Сборник рассказов «14. Женская проза нулевых» стоит читать сразу по нескольким причинам. Во-первых, любая антология — это само по себе прекрасное явление, этакий винегрет, в котором каждый наверняка найдет для себя что-то интересное. Во-вторых, авторы — целая плеяда знакомых имен, отчасти знаковых для современной российской литературы (сплошь номинанты и лауреаты престижных премий), отчасти просто держащихся на слуху — как Анна Козлова, известная своим сценарием к сериалу Гай Германики.
Третья и, возможно, главная причина — составителем сборника стал Захар Прилепин, известный своим тонким чутьем и умением наблюдать за окружающим миром, вылавливая мельчайшие подробности. «14. Женская проза нулевых» и стала своего рода итогом кропотливого исследования современной литературы и действительности вообще. Прилепину удалось не погрязнуть в словесных массах и выделить самые мирообразующие тексты. Каждый автор антологии — как своеобразная точка, сборник в целом — контур, довольно точно очерчивающий как состояние литературы, так и общее женское сознание нулевых. Как все истинно женское, антология вышла очень кружевной, местами нежной и пронзительной, местами бабской, крикливой, суетливой и злой. Но при этом Прилепину удалось не скатиться в натурализм и холодную отстраненность — от предисловия до последнего рассказа сборник пронизан теплотой, и читатель чувствует: несмотря ни на что, всех своих женщин Прилепин любит.
Формально современная женская проза оказалась очень молодой, скорее девичьей или девчоночьей — многим авторам нет и тридцати. Однако содержательно на каждом втором лице уже проступают неотвратимые морщинки, а тонкие губы складываются во взросло-скорбное выражение. Девочки нулевых, попавшие в сборник Прилепина, кажется, все очень правильно поняли про эту жизнь. Поняли и приспособились.
В целом это делает книгу интересной даже для тех, кто абсолютно равнодушен к женской прозе и считает ее изначально ущербным жанром. «14. Женская проза нулевых» имеет если не художественную, то уж точно антропологическую ценность: слишком уж яркие, почти симптоматические тенденции выпячивает прилепинская антология. Невозможно не обратить внимания на полное отсутствие в книге мужчин-героев. Вернее, если мужчины изредка все же попадаются, то героев среди них нет ни одного. Однако нет в книге и противопоставления сильных положительных и слабых отрицательных. Все слабые, барахтаются в быту и бьются с невыносимой ношей повседневности. Всех жалко. Так что, в целом, «14. Женская проза нулевых» — гимн одиночеству и недолюбленности, и каждый из рассказов в сборнике — о том, как хочется счастья. К концу становится ясно, что и «женскость», и «нулевые» — это формальности и ярлыки. Но не называть же книгу «Общечеловеческие истории на вечные темы».
Рекомендации «bc»: читать