erid 2SDnjchg1Ge
Политика
  1. Политика
 18 марта 2013, 13:20  

Партийная мобилизация

Партийная мобилизация
Политолог Алексей Копысов — о последних кадровых изменениях в прикамской «Единой России», итогах довыборов депутатов в гордуму и работе кандидатских штабов.

Алексей Георгиевич, деятельность «партии власти» вы анализируете не только как политолог, но и как член политсовета «Единой России»…

— Конечно, заинтересованно — не только как член партии, но и как один из ее ветеранов, делегат учредительного съезда, и как человек, отдавший годы партстроительству.


Начиная со знакового для регионального отделения декабря, какие проблемы стояли перед новым руководством регионального отделения «Единой России»?

— В первую очередь необходимо было наладить работу исполкома. В предыдущие полгода он пребывал в подвешенном состоянии, что сказывалось на эффективности его деятельности. Первым кадровым решением Николая Ивановича Дёмкина было назначение на должность и.о. руководителя исполкома Сергея Бритвина. На мой взгляд, это было очень правильное решение, и Бритвин принес ощутимую пользу партии, оживив исполком. Этот орган снова стал центром партийной жизни, обсуждения и решения проблем и задач. Сергей Юрьевич вернул часть старых кадров, привел нескольких новых людей, что дало работоспособный сплав. На сегодняшний день исполком — это работающая структура, которая неплохо контролирует работу местных отделений.


Почему тогда Сергея Бритвина все-таки сместили с этой должности по формальным признакам?

— Если бы Николай Иванович решил оставить Бритвина, то никакие формальные признаки ему бы не помешали. Сергей не раз занимал руководящие посты, и нигде его среднее специальное образование ему не помешало. Вообще при таких назначениях можно руководствоваться одним из трех подходов. Первый — это может быть технократическое, технологическое решение, когда назначается тот, кто наиболее эффективно и грамотно справится с проблемами. Так на этот пост в прошлом приходили Николай Яшин и Сергей Булдашов. Второй — разделение ролей и задач, к примеру, так был назначен Александр Филиппов. И третий — командный. Николай Иванович — явно приверженец командного подхода, а Сергей Бритвин — человек из другой, пусть и дружественной команды.


Как вы оцениваете назначение Вячеслава Григорьева на должность руководителя исполкома «Единой России»?

— Раньше в партии часто наблюдалось легкое «двоевластие» и привычка руководителей РО все проблемы объяснять недоработками исполкома. Поставив на исполком «своего» новичка, Дёмкин показал, что ответственность за деятельность исполкома он берет на себя. Что касается самого Григорьева, то его биография вполне соответствует тому, чтобы он справился с новыми задачами. И военное прошлое здесь пойдет только в плюс, ведь офицеры, пусть и бывшие, — это люди, которым не нужно объяснять, что такое дисциплина, упорядоченность действий, планирование и организационная работа. Думаю, все это усилит работу исполкома, тем более что Сергей Бритвин, скорее всего, остается в структурах регионального отделения.


Какие еще задачи стояли перед новым руководством «Единой России» в этот период? Решаются ли они?

— Необходимо было проработать структуру политсовета, такое поручение получил президиум на декабрьском заседании политсовета. И решение опереться на достаточно большое количество заместителей секретаря, распределив между ними политический и организационный функционал, я считаю правильным. Раньше в РО партии всегда были 4-6 заместителей, но год назад решением Валерия Сухих количество заместителей сократилось до одного. Но у партии много задач и одновременно — немало ярких личностей, способных решать эти задачи. Назначение Яшина, Борисовца и Папкова практически полностью совпадает со списком лиц, которых в декабре пытались «зачищать» как представителей трутневской команды. Сегодня это означает, что либо прекращается разделение партийцев по принципу клановости, либо признание того, что в команду Трутнева периода двухтысячных входят эффективные и влиятельные политики. Или и то и другое вместе. Очень важной задачей для нового руководства являлось и преодоление раскола в партии, которое четко обозначилось на последней партийной конференции. И выдвижение Николаем Ивановичем именно этих кандидатур говорит о том, что он сдерживает свое обещание о консолидации сил партии. При этом такой политический гуру, как Николай Яшин, всегда вносил мудрость во время принятия партийных решений. Игорь Папков несколько лет подряд возглавлял партийную комиссию по кадрам и брал на себя очень сложные процедуры не только проведения переговоров, но и согласования самых разных политических позиций. В этом ему помогал не только большой опыт, но и человеческие качества. Эффективно возглавляет фракцию в Законодательном собрании Юрий Борисовец, и его влияние на партийные решения очевидно.


Кроме того, не исключено и увеличение числа заместителей секретаря, и речь может идти не только о руководителе общественной приемной и функционале первого заместителя, но и о восстановлении должностей координаторов по Коми-Пермяцкому округу и городу Перми. Особенно это оправдано в краевой столице, где важно учитывать интересы не отдельно взятого района, а партии в целом.


Кроме того, в апреле-мае возобновит свою работу партийная комиссия по кадрам, которая будет контролировать сроки и ход выдвижения кандидатов от «партии власти» на территории края, оценивать их ресурсы и разводить явных лидеров по разным округам. Также «Единая Россия» должна активнее использовать возможности Фонда поддержки партии — для предоставления ресурсов отдельным кандидатам, прежде всего в сельских поселениях.


Как вы оцениваете политические итоги избирательных кампаний по довыборам, состоявшимся 10 марта, в разных территориях края?

— Из 12 разыгрываемых мандатов 9 достались единороссам: 7 — кандидатам, выдвинутым партией, и 2 — самовыдвиженцам, имеющим партбилет «Единой России» (в том числе 3 из 3 депутатских мандата Пермской городской думы). 2 мандата достались ЛДПР и 1 — беспартийному самовыдвиженцу.


А какие уроки «партия власти» сможет извлечь из этого успеха?

— Если к сентябрьским выборам партия подойдет так же, как к нынешним, то результат может оказаться гораздо хуже. В этих выборах «Единой России» во многом помогла вялость остальных политических партий: кроме «Единой России» и ЛДПР ни одна партия не смогла выйти за пределы краевой столицы при выдвижении кандидатов. И я слегка озадачен этим, ведь уровень состоявшихся выборов был очень разным, были территории, где победу гарантировали 200-300 голосов.
Неуверенность в своих силах маленьких партий и очевидные проблемы с выдвижением у КПРФ и «Справедливой России» показывают, как не нужно готовиться к выборам. При этом очень интересный состав кандидатов от различных партий был предложен в краевом центре. Здесь поучаствовали и недавно созданные партии, и уже опытные игроки. Достойно выглядели «Российская партия пенсионеров за справедливость», КПРФ и «Альянс Зеленых — народная партия». Коммунисты сделали явную ставку на молодежь. «Партия пенсионеров», думаю, в ближайшее время сможет превзойти своих бывших побратимов «эсеров», если уже не превосходит. ЛДПР тоже не стоит списывать со счетов, ведь это партия активистов, и она притягательна для многих наших территорий как главная оппозиционная сила. Но быть оппозиционером — и выглядеть ярко при этом — легче. Если же ты идешь от «партии власти», то тебе приходится разбираться в скучных вещах: формировании бюджета, законодательстве, тарифообразовании и т. д. Оппозиционную риторику ЛДПР как раз и освоила лучше других, и персонажи у нее тоже довольно харизматичные. Исходя из итогов этих выборов стоит признать, что по-прежнему есть «Единая Россия» и все остальные, а из всех остальных относительно готовы к выборам ЛДПР, КПРФ и «Партия пенсионеров».


С чем связана низкая явка на этих выборах?

— Во-первых, пользуясь политологической терминологией, эту кампанию можно назвать выборами с низким содержанием, поэтому они, независимо от состава участников, обречены были стать неинтересными.

Во-вторых, после того как порог явки был отменен, за то, чтобы избиратели пришли на участки, отвечают только два субъекта: избирательный штаб кандидата и избиратель с его личной политической позицией. Штаб кандидата заинтересован не в любой явке, а только в приходе своего потенциального электората. С этой целью проводятся социологические замеры, работают агитаторы, а дальше все сводится к «мобилизационным» технологиям (как законным, так и незаконным). В итоге можно сказать, что кандидаты сегодня работают на одно — на доведение своих избирателей до урны для голосования. Причем довести, как в прямом, так и в переносном смысле, начиная с «подвозов» и заканчивая психологическим воздействием на избирателей. В такой ситуации вялость избирательного штаба и отсутствие кандидатов, нацеленных на результат, сводит число сторонников кандидата к нулю. На примере Перми это хорошо видно, где три с половиной активных штаба кандидатов (Алексей Оборин, Алексей Керов, Сергей Андреянов, Светлана Гузова) по Свердовскому району дали явку почти в два раза выше, чем в Индустриальном районе. Видно, как повлиял на явку в Балатово отказ от мобилизации избирателей Неустроева, видно, что едва не провалил свою работу штаб Климова, оказавшийся не готовым к внезапной мобилизации соперников. Сейчас мы можем с уверенностью говорить, что штабы кандидатов, набравших 100-300 голосов в Перми, не работали вообще. А что касается кандидатов, получивших более 1,5 или 2 тыс. голосов, следует посмотреть, какое количество избирателей пришли и проголосовали самостоятельно, а насколько это обеспечено «мобилизационными» технологиями. По моим прикидкам, максимальное число людей, которое может мобилизовать избирательный штаб кандидата на уровне выборов городской думы, — 1500 человек. Более объективная цифра — 700-900. Остальное — избиратели, определившиеся самостоятельно, в том числе на участке.


С чем связан отказ «Единой России» от выдвижения своего кандидата в Свердловском районе, и в чем особенности этого процесса в других районах?

— Во-первых, это связано со слабой позицией руководства Свердловского районного отделения партии. Во-вторых, краевое руководство упустило для переговоров и объективной оценки ситуации декабрь, занимаясь вопросами, связанными со сменой руководства реготделения.


В Мотовилихинском районе местное отделение изначально было нацелено на выдвижение Смирнова, но все-таки краевая «Единая Россия» не могла не поддержать одного из лидеров партии Сергея Климова. Когда на выборы заявляется член президиума регионального отделения, то совершенно очевидно, что партия должна поддерживать эту инициативу, а интересы пусть и подающего надежды кандидата уже в расчет не берутся. Конечно, такое случается довольно редко, и если бы это были регулярные выборы, то кандидатов просто развели бы по разным округам. В итоге депутат гордумы Горбунова, давно исключенная из «ЕР», но по-прежнему фактически контролирующая местное отделение, играла в свою игру до конца, и Климов победил не благодаря, а вопреки позиции районных партийцев.


В Индустриальном районе выдвижение Сергея Захарова было обусловлено консолидированным мнением ведущих предприятий района и города по этой кандидатуре, а «Единая Россия» обычно старается поддерживать позицию градообразующих предприятий.


Выдвижением кандидатов в территориях края занимались сами местные отделения. Это связано с демократизацией устава партии. Результаты выборов показали, что на местах с кандидатами не ошиблись.