Концепция «Единого парковочного пространства города Перми» будет предусматривать внедрение автоматизированных парковочных комплексов (АПК). Об этом «bc» рассказал министр строительства и архитектуры края Дмитрий Шаповал. По его словам, сегодня городская администрация ведет поиск подходящих для АПК площадок. «Мы ожидаем от коллег информации. Это могут быть объекты общественной инфраструктуры, где есть дефицит машиномест, или районы с уплотненной городской застройкой. Как только получим ответ от разработчиков концепции, совместно с городом запустим первый «пилотник» по внедрению АПК», — отметил министр.
Он рассказал, что окончательное решение все же останется за муниципалитетом. «Исходя из того, что город предложит, будем рассматривать варианты помощи на краевом уровне. Если парковки под социальные объекты, то они профинансируются из бюджета, если под жилищное строительство и точечную застройку — внедрение таких АПК ляжет на плечи инвесторов», — добавил г-н Шаповал.
По мнению краевого министра, сегодня о «нужности» таких парковок можно говорить только после оценки общей городской структуры. «Если имеет место уплотненная застройка, то без таких парковок не обойтись. Крупные российские города сегодня активно рассматривают данные технологии. Отмечу, что подобные проекты реализуются на основе государственно-частного партнерства», — высказался Шаповал.
Ранее вопрос о внедрении АПК был поставлен на совещании, которое прошло при участии г-на Шаповала. На нем присутствовали также чиновники из городской администрации, строители, представители компании-производителя АПК из Екатеринбурга и Перми. Целью встречи было не только решить, нужны ли городу такие комплексы, но и объяснить техническую и финансовую сторону вопроса.
Плюсы из Екатеринбурга.
По словам начальника отдела развития ООО «Автомобильные парковочные комплексы» Александра Корчагина, совещание позволило обозначить основные пути развития парковочного пространства в краевой столице. «Примитивный подход «а давайте сделаем здесь парковку» не работает ни в Перми, ни в Екатеринбурге. Парковки должны быть элементом общей инфраструктуры города. Главная ошибка состоит в том, что везде строятся дороги, но из-за припаркованных на обочинах автомобилей ездить по ним невозможно. Например, в Екатеринбурге построили новую эстакаду. Мы посчитали, что затраты на нее были сопоставимы со строительством в городе АПК, которые убрали бы все машины с обочин из центра города. Поэтому продвигаем такой тезис: главное не дороги — главное движение. Об этом многие забывают», — отмечает собеседник.
Сегодня классификация АПК, которую предлагают екатеринбуржцы, включает в себя компактные, пазловые, башенные и стеллажные парковки. Первые — на два машиноместа, наиболее дешевый вариант из всех, стоимость порядка 140 тыс. рублей. Самые крупные и дорогие — башенные АПК, рассчитанные на десятки машиномест, их цена — 600-700 тыс. рублей.
Безусловно, главным преимуществом таких парковок является экономия места. Самый простой вариант автоматизированной парковки (компактный) может вдвое увеличить количество машиномест. «Вы сможете вместо одной машины на площадке поставить две — друг на друга, при этом как на открытом воздухе, так и на территории подземного паркинга. Если делать башенные АПК, то на площади, где бы разместились 5-6 автомобилей, можно будет поставить несколько десятков», — рассказывает Александр Корчагин.
Сегодня в Екатеринбурге функционируют три подобных паркинга, два из которых принадлежат компании ООО «Автомобильные парковочные комплексы». «Так получилось, что по всей России мы проектируем и строим их больше, чем в Екатеринбурге», — сетует г-н Корчагин. В Перми, по данным «bc», подобная парковка работает у одного из офисов «Раффайзенбанка» (см. фото).
Стоит отметить, что в рамках прошедшего совещания представители компании встретились также со строителями. «Это был более технический разговор — о том, как проектируются такие парковки, и об их соответствии тем или иным нормативам», — рассказал г-н Корчагин. Строители, по его словам, встретили инновацию с энтузиазмом.
«Сегодня наши основные заказчики по России — застройщики, проектирующие новые объекты. Кроме того, АПК используются сегодня автосалонами (для хранения новых авто), торговыми и офисными центрами, гостиницами, культурно-спортивно-развлекательными центрами», — рассказывает собеседник.
Вопрос в другом.
Идею внедрения в Перми АПК сами участники рынка встретили без энтузиазма. По словам директора по строительству ООО «Сатурн-Р» Николая Кирюхина, некоторым строительным компаниям и девелоперам автоматизированные парковки могут быть интересны, но не крупным застройщикам. «Мы не интересовались этой технологией, поскольку не видим в ней надобности на наших объектах», — отметил собеседник. С ним солидарен пермский отельер, владелец гостиницы New Star Александр Полев, который считает, что идея внедрения АПК хороша для Москвы и Санкт-Петербурга, а для пермского бизнеса это слишком дорогое удовольствие. «Если бы в АПК была необходимость, они бы уже давно функционировали на улицах Перми», — считает Полев.
По словам научного руководителя «Центра дорожной информации» Михаила Якимова, внедрение АПК не решит и проблему пробок в центре города. «Ключевой вопрос — нужны ли Перми вообще новые парковки. Отмечу, что в центре Лондона и многих крупных европейских городов законодательно запрещено строить парковки. Если мы хотим уменьшить количество автомобилей в центре города и сделать его удобным для пешеходов, мы должны уменьшать количество парковочных мест. Люди вообще не должны приезжать в центр на машине. И проблема нехватки паркингов — это всего-навсего нарушение правил дорожного движения. Поэтому автоматизированные парковки не помогут убрать с улиц Перми транспорт. Люди все равно будут искать для себя бесплатные или более дешевые варианты стоянки», — считает эксперт.
Начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис: «Ни многоярусные, ни подземные, ни надземные парковки не будут функционировать, пока не решена главная проблема — контроль за соблюдением правил стоянки на улично-дорожной сети. Муниципалитет может построить АПК, и даже бесплатный, но им не будут пользоваться. Принцип парковаться «у нужной двери» действовать не перестанет. Поэтому вся парковочная политика упирается только в одну проблему — низкий уровень контроля за соблюдением правил парковки. И только после ее решения с обочин исчезнут автомобили».