На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев провел в Перми совещание, посвященное внедрению новых материалов в строительные технологии. В его работе участвовали глава Минэнерго РФ Александр Новак, министр регионального развития РФ Игорь Слюняев, заместитель министра транспорта Олег Белозеров, а также представители нефтяного и дорожного бизнеса, в том числе генеральный директор ОАО «Газпромнефть» Александр Дюков и гендиректор ОАО «ДСК «АВТОБАН» Алексей Андреев.
По оценкам экспертов, спрос на продукцию нефтегазового промышленного комплекса в дорожном строительстве и коммунальном хозяйстве к 2030 году возрастет в три раза. Сейчас он составляет примерно 4 млн тонн продукта в год. Вопрос внедрения инновационных технологий при нынешней нормативной базе, которая опирается на принципы экономии материалов, остается ключевым. «Низкое качество покрытия — беда 50% российских дорог. Государство занимается этой проблемой более 20 лет. А Европа вообще везет этот материал из Венесуэлы. Необходимо во главу угла поставить производство высококлассного битума. Да, дороже будет стоить километр дороги, но качество покрытия станет существенно выше», — заявил в ходе доклада генеральный директор ОАО «ДСК «АВТОБАН» Алексей Андреев. Напомним, что крупнейшее западно-сибирское подразделение этого дорожно-строительного холдинга — ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» — в настоящее время ведет работы по реконструкции Восточного обхода Перми.
Глава Минэнерго Александр Новак отметил, что наиболее перспективным в плане долговечности и качества является так называемый полимер-битум вяжущий (ПБВ). По сравнению с традиционными материалами ПБВ имеет более высокие эластичные свойства, трещиностойкость и устойчивость к динамическим воздействиям, а также достаточно низкую температуру хрупкости. Это дает возможность увеличить срок службы автодороги в два раза, то есть до 12 лет. «В США доля потребления материалов такого рода составляет 15% от общего объема, а на Аляске достигает 50%. В России — чуть более 1%», — сообщил Александр Дюков. По оценкам специалистов, при годичной потребности в 1 млн тонн у нас за тот же период времени генерируется порядка 60 тыс. тонн ПБВ. Хотя такие компании, как «Газпромнефть», «ТНК-BP» и «ЛУКОЙЛ», давно освоили технологию и готовы значительно увеличить объемы производства полимер-битума.
«Ключевым сдерживающим фактором применения новых материалов является участие некомпетентных подрядчиков, применяющих систему демпинга на торгах», — считает Алексей Андреев. В связи с этим бизнесмен предлагает внести изменения в действующее законодательство о госзакупках и перейти на систему контрактов жизненного цикла (КЖЦ), учитывающих приведенные затраты, то есть затраты не только на создание объекта, но и на его эксплуатацию, содержание и ремонт. «Внедрение оценки приведенной стоимости при контрактах жизненного цикла позволит выигрывать торги тем подрядчикам, которые строят качественно, а не тем, кто будет строить дешево. Это позволит активно внедрять новые материалы и развивать инновационные технологии», — уверен г-н Андреев. Глава «Газпромнефти» Александр Дюков поддерживает инициативу Алексея Андреева. «Нужны изменения к федеральному закону №94, которые предусматривали бы применение идеологии контрактов жизненного цикла. Сейчас закон заставляет поставщиков действовать по критериям минимальной цены, но дешево — не значит качественно», — заявил г-н Дюков. Министр энергетики РФ Александр Новак также высказался за широкое применение КЖЦ, назвав это «обязательной мерой».
Дмитрий Медведев по итогам совещания пообещал подготовить ряд развернутых поручений, в том числе в отношении изменения федеральной контрактной системы. «Сейчас мы активно занимаемся подталкиванием государственных структур к созданию более четкой, более современной системы технического регулирования и стандартизации. Все, что мы сделаем, обязано быть результатом договоренности между бизнесом и бизнес-объединениями, их саморегулируемыми организациями. И это должны быть такие организации, которым государству не страшно передать полномочия», — прокомментировал премьер-министр.
Схема контракта жизненного цикла подразумевает осуществление полного цикла работ по проектированию, строительству (реконструкции) автомобильной дороги, ее эксплуатации (включая ремонт и содержание) в течение срока действия контракта. Срок данного вида соглашения составляет в среднем 25-30 лет. Преимуществами КЖЦ для заказчика называют минимизацию рисков, повышение качества, оплату только в случае поддержания объекта в соответствии с принятыми параметрами. Дорожно-строительные компании основным плюсом такой схемы работы видят большую свободу в выборе технических решений.