Газета
  1. Газета
 03 сентября 2012, 13:20  

День в СИЗО

День в СИЗО
Статья в Business Class подвигла на расследование гибели в пермском СИЗО Арсена Куштанова. Виноватых ищут среди медиков.

 Как стало известно «bc», Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту смерти в пермском СИЗО предпринимателя Арсена Куштанова. Уголовное дело о кончине 50-летнего заключенного возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»). 

 
Покамерный прием
В отличие от московского юриста Сергея Магнитского, умершего за решеткой 16 ноября 2009 года, Куштанов на дату кончины 20 июня 2012 года не оставил писем и дневников о пребывании в узилище. Если московский юрист отсидел на шконке без малого год, то пермский владелец автосервиса смог прожить в неволе чуть более одного дня. И просто не успел письменно засвидетельствовать — что же на самом деле случилось. О трагедии Куштанова «bc» сообщил в номере за 6 августа. К отцу троих детей приехали двое полицейских. Из дома, расположенного в пригородном поселке Голый мыс, Арсена увезли в следственную часть (СЧ) ГСУ краевого главка МВД РФ. Это было 18 июня примерно в 9.00 — указала в заявлении о возбуждении уголовного дела старшая дочь, предпринимательница Альфия Черевикова. 
20 июня в 0.10 бригада «скорой помощи» констатировала в СИЗО № 1 смерть арестованного накануне Куштанова. В медицинском свидетельстве от 21 июня причиной летального исхода названо травматическое субдуральное кровоизлияние. Изучение рентгенограмм черепа, выполненных 18 июня в ГБУЗ ПК ГКБ № 1, показало имевшийся перелом теменной кости слева. «На основании этого у больного еще в отделении нейрохирургии необходимо было установить наличие черепно-мозговой травмы и назначить соответствующее лечение. Однако согласно выданной ГБУЗ ПК ГКБ № 1 справке от 18.06.2012 г. № 6704 выявлен был «ушиб мягких тканей головы, рентгенограмма — без патологии, рекомендовано лечение у ЛОР и невролога… Данное происшествие стало возможным в результате выставления неточного диагноза специалистами отделения нейрохирургии ГБУЗ ПК ГКБ № 1», — отмечено в заключении о результатах служебной проверки, которое 25 июня утвердил начальник ФКУ СИЗО № 1 подполковник Дмитрий Борцов. 
По мнению руководителя, а также подписавших документ еще двух подполковников и двух майоров, личный состав не допустил никаких нарушений. Впредь предложено «обратить внимание сотрудников дежурных служб, дежурных медицинских работников на качественное проведение приема подозреваемых и обвиняемых в следственный изолятор».
 
Следы ведут в полицию
Работники пенитенциарного учреждения, подведомственного Министерству юстиции РФ, уверены: Куштанова угробили не здесь. События 18-20 июня офицеры внутренней службы подробно изложили на трех машинописных страницах. Задержанный получил травмы 18 июня в изоляторе временного содержания (ИВС) управления МВД РФ по Перми, где ожидал рассмотрения полицейского ходатайства о взятии под стражу, — говорится в официальной бумаге из СИЗО № 1. 
Полиция и вызвала «скорую помощь», которая повезла Куштанова на обследование в городские больницы. После рентгенографии в отделении нейрохирургии ГБУЗ ПК ГКБ № 1 данных о закрытой черепно-мозговой травме установлено не было, в госпитализации отказано. В приемном отделении оториноларингологии ФГБУЗ ПКЦ ФМБА России диагностировали «посттравматическую перфорацию б/перепонки слева», в госпитализации тоже отказали и «справкой от 18.06.2012 г. № 2083» рекомендовали амбулаторное лечение. Тяжело травмированного вернули под конвоем обратно в ИВС.
Постановлением Ленинского районного суда Перми от 19 июня Куштанов был арестован и около 14.02 доставлен в СИЗО № 1. Медосмотр выявил не только ушиб мягких тканей головы, но и гематому верхней трети правого предплечья, ссадину нижней трети правого предплечья. В соответствии со справками из двух больниц арестованный «в срочном оперативном лечении не нуждался, оснований принимать его в СИЗО не было». Через четыре часа пребывания в камере С-14 сборного отделения Куштанова осмотрел дежурный медработник. Заключенный пожаловался на головную боль и получил таблетку ревалгина. После проведения полного обыска и санитарной обработки его направили в камеру С-11. Минуло еще два часа, и во время вечерней количественной проверки в сборном отделении дежурный офицер обнаружил: подозреваемый «находится в неадекватном состоянии (дезориентирован во времени и пространстве, не отвечает на вопросы)».
Тюремный фельдшер предложил перевести больного в медчасть, где в 23.00 его состояние резко ухудшилось — до судорог и потери сознания. Спустя 15 минут произошла остановка дыхания и сердца. Прибывшая в 23.27 реанимационная бригада «скорой помощи» оказалась уже бессильна вернуть мужчину к жизни. 
Рассмотрев 7 августа все собранные материалы, замруководителя СО по Свердловскому району СКР подполковник Борис Богданов возбудил уголовное дело. «Установлено, что смерть Куштанова А.Г. наступила в т.ч. вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей медперсоналом УМВД РФ по г. Перми, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН РФ по Пермскому краю, ГКБ № 1 и МСЧ-140», — сказано в постановлении о необходимости провести расследование. 
Виноватых теперь ищут среди медиков.