а также организованное питание (порядка 20 кафе и ресторанов являются партнерами фестиваля и готовы обеспечить для групп от 15 человек завтрак в пределах 100 рублей и обед в пределах 150 рублей).
Туроператоры оценивают инициативу Минкульта неоднозначно. Генеральный директор фирмы международного туризма «Валида» Елена Шперкина отмечает, что конкурс является достаточно привлекательным для туристических фирм. «Фестивальные события могут стать стимулом для успешной реализации туристических продуктов. Очень важно, что организаторы конкурса готовы софинансировать продвижение турпродуктов. Это первый подобный опыт в нашем регионе, который станет существенным шагом для поддержки туристического бизнеса, продвижения региона и привлечения турпотока в Пермский край», – считает Елена Шперкина. Однако, по ее словам, пока не все понятно касательно условий конкурса: сколько победителей будет в каждой номинации, каков призовой фонд отдельно взятой номинации, и можно ли заявляться на участие в нескольких номинациях. «Все это пока под вопросом, поэтому мы ждем положение о конкурсе, который должен прояснить это все», – отметила Елена Шперкина. Тем не менее, «Валида» собирается принять участие в конкурсе, вложив в разработку собственные средства.
Михаил Краснов, директор турагентства «Краснов» и президент «Пермской туристической гильдии» считает, что предложение Минкульта будет интересно только для компаний, занимающихся массовым туризмом — за счет больших объемов они смогут быстро отбить затраты на разработку турпродуктов. «Для меня этот конкурс не совсем интересен, так же как и наши туры не интересны Министерству культуры. Мы работаем со штучными, уникальными турами, а организаторам конкурса требуется в первую очередь масштаб привлечения туристов на фестиваль». Однако, по его словам, в Перми достаточно много туристических компаний, готовых работать к большими группами и стандартными маршрутами. С финансовой точки зрения Михаил Краснов оценивает конкурс как очень выгодное предложение: «Туроператоры постоянно занимаются привлечением средств на разработку турпроектов, это обычная практика. Дополнительные средства от Минкульта позволят существенно поднять рентабельность новых туристических продуктов».
В то же время, председатель совета правления ООП «Поиск» и один из руководителей ТЦ «Затерянный мир» Евгений Кокшаров считает, что «Белые ночи» сами по себе являются интересным и востребованным продуктом и не нуждаются в подобном продвижении. «Я не понимаю, в чем заключается разработка турпродукта на базе фестиваля «Белые ночи». У пермских операторов уже есть огромное количество готовых экскурсионных и туристических маршрутов, зачем изобретать что-то еще? Если мы говорим о привозе туристов на фестиваль, то в июне и так все операторы из Перми и других городов будут предлагать дополнительные туры и активно возить сюда людей, потому что это в их же интересах – они очень неплохо на этом заработают», – считает Евгений Кокшаров. Сумму, выделенную на софинансирование проектов, г-н Кокшаров также считает несоразмерной поставленным задачам. «2,5 млн рублей — это огромные деньги, которые просто нереально будет потратить. Подобный турпродукт можно разработать за два-три дня с небольшими затратами. У меня есть ощущение, что деньги тратятся совершенно не туда».