Пермские интернет-мемы — не просто достояние местной сетевой общественности, но и целая история, запечатленная в постах и «комментах». Пусть эта история не учит жизни, но зато веселит. Business Сlass собрал в одном месте самые запоминающиеся примеры и составил этакий толковый словарь, от которого, правда, не так много толку.
В черном-черном городе...
Пожалуй, самым любопытным экземпляром нашей коллекции является Чорный Гельман — альтер-эго известного галериста, бывшего руководителя Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана, который, собственно, и придумал имя своему двойнику. Сам же образ был порожден Игорем Тюленевым, автором «более 14 поэтических сборников» (выражение, кстати, впоследствии также стало крылатым), лауреатом многих литературных премий (даже любопытно, скольких именно) и просто хорошим человеком. Стих, в котором впервые фигурирует мрачная фигура сеятеля беспринципного современного искусства, назывался «Речной вокзал» и был опубликован в газете «Звезда» 31 июля 2009 года, а затем растиражирован по всему Интернету. Среди прочего опус содержал следующий пассаж:
Как для виселиц врыли столбы
у вокзала,
Чтобы классику вешать на этих
столбах?
Стали люди плешивого
слушать бахвала,
У которого сперма блестит
на губах.
Марату Гельману, впечатленному поэтическим талантом г-на Тюленева, художественных откровений оказалось недостаточно, поэтому он объявил конкурс «Стихи о Чорном Гельмане» и культурной экспансии на Пермь. Автор лучшего стихотворения получал чеченскую саблю, обладатель второго места — спортивный лук со стрелами, третьего — украинскую булаву. Председателем жюри назначили поэта Всеволода Емелина, который также не удержался и сочинил свою внеконкурсную версию во всех смыслах трагикомичной истории.
Вокруг этого сумбура случилось еще много интересного: рэпер Сява на основе стихов Емелина сделал песню и клип, некий аноним запустил «ЖЖ» chorni-gelman.livejournal.com (последняя запись датирована 9 сентября 2010 года), в свет вышла книга «Стихи о Чорном Гельмане», где были собраны произведения участников и призеров одноименного конкурса — Ивана Давыдова, Всеволода Емелина, Кирилла Якимца и многих других.
Но гораздо интереснее то, что Чорный Гельман, как выяснилось, — завсегдатай страниц беллетристических трудов, он персонаж второго и первого порядка, в большинстве своем — мутноватый лоббист потустороннего, у которого одни скверные помыслы и устремления. Именно таким Чорный Гельман под разными именами и прозвищами предстает в романах Житинского, Липскерова, Кантора. Наконец, окончательно мифологема Чорного Гельмана сложилась у Проханова, в его новом романе «Человек звезды», написанном полностью по мотивам событий пермской культурной модернизации. Здесь он форменный антихрист, делающий все, чтобы подчинить себе почвеннический и исконный город П., лежащий на берегу реки Камы.
Трудные роды
История строительства перинатального центра в Перми уже удостоилась целой серии скептических и юмористических отзывов. Проект-долгострой, стартовавший еще в ноябре 2008 года, обошелся казне в 2,5 млрд рублей. Его сдача была намечена на декабрь 2010 года, но, как говорится, что-то пошло не так, по вине нерасторопных подрядчиков сроки строительства неимоверно затянулись. В этом чрезвычайно интересном для сторонних наблюдателей триллере оказался задействован даже тогдашний премьер-министр Владимир Путин: на совещании в Рязани, посвященном модернизации извечно проблемной отрасли здравоохранения, Путин припер к стенке губернатора Пермского края Олега Чиркунова и спросил в лоб, когда же наконец многострадальная «перинаталка» будет сдана в эксплуатацию. Далее состоялся достопамятный диалог.
— Хотел бы услышать окончательную дату.
— Октябрь.
— С 1-го по 31-е — когда?
— 15-го.
Но это было только начало. Мем возник чуть позже. После совещания с Путиным чиновники правительства края были отправлены на субботник в «перинаталку» — убирать мусор, а затем и курировать ход остальных работ. Одним из ответственных за достройку был назначен Александр Кудрявцев, занимавший должность вице-премьера правительства. «Временно приостановил работу по проекту «Белкомур», занимаюсь только строительством перинатального центра», — неосторожно произнес г-н Кудрявцев, а безжалостная молва подхватила эти слова и разнесла по самым дальним закоулкам. Олег Русских и Андрей Агишев принялись едко иронизировать в своих «ЖЖ» по поводу возможных вариаций этой фразы. Ким Чен Ир: «Временно приостановил работу по работе с принципами чучхе, занимаюсь только строительством перинатального центра». Барак Обама: «Временно приостановил работу по бомбардировке Ливии, занимаюсь только строительством перинатального центра». Леди Гага: «Временно приостановила работу по новому альбому, занимаюсь только строительством перинатального центра». И так далее.
В магазине «Модные люди-2» появилась небольшая партия футболок с подобным текстом. А 1 декабря 2011 года в пермском перинатальном центре состоялись первые роды. Родилась девочка весом 3700 граммов и ростом 51 сантиметр.
ТТ и Т.Д.
Был и еще один мем, появившийся благодаря пермскому культурному проекту. В 2007 году началась кампания по ребрендингу и смене фирменного стиля Пермского академического театра драмы. Разработчиком центральной идеи стал тогдашний худрук театра Борис Мильграм. Свою парадоксальную задумку, казавшуюся большинству непосвященных дикостью, г-н Мильграм обосновывал вполне логично: дескать, его театр — это театр в квадрате, театр, вбирающий в себя другие театры, оплот театральности в широком смысле слова.
Однако Борис Мильграм не подозревал, что вскоре за глаза его будут называть Мильграм-Мильграм. Мода на двойные названия и слова на некоторое время покорила город. С некоторым опозданием, в июне 2011 года, в Интернете появился сайт, позволяющий «мильграмизировать» любую фразу и слово. Сайт, кстати, еще действует — milgrammilgram.com.
Уж за токаря невтерпеж.
«Токарь из Перми» для Ксении Собчак — это образ провинциального маргинала, для которого в условиях обостряющихся политических противостояний важно только, чтобы «продукты были не по талонам». Самое первое упоминание пермского токаря пришлось на высказывание Собчак о возможной миграции Земфиры за границу: «Если и она покинет Россию, то это точно знак всем талантливым и креативным, что здесь нужны только токари из Перми».
Однако на горизонте появился вполне реальный токарь из Перми — некто Валерий Трапезников, представитель путинского рабочего арьергарда, активный партиец, а впоследствии депутат Госдумы. На весь Интернет токарь Трапезников прославился своим крайне эмоциональным на грани неадекватности выступлением на митинге в Екатеринбурге. Оратор назвал действующую оппозицию клоунами и козлами, пообещал с ними расправиться и добавил, что, в частности, над Ксенией Собчак смеется вся Пермь.
Собчак ответила в «Твиттере»: «Хочу замуж за токаря из Перми!!!» Но для этого явно неравнодушным друг к другу персонам для начала было бы неплохо встретиться. С целью вживую увидеть своего избранника г-жа Собчак прибыла в Пермь, но встреча так и не состоялась. И вполне предсказуемо, по чьей вине. Дела, дела, станки, станки.
Давай, до заседания!
Виктор Басаргин, не успев как следует устроиться в своем начальственном кресле, покусился на святое — арт-объекты, установленные во время культурных реформ его предшественника Олега Чиркунова. На политсовете партии «Единая Россия» Басаргин недальновидно пообещал собравшимся, что всевозможные «красные человечки» и «надкушенные яблоки» вскоре будут перемещены туда, где им самое место — на площадь перед Музеем PERMM.
Прогрессивные пользователи «Твиттера» сочли нового губернатора реакционером и под общим хэштегом #басаргиндавайдосвиданья принялись публиковать разъяренные посты. @Shorohs: «Я против того, чтобы Пермь снова превратилась в унылую задницу мира, куда люди боятся ехать». @Gbolotoff: «Каждое утро буду просыпаться с шестизарядником». @PerniciousHabit: «Красные человечки придут за тобой». @StCheely: «Наконец-то мне есть кого ненавидеть».
Вряд ли это на что-то повлияло, но Виктор Басаргин вскоре дал задний ход: никакой контрреволюции, лишь забота о достигнутом и продвижение культурного бренда города. Между воинствующими лагерями установилось благостное перемирие. Вражда отступила, а «басаргиндавайдосвиданья» остался для истории.