Четыре оперных и четыре балетных премьеры значатся в планах Пермского театра оперы и балета на новый сезон. Возможно, поэтому и сезон в этом году открылся необычно рано, с начала сентября. И первую премьеру сезона — оперу «Свадьба Фигаро» пермяки увидят 18 сентября. Ее представят музыкальный руководитель постановки и дирижер Теодор Курентзис, режиссер-постановщик Филипп Химмельманн (Германия) и художник-постановщик Йоханнес Лайакер (Германия).
Премьерный спектакль является второй частью масштабного и амбициозного проекта «Трилогия Моцарт — Да Понте в Перми», задуманного Теодором Курентзисом: впервые на сцене российского театра будут поставлены все три оперы, которые совместно написали два великих классика оперной сцены — либреттист Бомарше и композитор Моцарт. Премьера первой части проекта, оперы Cosi fan tutte, состоялась в Перми в сентябре 2011 года, а завершающий трилогию спектакль Don Giovanni планируется выпустить в 2014 году.
Новый спектакль «Свадьба Фигаро» является копродукцией Пермского театра оперы и балета и Festspielhaus Baden-Baden. В отличие от Перми в Баден-Бадене над проектом трилогии работает одна постановочная команда, и действие трех опер происходит в одних и тех же декорациях — в Райском саду, от которого постановщик минималистично оставил только одно дерево. По замыслу постановщика Филиппа Химмельманна, все три оперы рассказывают о любви, но в разных ее стадиях. Если Cosi fan tutte — это зарождение любви, и дерево на сцене утопает в весеннем цвету, то «Свадьба Фигаро» — расцвет и зрелость чувств, и сценическое дерево полно сил и листвы. Грустные ветки с облетевшими листьями соответствуют зиме и увяданию любовных сил в Don Giovanni.
В Перми спектакли трилогии ставят разные постановщики, и одинаковое сценическое решение будет только у «Свадьбы Фигаро» — этот спектакль, как и в Баден-Бадене, ставит Филипп Химмельманн, а значит, пермяки увидят его версию событий известной истории про то, как Фигаро, камердинер графа Альмавивы, собирается жениться на Сюзанне, а граф всячески препятствует свадьбе, ведь девушка нравится ему самому. Увидят пермские зрители на сцене и дерево, и прозрачные стеклянные перегородки, служащие для артистов границами Райского сада. Переходить стеклянную границу в спектакле разрешено только Керубино, что наводит на мысль: этот герой — ангел, свободно перемещающийся из одного мира в другой. Но Филипп Химмельманн считает такую трактовку очень прямой. «И все-таки он — Керубино, а не херувим, но когда он начинает петь, вокруг него словно создается чудесная аура из чарующей музыки, преобразующей мир и уводящей в волшебные дали. А когда перестает петь, то снова превращается в дерзкого и строптивого мальчишку», — объясняет Филипп Химмельманн, режиссер-постановщик.
Роль пажа Керубино исполнит Наталья Буклага, молодая звезда Пермского театра оперы и балета. В главных партиях постановки заняты оперные звезды мирового масштаба: в роли графа Альмавивы выступят Андрей Бондаренко, солист Мариинского театра, и Максим Аниськин, солист Пермского и Новосибирского театров оперы и балета; в роли графини Розины пермяки увидят Зарину Абаеву, новую солистку Пермского театра оперы и балета. Партию Фигаро исполнят итальянец Симоне Альбергини и американец Кристиан ван Хорн.
Известно, что текст комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» не сразу увидел свет, три года цензура не пропускала его, усмотрев сатиру на аристократию и нападки на коррупцию в рядах чиновников. Из-за этого Бомарше перенес действие из Франции в Испанию, после чего король Людовик ХVI уступил призывам общества и разрешил постановку. Однако никаких параллелей с сегодняшним днем постановщик Филипп Химмельманн не проводит, по его словам, он плохо знаком с реальной ситуацией в России. В своей постановке он затрагивает одну из волнующих его проблем, актуальных и для современности. Главные герои, Фигаро и Сюзанна, зависят от графа и вынуждены защищать свое достоинство. «Время идет, но ситуация не меняется. И сейчас в любой стране всегда найдется кто-то более сильный, и человек точно так же вынужден бороться за сохранение своего достоинства», — рассказывает Филипп Химмельманн.