К концу 2015 года цифровым эфирным вещанием будет покрыта вся территория Российской Федерации, а жители России смогут бесплатно смотреть как минимум 18 цифровых каналов. Именно такая цель ставится в федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы». По мнению исполнительного директора в г. Перми ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» (бренд «Дом.ru») Александра Мотрича, федеральные планы по массовому внедрению цифрового телевидения привели к тому, что активизировались все участники рынка: операторы, производители техники, контента. Вследствие этого растет уровень знаний населения о новой услуге, происходит ее популяризация.
Дмитрий Багдасарян, директор МТС по фиксированному бизнесу и телевидению, согласился, что проект перехода целиком на цифровое телевидение необходим, однако к самой программе есть ряд вопросов. «Например, в федеральной программе стандарт DVB-T, поддерживаемый большинством телеприемников, был заменен на DVB-T2. Еще одна проблема: технические и энергетические мощности, заложенные в проект, не покроют территорию, которую на сегодня покрывает аналоговое телевидение. Но в целом мы считаем, что проект абсолютно правильный — должно существовать государственное цифровое телевидение, мы ни в коем случае не видим в нем конкурента, потому что оно больше ориентировано на социальные слои населения, которым достаточно десяти стандартных каналов», — отметил г-н Багдасарян.
Назрела необходимость
Цифровое телевидение — следующий за аналоговым этап развития телеотрасли. Цифровой формат, по словам экспертов, — это гарантированное качество изображения и звука. В нем исключаются различные плавающие эффекты, возможные в аналоговых сетях. Также цифра — это возможность использовать интерактивные сервисы (телегид, телетекст, видеопрокат — мгновенный доступ к обширной библиотеке фильмов, возможность управления эфиром и т. д.). Кроме того, цифровые технологии, в отличие от аналоговых, позволяют внедрять каналы высокого разрешения (HD).
Трудности перехода
Услуга цифрового телевидения — пока не массовая, отметил г-н Мотрич, спрос на нее только начал формироваться. По оценке специалистов «Дом.ru», чуть больше года назад цифровое телевидение было подключено у 5 % жителей Перми. На сегодня эта цифра выросла примерно вдвое. МТС планирует перевести на цифру всю существующую базу абонентов в течение следующих полутора лет. Популяризации новой технологии способствует увеличение количества современных телевизоров у населения. «Обладая большим телевизором с огромным количеством функций, разумеется, зритель стремится использовать все эти функции по максимуму», — считает эксперт Александр Мотрич.
По его мнению, первыми на предложение операторов реагируют новаторы, затем аудитория «новинки» расширяется и переходит в массовый сегмент. «Главным образом мы рассчитываем на лидеров мнений, прогрессивную аудиторию, которая активно интересуется модными гаджетами. Однако практика показывает, что новая услуга востребована совершенно разными слоями населения — это и дети, и пенсионеры, и домохозяйки», — подчеркнул Александр Мотрич.
По мнению начальника отдела по маркетингу и рекламе пермского филиала ОАО «ВымпелКом» Павла Мельникова, абсолютное большинство абонентов цифрового телевидения — это люди, которые уже давно пользуются кабельным телевидением, готовы за него платить, но ожидают более высокого качества сигнала. Кроме того, как отметил г-н Мельников, технически большая часть абонентов уже готова к приему ТВ-сигнала высокой четкости, а некоторые абоненты даже обладают телевизорами, поддерживающими 3D. Так, больше половины абонентов «Билайн-ТВ», отвечая на вопрос о своем телевизоре, ответили, что пользуются современным телевизором с плоским экраном, а 10 % абонентов сказали, что их телевизор поддерживает 3D.
«В то же время количество соответствующего контента в России пока невелико. Абонентам крупнейших операторов цифрового ТВ доступно чуть более 20 HD-каналов, причем большинство из них зарубежного происхождения, и один-два канала в 3D, что явно не является коммерческим продуктом, а больше представляет собой имиджевую составляющую. Этот рынок еще находится на стадии формирования в России», — подчеркнул Павел Мельников.
Основная сложность перехода на цифровое телевидение — это необходимость приобретения дополнительного оборудования: декодера и карты доступа. МТС и «ВымпелКом» готовы предоставлять устройство в аренду бесплатно. Для клиентов «Дом.ru» декодер обойдется в 900 рублей, и еще 10 рублей нужно будет заплатить за карту доступа.
Однако не все телеприемники смогут работать с декодером напрямую — эта функция предусмотрена только для современных моделей. Для более старых телевизоров, не поддерживающих необходимые стандарты, МТС предусмотрел подключение специальной цифровой приставки, использующейся в качестве переходника. Ее стоимость при покупке составит 1300 рублей, при аренде — 50 рублей в месяц. Действующим абонентам кабельного телевидения МТС предоставит приставку бесплатно.
Ежемесячная стоимость цифрового телевидения МТС составит 255 рублей за 76 базовых каналов. За дополнительную плату можно будет приобрести дополнительные тематические пакеты. Базовый пакет «ВымпелКом» стоит 230 рублей и включает 90 каналов. «Дом.ru» предлагает своим абонентам подключить пакетное предложение «2 в 1»: Интернет + Дом.ru TV за 944 рублей в месяц. За эти деньги пользователь получит пакет из 23 HD-каналов и более 90 каналов традиционного качества.
Справка «bc»
На сегодня в Пермском крае услугу предоставляют «Дом.ru» (с ноября 2006 года), Utel (с декабря 2010 года), «ВымпелКом» (с марта 2011 года) и МТС (с июня 2012 года в пилотном режиме, с 3 сентября — полноценный запуск).