Пермский Музей современного искусства PERMM должен был с 1 апреля встать на капитальный ремонт. Но этого не произошло, и вместо закрытия музея состоялось открытие выставки одного из самых известных и необычных актуальных художников современной России — Дмитрия Цветкова. Открытие прошло скромно, вопреки сложившейся за два года традиции не было ни представителей власти, ни vip-персон, но публики собралось очень много, и в своих ожиданиях она не обманулась.
Художник Дмитрий Цветков свои произведения не рисует, а шьет и вышивает. Выставка носит название «Государство», и представлены на ней атрибуты и предметы, так или иначе связанные с государственной символикой. Но все они только напоминают настоящие: огромные шитые гербы, с большими набитыми синтепоном серпами, молотами, а заодно с клещами и молотками. Военные шинели невероятных цветов, густо завещанные большими фантастическими орденами, сделанными из яркого стекляруса. Там же на полу расставлены огромные головные уборы, например «Шапка Мономаха» размером с туристскую палатку. Вопреки оригиналу царская сшита из защитной военной ткани и имеет в районе предполагаемого лба вырез, в котором торчит дуло пулемета. К комплекту прилагается мягкая противотанковая граната с полуметровой меховой ручкой.
Самая известная работа Дмитрия Цветкова — огромная «Мягкая Родина», выполненная из красной шерсти и синтепона, с применением шитья жемчугом, представляет собой набор подушек в форме российских регионов, соединенных в одну большую набивную карту страны. Для художника эта работа дорога еще и потому, что на нее поступает больше всего заказов. «Знаете, почему удобно иметь такую Родину, — объясняет Дмитрий Цветков. — Можно оторвать себе кусок Родины, можно подарить друзьям часть Родины, наконец можно продать кому-нибудь всю Родину». При этом художник утверждает, что является сторонником существующей государственной системы и всех ее институций и отвергает все рассуждения арт-критиков об иронии и откровенном стебе.
Отдельная тема выставки — мягкое оружие. Стены музея увешаны преувеличенно большими автоматами, пистолетами и прочим огнестрельным оружием. Мягкие приклады из парчи расшиты золотом, украшены кружевом и стразами. И опять-таки Дмитрий Цветков, создающий оружие, которое не стреляет, опровергает все предположения о принадлежности к пацифистам. «Я не отвергаю войну. В мирное время все пьют и воруют, а в военное — все совершают подвиги, — отстаивает свою позицию Дмитрий Цветков. — Настоящий мужик должен лет в 38 погибнуть в бою, это единственно правильная смерть».
Отдельное удовольствие можно получить от рукодельного мастерства, с которым выполнены работы. Вышивка бисером, стеклярусом, стразами и жемчугом доведена до совершенства, а применяемые материалы разнообразны и необычны. Можно долго стоять, разглядывая огромное изображение глаза (тоже шитое и набивное), у которого верхнее и нижнее веко сшиты из набивной парчи разного оттенка, а ресницы сделаны из загнутых сияющих ворсинок настоящего павлиньего пера. При этом весь этот hand made выполняется самим художником, две его помощницы-швеи выполняют только работы по пошиву шинелей и сборке больших панно. Можно подумать, что Дмитрий Цветков получил образование в области декоративно-прикладного искусства, но на самом деле он окончил живописный факультет МГАХИ им. Сурикова и по специальности — художник-монументалист.
Гулять по выставке интересно, ведь все работы представляются зрителю свежим откликом на политические и общественные события современности. Вот «Роддом для матрешек», где и няни, и роженицы, и врачи — все матрешки, это, наверняка, отклик на введение материнского капитала. А вот среди шинелей пристроилось парадное облачение священнослужителя, с большим знаком отличия в виде раскинувшего крылья хищного орла, напоминающего атрибутику одного тоталитарного государства, задумавшего покорить весь мир. Ну, это совсем прозрачный намек на все последние скандалы, связанные с РПЦ. Но все эти умозаключения легко опровергает куратор выставки Ирина Яшкова, оказывается все эти работы были созданы еще до упомянутых событий. Художник не играет по правилам, навязываемым ему обществом, он выбирает свою игру. Так, и Дмитрий Цветков взял и сшил себе свое «Государство».