Газета
  1. Газета
 29 октября 2012, 13:20  

Книга

Книга
Продукт: «14. Женская проза нулевых» Авторы: Анна Андронова, Ирина Богатырева, Ксения Букша, Алиса Ганиева, Анастасия Ермакова, Полина Клюкина, Наталья Ключарева, Анна Козлова, Майя Кучерская, Ирина Мамаева, Анна Матвеева, Василина Орлова, Анна Старобинец, Марина Степнова.
Сборник рассказов «14. Женская проза нулевых» стоит читать сразу по нескольким причинам. Во-первых, любая антология — это само по себе прекрасное явление, этакий винегрет, в котором каждый наверняка найдет для себя что-то интересное. Во-вторых, авторы — целая плеяда знакомых имен, отчасти знаковых для современной российской литературы (сплошь номинанты и лауреаты престижных премий), отчасти просто держащихся на слуху — как Анна Козлова, известная своим сценарием к сериалу Гай Германики.
Третья и, возможно, главная причина — составителем сборника стал Захар Прилепин, известный своим тонким чутьем и умением наблюдать за окружающим миром, вылавливая мельчайшие подробности. «14. Женская проза нулевых» и стала своего рода итогом кропотливого исследования современной литературы и действительности вообще. Прилепину удалось не погрязнуть в словесных массах и выделить самые мирообразующие тексты. Каждый автор антологии — как своеобразная точка, сборник в целом — контур, довольно точно очерчивающий как состояние литературы, так и общее женское сознание нулевых. Как все истинно женское, антология вышла очень кружевной, местами нежной и пронзительной, местами бабской, крикливой, суетливой и злой. Но при этом Прилепину удалось не скатиться в натурализм и холодную отстраненность — от предисловия до последнего рассказа сборник пронизан теплотой, и читатель чувствует: несмотря ни на что, всех своих женщин Прилепин любит.
Формально современная женская проза оказалась очень молодой, скорее девичьей или девчоночьей — многим авторам нет и тридцати. Однако содержательно на каждом втором лице уже проступают неотвратимые морщинки, а тонкие губы складываются во взросло-скорбное выражение. Девочки нулевых, попавшие в сборник Прилепина, кажется, все очень правильно поняли про эту жизнь. Поняли и приспособились.
В целом это делает книгу интересной даже для тех, кто абсолютно равнодушен к женской прозе и считает ее изначально ущербным жанром. «14. Женская проза нулевых» имеет если не художественную, то уж точно антропологическую ценность: слишком уж яркие, почти симптоматические тенденции выпячивает прилепинская антология. Невозможно не обратить внимания на полное отсутствие в книге мужчин-героев. Вернее, если мужчины изредка все же попадаются, то героев среди них нет ни одного. Однако нет в книге и противопоставления сильных положительных и слабых отрицательных. Все слабые, барахтаются в быту и бьются с невыносимой ношей повседневности. Всех жалко. Так что, в целом, «14. Женская проза нулевых» — гимн одиночеству и недолюбленности, и каждый из рассказов в сборнике — о том, как хочется счастья. К концу становится ясно, что и «женскость», и «нулевые» — это формальности и ярлыки. Но не называть же книгу «Общечеловеческие истории на вечные темы».
 

Рекомендации «bc»: читать 

Все новости компаний